Доклад заведующего на тему:
«Перспективы развития свободной творческой личности ребенка при использовании инновационных технологий»
Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация, возрастают требования к качеству дошкольного образования. Это предполагает решение следующих задач:
- проектирование инновационных ДОУ, разнообразных форм взаимодействия ДОУ с социумом;
- вариативность образовательных услуг с учетом интересов и запросов населения;
- новые формы взаимодействия с детьми и родителями как равноправными субъектами воспитательно – образовательного процесса;
Решение данных задач приводит дошкольных работников к поиску новых идей, к исследованиям, экспериментированию с целью введения в работу дошкольных учреждений инновационных процессов.
Современные дети очень отличаются от тех, которые были 20,15, даже 10 лет назад.
Стремительно развивается общество, меняются требования к современному человеку. Сейчас дети должны обладать умением ориентироваться в незнакомой ситуации, уметь извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и самое важное применять эти знания на практике. Один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации. Поэтому важно научить детей работать сплоченно. 21 век – век команд.
Для этого современный детский сад должен обратиться к идеям преобразования образовательного пространства, к инновационным формам дошкольного образования, к индивидуальному развитию ребенка, к повышению компетентности родителей и развитию педагогического коллектива.
Поиск новых инновационных процессов привел нас к использованию в работе интерактивных методов, а именно проектной деятельности.
Интерактивное обучение – это диалоговое обучение в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка. Все участники образовательного процесса оказываются вовлеченными в процесс познания и обсуждения, где есть возможность обменяться знаниями, идеями, способами, деятельности, услышать другое мнение.
В.А. Сухомлинский говорил, что лучший педагог тот, кто забывает о том, что он педагог. Стоит ему отбросить авторитарный тон, проявить подлинный интерес забыть, что он находиться «наверху» и «встать рядом», тогда дети откликнуться и проявят искреннюю заинтересованность в общении. Интерактивные методы широко применяются и в школах, что создает преемственность в работе учреждений, а также помогает ребенку легче адаптироваться к школьным образовательным программам. Одним из интерактивных методов является проектная деятельность.
Проект в переводе с греческого – путь исследования.
Проект – это путь решения той или иной проблемы.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Сейчас я немного рассказала о таких понятиях как интерактивные методы, проектная деятельность в процессе моего выступлению будет сказано еще об интеграции. Для того, чтобы сложилась более ясная картина их взаимодействия и соотношения, я изображу их в виде схемы. Все о чем мы сегодня говорим относиться к инновационным процессам, которые включают в себя такие формы работы как проектная деятельность, дистанционное обучение, дискуссии, презентации. Мы имеем дело только с проектной деятельностью, которая в свою очередь на интегрированных занятиях.
Перед тем как начать работу в данном направлении мы определили есть ли в нашем ДОУ условия или предпосылки такой работы:
- совершенствование развивающей среды;
- специалисты высокой квалификации, педагоги дополнительного образования;
- интеграция базисного и дополнительного образование, создание единого образовательного пространства.
- потребность педагогов в инновационной деятельности;
- адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
- многофункциональное взаимодействие с социумом;
Важнейшим условием успешного внедрения инноваций является методическое обеспечение инновационной деятельности, что предусматривает профессиональную деятельность администрации по созданию оптимальных педагогических условий для всех участников инновационного процесса. В данную работу была подключена и творческая группа детского сада состоящая из опытных воспитателей.
Внедряя метод проектов в образовательный процесс ДОУ, мы определили следующую цель и задачи:
Цель: создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии;
Задачи:
Организовать систему работы из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта, используя интерактивные формы работы.
Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
Создать предметно – пространственную среду, соответствующую требованиям проектной деятельности.
Разработать методические рекомендации для педагогов в рамках проектной деятельности.
Особое внимание было уделено следующим направлениям в работе педагогов:
- взаимодействию детей и педагогов на основе личностно – ориентированной модели воспитания;
- планированию и его корректировке;
Сейчас у нас происходит постепенный период к комплексно – тематическому планированию и также широкому использованию интегрированных занятий. В процессе проектной деятельности педагог отходит от применения готовых конспектов. Данное направление находиться в рабочем состоянии.
Планированию мы уделили особое внимание, т.к. оно дает возможность интегрировать и повсеместно использовать все виды деятельности, соблюдать этапность ее, выводить детей на самостоятельность и самоорганизацию деятельности.
Построение единой содержательной линии, обеспечивающей включение
проектного метода в воспитательно-образовательный процесс.
Сейчас хотелось бы рассказать об этапах работы:
1 этап
Было проведено анкетирование педагогов для определения умений в качестве проектировщика, для определения интереса и мотивации педагога и самооценка качеств его личности.
Работа в инновационном режиме предполагает поиск новых неординарных форм и в повышении профессионализма педагогов. Для активизации творческой деятельности педагогов, для того, чтобы педагогов стал заинтересованным участником работы и для того, чтобы избавиться от пассивности отдельных педагогов. Мы уделяем особое внимание применению интерактивных методов. Применяя данные формы работы мы увидели, что они формируют у педагогов умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации. Они помогают педагогам чувствовать свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным и эффективным процесс обучения, а пассивных педагогов делает более активными и заинтересованными. Более подробно об этой работе расскажет старший воспитатель.
Почти не один проект не проходил без привлечения родителей. Мы начали расширять диапазон методов взаимодействия педагогов и родителей. На родительских собраниях мы стали применять интерактивные методы, в результате фигура педагога перестает быть центральной, он только регулирует процесс проведения собрания, заранее готовит вопросы, темы для обсуждения, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Это ставит родителей в активную позицию, помогает обратиться им к их социальному опыту.
Реализую поставленные задачи мы провели следующие мероприятия:
- консультацию «Что такое детское экспериментирование?» «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей»
- семинар – практикум «разработка групповых проектов»
- тренинг «Участие в проектной деятельности»
- педагогический совет «Учимся общаться» проходил в виде защиты проектов
При внедрении данного инновационного метода были использованы следующие приемы активизации и стимулирования педагогов:
- поощрение критического мышления, педагоги могут называть недостатки в работе ДОУ, но и параллельно выдвигать предложение по ее совершенствованию;
- материальная поддержка педагогов;
- поощрять инициативу педагогов, давать возможность реализовывать свои идеи;
- создание в коллективе атмосферы поиска и созидания;
И главное необходимо инновационное мышление администрации, схватывание перспективных новшеств, позитивный настрой на будущее.
В процессе работы ДОУ в инновационном режиме было разработано и проведено немало проектов. Были среди них и не совсем удачные. Но даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ составленного проекта поможет понять ошибки и создать мотивацию к повторной деятельности, побудить к самообразованию.
После трехлетней работы мы можем сделать следующие выводы:
Педагоги освоили идеи и методы проектной деятельности.
Изменился стиль общения взрослых с детьми.
При применении метода проектов удобно использовать комплексно – тематическое планирование.
Использование метода проектов способствует повышению самооценки ребенка, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе.
Данная работа способствовала сплочению коллектива, повышению профессиональной компетентности, изменилось отношение к нововведениям и позволила педагогам получить большее удовлетворение от работы.