Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Антошка» с. Зудилово
Перспективный план работы педагога-наставника
Отводникова Галина Николаевна
2023
Актуальность.
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Молодой специалист, приходя в дошкольное учреждение, сталкивается с повышенными требованиями к профессиональным и личностным качествам. Однако он обладает только теоретическими знаниями, не имея при этом достаточного практического опыта. Для безболезненной адаптации к условиям работы в ДОО ему необходима помощь опытного коллеги-наставника, который окажет практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, поможет выстроить рабочие отношения с воспитанниками, родителями (законными представителями) и коллегами.
Цель: повышение уровня профессионального мастерства и квалификации молодого специалиста, его адаптация к условиям работы в ДОО.
Задачи:
Разработать перспективный план работы педагога-наставника с молодым специалистом;
Подобрать методическую литературу для изучения;
Оказывать помощь и поддержку молодому специалисту при работе с воспитанниками и родителями (законными представителями);
Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности молодого специалиста;
Проанализировать результаты проведённой работы;
Сроки реализации: 1 год.
Средства и способы реализации практики.
Этапы реализации: подготовительный, основной, контрольно-оценочный. На подготовительном этапе педагог-наставник проводит диагностику образовательных дефицитов молодого специалиста, составляет перспективный план работы, подбирает методическую литературу для самостоятельного изучения, помогает с выбором темы самообразования. На основном этапе наставник с помощью различных методов и приёмов осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования. На контрольно-оценочном этапе наставник совместно с молодым специалистом проводит анализ достигнутых результатов, помогает спланировать дальнейшее самообразование.
Условия реализации: системность и непрерывность в организации взаимодействия педагога-наставника и молодого специалиста; сочетание теоретических и практических форм работы; взаимосвязь всех участников практики, своевременное обеспечение методической литературой, оперативное оказание необходимой помощи по запросам молодого специалиста.
Критерии результативности: участие молодого специалиста в конкурсах педагогического мастерства, совместных конкурсах с воспитанниками и их родителями (законными представителями); портфолио молодого специалиста; наличие публикаций; получение квалификационной категории.
Алгоритм внедрения практики.
Практика наставничества рассчитана на 1 год. Содержание практики реализуется последовательно.
На подготовительном этапе педагог-наставник с помощью беседы и анкетирования проводит диагностику образовательных дефицитов молодого специалиста по следующим критериям: педагогическое образование, теоретическая подготовка (знание возрастных особенностей детей 2-3 лет, методики воспитания и обучения, требований к оформлению документации, форм взаимодействия с родителями (законными представителями)), наличие опыта практической работы с детьми 2-3 лет, выявление особенностей личности педагога.
По результатам диагностики наставник составляет перспективный план работы с молодым специалистом. В ходе реализации практики в план могут вноситься изменения и дополнения в зависимости от результатов анализа эффективности проведённой работы. Анализ проводится совместно наставником и молодым специалистом не реже 1 раза в 3 месяца.
Далее педагог-наставник помогает молодому специалисту выбрать тему и составить план работы по самообразованию, подбирает методическую литературу для самостоятельного изучения.
На основном этапе педагог-наставник ведёт работу в соответствии с перспективным планом работы педагога-наставника с молодым специалистом (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). На данном этапе используются такие формы работы, как: беседа, индивидуальная и групповая консультация, мастер-класс, взаимопосещения и открытые просмотры, анализ педагогических ситуаций, конкурс профессионального мастерства, анализ и самоанализ, наблюдение.
На контрольно-оценочном этапе педагог-наставник совместно с молодым специалистом проводит анализ и оценку результатов реализации практики. В зависимости от полученных данных на данном этапе может быть принято решение о продлении сроков реализации практики или о её завершении. Затем наставник помогает молодому специалисту спланировать дальнейшее самообразование, поводит итоги и делает выводы.
Перспективный план работы педагога-наставника с молодым специалистом
Месяц | Содержание работы | Изменения и дополнения |
Август | Диагностика образовательных дефицитов молодого специалиста Подбор методической литературы Памятка «Особенности работы с детьми 2-3 лет в период адаптации» Консультация «Самообразование, как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов» Помощь в выборе темы самообразования Консультации по запросам молодого специалиста | |
Сентябрь | Беседа «Правила оформления документов воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС» Совместное проведение родительского собрания «В детский сад без слёз» Памятка «Организация совместной деятельности педагога с детьми при проведении режимных моментов» Мастер-класс по проведению НОД с детьми 2-3 лет Консультации по запросам молодого специалиста | |
Октябрь | Помощь в подготовке к проведению НОД Памятка «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Посещение НОД молодого специалиста с последующим анализом Консультации по запросам молодого специалиста Анализ эффективности работы | |
Ноябрь | Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы и совместное планирование по её пополнению Мастер-класс по изготовлению дидактических игр и их применению в совместной деятельности с детьми Беседа «Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности» Консультации по запросам молодого специалиста | |
Декабрь | Помощь в организации родителей для участия в конкурсе новогодних поделок Совместное планирование и проведение родительского собрания Посещение НОД молодого специалиста с последующим анализом Консультация «Методика проведения детских праздников» Консультации по запросам молодого специалиста | |
Январь | Консультация «Работа с родителями. Нетрадиционные формы взаимодействия» Беседы по запросам молодого специалиста Планирование проектной деятельности с детьми 2-3 лет. Помощь в реализации проекта Просмотр и анализ взаимодействия молодого специалиста с детьми в ходе режимных моментов Анализ эффективности работы | |
Февраль | Консультация «Выбор и оформление материала к публикации» Памятка «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет» Беседа «Методика проведения прогулки в ДОУ» Консультации по запросам молодого специалиста | |
Март | Подготовка и совместное проведение развлечения «Сегодня мамин праздник». Анализ Памятка «Театрализованная деятельность в ДОУ» Посещение НОД молодого специалиста. Анализ Консультации по запросам молодого специалиста Анализ эффективности работы | |
Апрель | Памятка «Оформление центра ПДД в первой младшей группе» День открытых дверей, как форма взаимодействия с родителями в ДОУ. Подготовка и совместное проведение мероприятия Консультации по запросам молодого специалиста | |
Май | Подведение итогов работы. Самоанализ молодого специалиста Помощь в планировании дальнейшего самообразования педагога Подготовка к летнему оздоровительному периоду Консультации по запросам молодого специалиста | |