Перспективы реализации программы курса «Основы религиозных культур и светской этики в начальной школе»
О.Г. Гунькина, г. Кемерово
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Необходимость подобного подхода находит поддержку и в органах государственной власти: в новый Стандарт государственного образования включено понятие «духовно-нравственное развитие и воспитание». Реализация этого положения подразумевает «взаимодействие с социальными субъектами воспитания, среди которых традиционные религиозные организации», т.е. открывается уникальная возможность получения образования через приобщение к традиционным культурным ценностям.
На современном этапе в педагогическую практику российской школы возвращается духовно-нравственное воспитание школьников на основе ценностей и культуры традиционных российских религий.
Модуль «Основы православной культуры» в составе курса «Основы религиозных культур и светской этики» начал изучаться в нашей школе, как и во всех регионах Российской Федерации, 1 сентября 2012 года.
Перед школой встают новые задачи в связи с введением преподавания религиозных культур и этики по выбору, включение в новые стандарты общего образования программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников:
- преподавание религиозных учебных дисциплин надо выстраивать на основе общих процедур и правил;
- создавать систему взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений с религиозными организациями;
- выстраивать взаимоотношения школы и родителей учащихся на новых принципах.
Четыре года назад мы стояли у истоков введения нового учебного предмета ОРКСЭ, реализация которого вызывала большое количество вопросов:
Зачем в школе вводится курс ОРКСЭ?
Как будет организовано преподавание нового курса?
Что будут изучать дети?
Как будет организованно взаимодействие школы с семьёй в рамках курса ОРКСЭ?
Введению нового курса предшествует подготовительная работа с родителями учащихся. В 3 четверти проходит родительское собрание, на котором родители знакомятся с задачами нового курса, его структурой, основным содержанием, с тем как будет организованно его изучение. В начале 4 четверти проводится очередное родительское собрание в форме собеседования, на котором родителям представляют программу курса, учебные пособия для учащихся и родителей. На этом собрании родители имеют возможность познакомиться с содержанием уроков, с формами и методами педагогической работы с детьми. Обсуждение проходит в доброжелательной обстановке, предоставляющей родителям возможность задать все интересующие их вопросы и получить необходимые ответы.
Главная задача этих мероприятий создание установки на сотрудничество. Предполагаемыми результатами в таком случае будут мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных итогах усвоения содержания курса их детьми.
Делая свой выбор, родители осознают, что модуль «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на воспитание личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Привлечение родителей к такой форме сотрудничества предполагает:
-создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной программы, а также предполагаемого результата;
-активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
-углубление и расширение личностно ориентированного компонента за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.
Ответственность за выбор того или иного модуля в новом предмете лежит на родителях учеников, но важен и выбор самого учителя. Учитель также должен иметь право выбора с учетом собственного мировоззрения - преподавать Основы православной культуры или светскую этику. Кроме того, педагог религиозной культуры должен быть носителем этой традиции. Однако, учитель может одновременно преподавать Основы православной культуры, этику и курс по мировым религиям. А вот совмещать преподавание разных религиозных культур, думается, будет некорректно.
Среди основных вопросов обеспечения преподавания религиозных один из важнейших – учитель, его подготовка и личностные качества.
Учебный курс ОРКСЭ является сложным и не каждый учитель его сможет преподавать, даже если он к этому проявляет свою личную заинтересованность.
Основные учебные модули ОРКСЭ ориентированы прежде всего на воспитание, духовное развитие ребенка (знания, умения и навыки – средство, духовное развитие – цель). Эта ключевая цель курса предполагает деятельностный подход в обучении, который диктует использование широкого спектра современных образовательных методик и технологий, нацеленных на организацию живого диалога в классе, деятельное участие учащихся в самом учебном процессе. В рамках этого учебного предмета затрагивается также личностная сфера человека, ставятся вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», поднимаются проблемы мировоззренческого и нравственного выбора и этим определяются повышенные требования к личностным качествам самого учителя.
Какими же профессиональными и личностными компетенциями должен обладать учитель, чтобы обеспечить успешность педагогической работы в рамках этого учебного предмета?
Компетентность учителя в рамках курса ОРКСЭ требует определенных знаний (о религиях мира и народов России, их традициях и ценностях и др.), что предполагает соответствующую гуманитарную подготовку кадров для реализации курса ОРКСЭ.
Среди учителей, работающих сегодня в общеобразовательной школе, немало верующих. Кто-то из них может выразить желание преподавать ОРКСЭ. Из учителей, прошедших курсы по православной тематике и преподающих «Основы православной культуры», также могут быть заинтересованы в преподавании курса ОРКСЭ. Педагог при наличии необходимого специального образования имеет право преподавать курс ОРКСЭ. Но для этого необходимо пройти курсы повышения квалификации.
Я считаю, что нужна полноценная вузовская подготовка педагога-специалиста.
В конце декабря 2012 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
В 87-й статье закона отражено право духовных образовательных учреждений реализовывать программы среднего профессионального и высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, иными словами преподавателей Основ православной культуры теперь можно будет готовить в православных вузах и духовных семинариях; в статье говорится о том, что традиционные конфессии России имеют право участвовать в подготовке и экспертизе учебных программ по религиозной культуре, осуществлять конфессиональную экспертизу учебных пособий.
Новый культурологический, безоценочный и воспитательный курс заставил поменять привычный стиль преподавания.
Принципиальным является изменение стиля, модели поведения учителя в образовательном пространстве. Учитель создает условия для личностной реализации каждого ученика, развития его индивидуальных способностей. Одним из важнейших условий создания такого психологического климата является заинтересованность самого учителя, его готовность перейти на личностное, а не ролевое, функциональное или статусное общение, его открытость, гуманистичность, толерантность. Именно такой характер межличностных отношений в классе может способствует адекватному и результативному усвоению социокультурного, духовно-нравственного опыта.
Педагог, преподающий ОРКСЭ, обращается к проблемам нравственности, ведёт с детьми нелегкий разговор и диалог о сложных этических и моральных категориях, поступках, деяниях человека («хорошо-плохо», «добро-зло», «добродетель-порок», «морально-аморально», «свобода-ответственность» и т.п.). Поэтому его слова и дела, повседневная жизнь и поведение, несомненно, являются объектом повышенного внимания со стороны учащихся. Педагог, должен не только владеть определенными знаниями, умениями и навыками организации современного урока с использованием инновационных педагогических технологий, но и обладать важными личностными качествами, которые не давали бы повода детям усомниться в том, что поведение учителя расходится с его же словами, произнесенными на уроках.
Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие — традиционная религия. Это приобщение к вечным, данным Богом христианским нравственным нормами, хранимым в Русской Православной Церкви, на которых зиждется жизнь человека, семьи, народа в нашем мире.
Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимодополняют друг друга. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия.
Уроки ОРКСЭ помогают формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России.
И я считаю, что преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ позволит подготовить региональную систему образования к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения.
Уроки ОРКСЭ нужны и важны. И нужны они именно в рамках обязательного образования.
Список литературы
1. Материалы социологических исследований. — М.: Минобрнауки России, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерацию, социологический центр. — 2010.
2. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XX Международных Рождественских образовательных чтениях. Электронный ресурс:http://www.patriarchia.ru/db/text/1973781.html
3. Стенограмма встречи председателя Правительства РФ В.В. Путина с Патриархом Кириллом и лидерами традиционных религиозных общин России. 8 февраля 2012 г. Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/2005767.html
.