СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективный план работы учителя-дефектолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план работы учителя-дефектолога»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15.



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УР Директор МАОУ СОШ № 15

_________ Голицына И.В. _________Чухланцева А.А.

31 августа 2021 года 31 августа 2021 года











Перспективный план работы

учителя – дефектолога Колычевой Т.И.

на 2021 – 2022 учебный год.
























2021 год.

Аннотация.

В связи с переходом на ФГОС нового поколения и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя-дефектолога.

Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в школе для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка.

Деятельность учителя-дефектолога в нашей школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети-инвалиды и дети с ОВЗ. Дети-инвалиды имеют медицинский документ, подтверждающий нарушения развития, и нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания. К категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относят детей, имеющих заключение ПМПК.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.


Цель работы учителя-дефектолога: предоставление своевременной специализированной коррекционной помощи детям, испытывающим трудности в обучении из-за нарушения развития, для успешного освоения ими образовательного стандарта в условиях массовой школы.

Деятельность учителя-дефектолога направлена как на коррекцию дефекта, так и на коррекцию познавательного развития ребенка в динамике образовательного процесса. Коррекция имеющихся недостатков развития при этом тесно связана с уровнем сформированности планируемых результатов по учебным предметам.


Исходными положениями организации работы являются:

  • комплексность и единство диагностики и коррекционной работы;

  • построение коррекционной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации его «зоны ближайшего развития»;

  • моделирование вариантов взаимодействия различных специалистов в соответствии со структурой дефекта ребенка и первоочередными задачами коррекционного воздействия;

  • изучение динамики развития познавательных процессов и освоения планируемых результатов учебных дисциплин;

  • организация комплексной работы совместно с другими специалистами и учителями.


Содержание деятельности учителя - дефектолога направлено на решение следующих задач:

  • своевременное выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация учебных трудностей ребенка;

  • динамическое изучение уровня психического развития ребенка и квалификация учебных трудностей ребенка;

  • отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям уровню развития ребенка;

  • проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих усвоение программного материала;

  • формирование полноценной ведущей деятельности младшего школьного возраста;

  • консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;

  • направление на консультирование учащихся в районную ПМПК;

Оснащение и укрепление МТБ:

- накопление аудио и видеотеки: специальные музыкальные произведения на релаксацию;

- приобретение раздаточного дидактического материала, цветных таблиц, карточек, плакатов;

- пополнение библиотеки методической литературой по дефектологии;

- пополнение методической копилки мультимедийных игр на коррекцию и развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, развития речи;

- составление коррекционно – развивающей картотеки на развитие и коррекцию памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи.

Ожидаемые результаты:

- рост мотивации учащихся.

- повышение качества обучения через повышения качества урока.

- участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного ШМО учителей.

- умение оказывать практическую помощь коллегам.

Источники самообразования:

- Специализированная литература (методическая, научно – популярная публицистическая, художественная);

- интернет – ресурсы;

-медиа – информация на различных носителях;

-уроки и мероприятия по обмену опытом, конференции, курсы повышения квалификации.



























Направление деятельности

Содержание

(планируемые мероприятия)

Класс

Условия

реализации

Сроки

проведения

1

Диагностический

1.Изучение медико – психолого – педагогической документации.

2. Первичная диагностика:

-выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

- изучения уровня умственного развития;

- определение приемов индивидуальной и подгрупповой работы в процессе учебной деятельности;

1 - 2

кл., (осталь ные классы по запро-

су)

Обучающиеся с ОВЗ.












- работа с документацией

(протоколы ПМПК, карты динамики развития).








индивидуальные диагностические занятия.

Сентябрь.

















3.Отслеживание динамики развития учащихся:

-осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения.

4.Этапная диагностика:

- изучение усвоение программных знаний, умений и навыков (по основным предметам);

- определение эффективности коррекционной работы;

- корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы.






В течение года.










Январь.









5. Итоговая диагностика:

- составление рекомендаций для проведения коррекционных мероприятий в летний период;

- анализ результатов коррекционной работы за год.







Май.







2

Организационно – методическое.

1.Оптимизация коррекционно – образовательного процесса.

2.Фиксирование результатов коррекционно –диагностической деятельности.

3. Оформление и ведение документации дефектолога

- составление коррекционных планов, их корректировка;

-заполнение индивидуальных карт динамического развития учащихся по результатам анализа полученных данных.

4.Комплектование групп для проведения коррекционных занятий.

5. Подбор дидактических игр и упражнений;

- изготовление (приобретение) дидактических игр;

-демонстрационного и раздаточного материала.

6. Разработка рекомендаций и подбор консультативного материала для педагогов и родителей.

7. Участие в методической работе школы (ШМО,

педсоветах,совещаниях)



Расписание коррекционных занятий.



Протоколы обследования.


















Журнал учета приобретенных дидактических материалов.

В течение года.

3

Коррекцинно – развивающее.

1.Коррекция имеющихся недостатков развития учебно – познавательной деятельности обучающихся в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.

2. Направление коррекционной работы:

а) сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;

- развитие тактильных ощущений;

- развитие тонкости и целенаправленности движений;

б) формирование пространственных представлений:

- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении

(класса);

- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

- развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов;

в) развитие мнемических процессов:

- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

г) формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

- формирование умения ориентировки в задании;

- формирование умения планирования этапов выполнения задания;

- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

- формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;

д) формирование навыка письма;

е) формирование навыка чтения;

ж) формирование навыка счета.

1-4 класс

Подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия.








Наблюдение в динамике (посещение уроков, обследование по плану).









План работы подгрупповых и индивидуальных занятий.

Октябрь - май.

4

Консультативно –просветительское

Работа с педагогическим соста-

вом школы.

Повышение уровня психолого – педагогической подготовки учителей,

формирование у них способности интегрировать дефектологические знания в педагогической работе:

- составление рекомендаций педагогам по использованию коррекционных приёмов и методов в работе с обучающимися с ОВЗ.


Посещение уроков.




Подборка методического материала.

В течение года.



Работа с родите-

лями.

- уточнение индивидуальных особенностей ребёнка;

- пропаганда знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о приемах и методах семейного воспитания детей с нарушениями в развитии;

- помощь в осознании родителями особенностей ребенка и его проблем;

- выступление на родительских собраниях;

- проведение индивидуальных бесед ,

консультаций для родителей;

- включение родителей в коррекционно – развивающий процесс: обучение родителей отдельным психолого – педагогическим приемам, повышающим эффективность

взаимодействия с ребенком, стимулирующим его возможности.


Посещение родителями консультаций, родительских собраний.












В течение года.



Взаимо-

действие со специа-

листами

(логопе-

дом,

психо-

логом школы)

- комплексное изучение личности ребенка;

- разработка и реализация групповых и индивидуальных профилактичес-

ких и коррекционных мероприятий;

-разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи;

-выработка рекомендаций по работе с уч –ся по результатам диагностическо-

го обследования.


Программы индивидуального развития для обучающихся с ОВЗ.


















В течение года.












Список литературы:

  1. Шипицына Л.М., Иванов Е.С. Данилова Л.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. - СПб.: Образование, 1996.

  2. Шандрук Т.Н. Приёмы, помогающие активизировать внимание учащихся на уроке математики. //Начальная школа. – 1986, №2.

  1. Уфимцева Л.П. «Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2003, №6.

  2. Тридчикова А.А. «Активизация познавательной деятельности учащихся при работе над простой задачей». // Начальная школа. – 1995, №10.

  3. Петрова   В.Г.,   Белякова   И.В.   Психология   умственно   отсталых школьников. - М.: Флинта, 2002.

  4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. /Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Академия, 2000.

  5. Луксинова Л.А. «Связь с жизнью – один из методов активизации познавательной деятельности учащихся». //Начальная школа. – 1982,№5.

  6. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого – педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. – Ростов Н/Д, 2005.

  7. Зацепина Т.В. «Использование игры при проверке вычислительных навыков». // Начальная школа. – 1988, №1.

  8.  Бокарева Л.Д. «Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся». // Начальная школа. – 1982, №5.

  9. Н. С. Баканова  .Развитие  познавательных способностей учащихся классов коррекции.-Киров: Генезис,2001

  10. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики: методические рекомендации / Т. В. Золотова. – М.: АРКТИ, 2010.