Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №22 «Орленок»
города Димитровграда
Перспективный план работы Лего-центра
Составитель: Русяева А.В.
Методические рекомендации для педагогов ДОУ
«Использование конструкторов «Лего» в дошкольных учреждениях»
1.Применять в образовательных областях: математика, познавательное развитие, социальный мир, труд и коммуникация.
2.Использовать конструктор в совместной, самостоятельной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.
3.Выбирать конструктор «Лего» необходимо учитывая возрастные особенности детей.
4. В работе по Лего конструированию с дошкольниками применять принципы реализации инновационного опыта:
-принцип последовательности;
-принцип наглядности;
-принцип доступности;
-принцип учёта индивидуальных особенностей,
-принцип интегрированного подхода.
5. В работе по Лего конструированию с дошкольниками применять методы инновационной работы:
- изучение соответствующей литературы, накопленного опыта по теме инновационной работы, пакета нормативно-правовых документов;
- наблюдение за детьми в ходе воспитательно-образовательного процесса;
- анкетирование и тестирование дошкольников, педагогов и родителей;
- диагностика знаний и умений;
- обобщение и систематизация накопленного опыта.
6. Педагоги в своей работе могут использовать следующие методы и приёмы реализации поставленных задач:
– наглядно-практические,
– словесные,
– проблемных ситуаций,
– систематизации знаний и умений,
– игровые.
7. Педагоги в своей работе могут использовать следующие средства реализации:
- создание условий для развития творческого потенциала детей;
- организация развивающей предметно-игровой среды в группах;
-повышение квалификации педагогических кадров.
8 Ведущая педагогическая идея: «Формирование думающей, чувствующей, активной и творческой личности дошкольника».
Для реализации педагогической идеи необходимо создать и поддерживать положительный психоэмоциональный комфорт в детском саду, создавать условия для реализации каждым ребёнком своих лучших качеств, своих потребностей, возможностей, желаний. Воспитатели должны развивать у детей инициативу, самостоятельность, речь.
9. Образовательная практическая деятельность должна проходить более раскованно, в непринужденной обстановке. В процессе продуктивной деятельности дети не просто описывают свои постройки и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу деятельности, причем на вопросы не только сверстников, но и на вопросы воспитателя. Это развивает коммуникативные навыки, так как в процессе совместной деятельности дети могут поинтересоваться тем, что и как, делают другие, получить, или дать совет о способах крепления, или объединить свои конструкции для более масштабной.
10. В младших и средних группах рекомендую применять следующие виды занятий:
- конструирование по образцу
- конструирование с опорой на схемы
- конструирование по собственному замыслу.
11. В своей работе педагоги могут использовать наиболее распространенные формы организации работы с детьми: сказки, создание построек, моделей героев известных сказок, а затем использование их в играх, играх-драматизациях, беседы. Вышеперечисленные формы организации работы с детьми реализуются через следующие методы обучения конструированию:
а). Анализ образцов, выполненных одним способом.
б). Анализ несовершенной поделки.
в). Педагогическая оценка или анализ результатов деятельности.
г). Игровые приемы: игры на развитие высших психических функций (упражнения на развитие логического мышления, воображения, классификации, логические закономерности, развитие внимания и памяти, пространственное ориентирование, симметрии).
12. Важно чаще предлагать детям такие конструктивные задачи, которые заставляли бы их думать, искать решение, пробовать, изобретать. А если деятельность ребенка носит творческий характер, она заставляет его думать, а значит – мыслить, и становится привлекательной, позволяет открывать в самом себе новые возможности, а это сильный и действенный стимул к занятиям по легоконструированию.
13.При взаимодействии с родителями педагоги могут использовать следующие формы работы:
• консультации (по конструктивной, творческой деятельности детей, что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте, как развивать детское творчество, какой наглядный материал и конструкторы лучше приобрести),
• папки – передвижки;
• выставки детских работ с участием родителей, конкурсы.
• развлечения,
• родительские собрания, мастер – класс.
Период | Лексическая тема | Тема по Лего-конструированию | Задачи | Образовательная деятельность в режимных моментах (формы и задачи) | Организация развивающей предметно-пространственной среды (формы, задачи) |
Сентябрь | Здравствуй, детский сад! | Конструирование по замыслу | - активизировать конструктивное воображение детей; - закреплять знание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей. | «Что лишнее?» - развивать внимание и память. «Построй, не открывая глаз» - учимся узнавать детали конструктора, развиваем мелкую моторику рук, выдержку. | |
Сад (фрукты) | Конструирование фруктов | - продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т.д.); - формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках; - развивать умения анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части (края, основание), называть и показывать детали конструктора. | « Овощи и фрукты» - учить детей различать фрукты и овощи на ощупь; - называть и группировать их, после прослушивания стихотворения перечислять овощи, о которых в нем рассказывается. «Таинственный мешочек» - учить отгадывать детали конструктора на ощупь. | |
Взаимодействие с родителями: Консультация для родителей: создание эффективной предметно – развивающей среды по лего-конструированию в домашних условиях Родительское собрание: роль игры в развитии детей дошкольного возраста |
Октябрь | Осень | Осенний лес | -Закреплять умение строить лесные деревья; -Учить отличать деревья друг от друга; -Закреплять названия деталей и цвет. | «Осень пришла» -учить детей логически завершать начатые педагогом предложения. «Найди постройку» - развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками. | |
Мебель | Обстановка в гостиной | -Выделять основные части постройки, определять их назначение; - Закреплять умения скреплять детали разными способами (со смещением, на плато, скрепляя 2 детали одной); - Закреплять умения анализировать готовую постройку; - Развивать активное внимание тонкой моторики рук; - Учить составлять и отгадывать загадки. | «Мебель» -совершенствовать умение называть как можно больше предметов мебели; -учить пользоваться в речи словами: прекрасный, удобный, огромный -развивать внимание, память, устную речь. «Лего на голове» - развивать ловкость, координацию движения. | |
Взаимодействие с родителями: Консультация для родителей: развитие способностей к рефлексии, анализу, планированию деятельности посредством лего-конструктора Выставка детских работ |
Ноябрь | Игрушки | «Лучший друг» (постройка из деталей конструктора фигуры плюшевого медвежонка) | -Ознакомить детей с деталями конструктора; -Развить навыки анализа образца и моделирования в соответствии с образцом фигурки медведя. | «Части тела» -формировать представления воспитанников о строении тела медведя «Чья команда быстрее построит» -учимся строить в команде, помогать друг другу; -развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук. | |
Обувь | «Построим фургон для доставки обуви в магазины» | - Ознакомить детей с назначением грузовых машин – фургонов; -Определить конструктивные особенности машин – фургонов; -Обучить выделению внутреннего пространства; - Развивать умения следовать инструкциям педагога, размещать постройку на плате; - Развивать конструктивное воображение. | «Чья обувь» -развивать умение подбирать обувь, которую носят мужчины, дети, женщины. «Найди деталь такую же, как на карточке» -закрепить названия деталей конструктора Лего "Дупло". | |
Взаимодействие с родителями: Консультация для родителей: развитие индивидуальных способностей ребенка и его творческой активности с помощью Лего-конструирования Фотовыставка «Мои достижения в LEGO» |
Декабрь | Зимующие птицы | Кормушка для птиц | - Закреплять навыки строить по схемам; - Учить строить кормушку из лего-конструктора; -Распределять детали лего-конструктора правильно. | «Найди такую же деталь как на карточке» - закреплять названия деталей лего-конструктор; - рассматривание иллюстраций, рассказ о зимующих птицах; - закрепить знания детей, развивать внимание. «Сколько птиц к кормушке нашей» - развитие мелкой моторики рук | |
Новый год | Новогодние игрушки | -Развивать фантазию и воображение детей; -Закреплять навык скрепления деталей; -Учит строить более сложную постройку. | «Фантазеры» - развивать фантазию, воображение. «Зимний праздник –Новый год» - рассматривание фотографий, картин, иллюстраций; - рассказать детям о новогодних традициях своей страны, а также познакомить с традициями других стран. «Новогодний хоровод» | |
Взаимодействие с родителями: Консультация для родителей: Консультации: «Как правильно подобрать конструктор для ребенка 5-6 лет» Выставка - конкурс «Новогодние игрушки из LEGO – конструктора» |
Январь | Зимние забавы | Конструирование по замыслу | - Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; - Развивать творческую инициативу и самостоятельность; - Закреплять полученные навыки. | «Чья команда быстрее построит» - учить строить в команде, помогать друг другу, развивать интерес, внимание и быстроту, мелкую моторику рук. «Таинственный мешочек» - учить отгадывать детали конструктора на ощупь. | |
Домашние животные и их детеныши | Животные на ферме (корова) | -Закреплять знания о домашних животных; - Учить анализировать образец, выделять основные части животных; - Развивать конструктивное воображение детей. | «Дорога в деревню» «Найди детеныша» «Домашние животные» - закрепить представления о домашних животных, чем питаются, их особенности. | |
Взаимодействие с родителями: Информационный стенд; «Конструктивные игры для детей 5-6 го года жизни». Фотовыставка «Зимние забавы с LEGO» Составление совместных рассказов на тему «Мои любимые зимние игры» |
Февраль | Транспорт (ПДД) | Моя улица | - Дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек; - Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора; - Закрепить навык скрепления. | Рассматривание фотографий знакомых объектов улицы. Рассказ об улицах. «Светофор» - закреплять значения сигналов светофора; - развивать внимание память. «Найди такую же деталь, как на карточке» - закреплять названия деталей лего-конструктора. | |
День защитников Отечества. | Военная техника (Самолет) | -Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, познакомить с военной техникой - Закреплять умение строить самолет по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования. | «Кто быстрее?» - развивать быстроту, внимание координацию движений. «Самолеты» «Военная техника» - познакомить детей с военной техникой. | |
Взаимодействие с родителями: 1 Консультации: «Развитие речи с LEGO» 2 Выставка конкурс «Мы играем в LEGO» |
Март | Праздник мам | Полевые цветы | -учить анализировать объект: повторить строение цветка; - учить с помощью цвета создавать модель похожую на оригинал | д/и «Запомни и разложи детали» -развивать внимание и память Творческое задание «Какой цветок можно сделать из кирпичиков красного, … цвета» - развивать память, творческое воображение | |
Мой город | Дом (фасад) | - продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов DUCTO; - учить самостоятельному конструированию модели дома; -закрепить знания о строении дома; - знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков ЛЕГО- ДАКТА; | Строительная игра «На улицах нашего города» - учить самостоятельно создавать постройки и обыгрывать их Творческое задание «Город будущего» - развивать фантазию, учить воплощать задуманное с помощью конструктора | |
Взаимодействие с родителями: 1 Консультации: «Развитие речи с LEGO» 2 Выставка конкурс «Мы играем в LEGO» |
Апрель | Комнатные растения | Цветушие растения | - повторить названия комнатных цветущих растений, - вспомнить основные правила ухода за комнатными растениями; - повторить строение цветка; - учить подбирать детали по цвету соответствующие данному цветку | д/и «Каждому кирпичику свой цветок» - учить соотносить оттенки цветка с цветом кирпичика; - Творческое задание «Построй цветок по описанию» - развивать творческое воображение; - учить реализовывать конструктивные навыки | |
Перелётные птицы | Перелётные птицы | - повторить строение птицы; - продолжать учить создавать конструкцию по замыслу; - учить передавать особенности определённой птицы путём подбора цвета и деталей | Игра «Чья команда быстрее построит» - учить строить в команде, помогая друг другу; - развивать интерес, внимание; - закрепить умение строить птиц д/и «Построй птицу по описанию» (воспроизведение модели по указанию педагога) - закрепить умение моделировать | |
Взаимодействие с родителями: 1 Консультации: «Развитие речи с LEGO» 2 Выставка конкурс «Мы играем в LEGO» |
Май | Азбука безопасности | Конструирование по замыслу | - повторить правила дорожного движения; - закрепить умение строить разные виды городского транспорта; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание; - развивать творческую инициативу и самостоятельность | Дидактическая игра «Узнай по контуру» - учить отгадывать детали конструктора по контуру; - закрепить название новых деталей для моделирования автотранспорта; д/и «Выполни задание по словесной инструкции» - закрепить названия деталей конструктора; - развивать память, логическое мышление | |
Здравствуй, лето! | Водный транспорт | - познакомить детей с разнообразием летних развлечений; - учить строить по рисунку при этом обдумывать сюжет игры; - продолжать учить строить по замыслу, опираясь на имеющийся опыт | д/и «Замени деталь» - учить заменять одну деталь конструктора несколькими похожими Творческое задание « Делай, как я» - закрепить элементарные знания о симметрии; | |