Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УР Директор МАОУ СОШ № 15
_________ Голицына И.В. _________Чухланцева А.А.
31 августа 2021 года 31 августа 2021 года
Перспективный план работы
учителя – дефектолога Колычевой Т.И.
на 2021 – 2022 учебный год.
2021 год.
Аннотация.
В связи с переходом на ФГОС нового поколения и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя-дефектолога.
Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в школе для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка.
Деятельность учителя-дефектолога в нашей школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.
Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети-инвалиды и дети с ОВЗ. Дети-инвалиды имеют медицинский документ, подтверждающий нарушения развития, и нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания. К категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относят детей, имеющих заключение ПМПК.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.
Цель работы учителя-дефектолога: предоставление своевременной специализированной коррекционной помощи детям, испытывающим трудности в обучении из-за нарушения развития, для успешного освоения ими образовательного стандарта в условиях массовой школы.
Деятельность учителя-дефектолога направлена как на коррекцию дефекта, так и на коррекцию познавательного развития ребенка в динамике образовательного процесса. Коррекция имеющихся недостатков развития при этом тесно связана с уровнем сформированности планируемых результатов по учебным предметам.
Исходными положениями организации работы являются:
комплексность и единство диагностики и коррекционной работы;
построение коррекционной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации его «зоны ближайшего развития»;
моделирование вариантов взаимодействия различных специалистов в соответствии со структурой дефекта ребенка и первоочередными задачами коррекционного воздействия;
изучение динамики развития познавательных процессов и освоения планируемых результатов учебных дисциплин;
организация комплексной работы совместно с другими специалистами и учителями.
Содержание деятельности учителя - дефектолога направлено на решение следующих задач:
своевременное выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация учебных трудностей ребенка;
динамическое изучение уровня психического развития ребенка и квалификация учебных трудностей ребенка;
отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям уровню развития ребенка;
проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих усвоение программного материала;
формирование полноценной ведущей деятельности младшего школьного возраста;
консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;
направление на консультирование учащихся в районную ПМПК;
Оснащение и укрепление МТБ:
- накопление аудио и видеотеки: специальные музыкальные произведения на релаксацию;
- приобретение раздаточного дидактического материала, цветных таблиц, карточек, плакатов;
- пополнение библиотеки методической литературой по дефектологии;
- пополнение методической копилки мультимедийных игр на коррекцию и развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, развития речи;
- составление коррекционно – развивающей картотеки на развитие и коррекцию памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи.
Ожидаемые результаты:
- рост мотивации учащихся.
- повышение качества обучения через повышения качества урока.
- участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного ШМО учителей.
- умение оказывать практическую помощь коллегам.
Источники самообразования:
- Специализированная литература (методическая, научно – популярная публицистическая, художественная);
- интернет – ресурсы;
-медиа – информация на различных носителях;
-уроки и мероприятия по обмену опытом, конференции, курсы повышения квалификации.
№ | Направление деятельности | Содержание (планируемые мероприятия) | Класс | Условия реализации | Сроки проведения |
1 | Диагностический | 1.Изучение медико – психолого – педагогической документации. 2. Первичная диагностика: -выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; - изучения уровня умственного развития; - определение приемов индивидуальной и подгрупповой работы в процессе учебной деятельности; | 1 - 2 кл., (осталь ные классы по запро- су) Обучающиеся с ОВЗ. | - работа с документацией (протоколы ПМПК, карты динамики развития). индивидуальные диагностические занятия. | Сентябрь. |
3.Отслеживание динамики развития учащихся: -осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения. 4.Этапная диагностика: - изучение усвоение программных знаний, умений и навыков (по основным предметам); - определение эффективности коррекционной работы; - корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы. | | | В течение года. Январь. |
5. Итоговая диагностика: - составление рекомендаций для проведения коррекционных мероприятий в летний период; - анализ результатов коррекционной работы за год. | | | Май. |
2 | Организационно – методическое. | 1.Оптимизация коррекционно – образовательного процесса. 2.Фиксирование результатов коррекционно –диагностической деятельности. 3. Оформление и ведение документации дефектолога - составление коррекционных планов, их корректировка; -заполнение индивидуальных карт динамического развития учащихся по результатам анализа полученных данных. 4.Комплектование групп для проведения коррекционных занятий. 5. Подбор дидактических игр и упражнений; - изготовление (приобретение) дидактических игр; -демонстрационного и раздаточного материала. 6. Разработка рекомендаций и подбор консультативного материала для педагогов и родителей. 7. Участие в методической работе школы (ШМО, педсоветах,совещаниях) | | Расписание коррекционных занятий. Протоколы обследования. Журнал учета приобретенных дидактических материалов. | В течение года. |
3 | Коррекцинно – развивающее. | 1.Коррекция имеющихся недостатков развития учебно – познавательной деятельности обучающихся в форме подгрупповых и индивидуальных занятий. 2. Направление коррекционной работы: а) сенсомоторное развитие: - развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв; - развитие тактильных ощущений; - развитие тонкости и целенаправленности движений; б) формирование пространственных представлений: - формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; - формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса); - формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); - развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов; в) развитие мнемических процессов: - тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; - произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; г) формирование функции программирования и контроля собственной деятельности: - формирование умения ориентировки в задании; - формирование умения планирования этапов выполнения задания; - формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; - формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате; д) формирование навыка письма; е) формирование навыка чтения; ж) формирование навыка счета. | 1-4 класс | Подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия. Наблюдение в динамике (посещение уроков, обследование по плану). План работы подгрупповых и индивидуальных занятий. | Октябрь - май. |
4 | Консультативно –просветительское | Работа с педагогическим соста- вом школы. | Повышение уровня психолого – педагогической подготовки учителей, формирование у них способности интегрировать дефектологические знания в педагогической работе: - составление рекомендаций педагогам по использованию коррекционных приёмов и методов в работе с обучающимися с ОВЗ. | | Посещение уроков. Подборка методического материала. | В течение года. |
| | Работа с родите- лями. | - уточнение индивидуальных особенностей ребёнка; - пропаганда знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о приемах и методах семейного воспитания детей с нарушениями в развитии; - помощь в осознании родителями особенностей ребенка и его проблем; - выступление на родительских собраниях; - проведение индивидуальных бесед , консультаций для родителей; - включение родителей в коррекционно – развивающий процесс: обучение родителей отдельным психолого – педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его возможности. | | Посещение родителями консультаций, родительских собраний. | В течение года. |
| | Взаимо- действие со специа- листами (логопе- дом, психо- логом школы) | - комплексное изучение личности ребенка; - разработка и реализация групповых и индивидуальных профилактичес- ких и коррекционных мероприятий; -разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи; -выработка рекомендаций по работе с уч –ся по результатам диагностическо- го обследования. | | Программы индивидуального развития для обучающихся с ОВЗ. | В течение года. |
Список литературы:
Шипицына Л.М., Иванов Е.С. Данилова Л.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. - СПб.: Образование, 1996.
Шандрук Т.Н. Приёмы, помогающие активизировать внимание учащихся на уроке математики. //Начальная школа. – 1986, №2.
Уфимцева Л.П. «Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2003, №6.
Тридчикова А.А. «Активизация познавательной деятельности учащихся при работе над простой задачей». // Начальная школа. – 1995, №10.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: Флинта, 2002.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. /Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Академия, 2000.
Луксинова Л.А. «Связь с жизнью – один из методов активизации познавательной деятельности учащихся». //Начальная школа. – 1982,№5.
Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого – педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. – Ростов Н/Д, 2005.
Зацепина Т.В. «Использование игры при проверке вычислительных навыков». // Начальная школа. – 1988, №1.
Бокарева Л.Д. «Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся». // Начальная школа. – 1982, №5.
Н. С. Баканова .Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции.-Киров: Генезис,2001
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики: методические рекомендации / Т. В. Золотова. – М.: АРКТИ, 2010.