СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективы внедрения технологий эффективного обучения в преподавание русского языка в средней и старшей школе на примере постановки навыков правописания

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрены примеры эффективных методов повышения скорости и запоминания новой информации у обучающихся. В ней рассказывается о применении метода сегментирования информации, выделения ошибок, интервальных повторений по кривой забывания Эббингауза и метода типологических шаблонов.Статья написана на основе личного опыта.

Просмотр содержимого документа
«Перспективы внедрения технологий эффективного обучения в преподавание русского языка в средней и старшей школе на примере постановки навыков правописания»

Перспективы внедрения технологий эффективного обучения в преподавание русского языка в средней и старшей школе на примере постановки навыков правописания

Сабанцева О.А., МБОУ СОШ №12 г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл



  1. Актуальность темы и постановка цели работы

В XXI веке российская система образования сталкивается перед новыми вызовами, которые формируются современной тенденцией развития и построения в РФ информационного общества. Новая система общественного развития, определяющую роль в которой играет информация и навыки работы с ней, ставит перед отечественной педагогической школой задачу повышения эффективности существующей образовательной модели1, способной отвечать запросам нового времени в условиях особой важности развития в России человеческого капитала. Важнейшим фундаментом достижения этой цели является совершенствование системы школьного образования, способной формировать у обучающихся в школе развитые когнитивные способности и высокий уровень адаптивности к решению задач, с которыми современный человек сталкивается в ходе работы с информацией самого разного вида. Итак, внедрение в систему школьного преподавания новых образовательных технологий, способных повысить скорость запоминания новой информации и постановки навыков, является значимой и актуальной задачей, способной обеспечить повышение уровня подготовки абитуриентов и будущих студентов ВУЗов и СУЗов, а значит и будущих работников всех отраслей российской экономики.

Целью данной статьи выступает анализ перспектив и возможностей внедрения в систему преподавания новых образовательных технологий, способных повысить скорость обучения школьников новым навыкам и освоения ими новых знаний. Исходя из широкого опыта преподавания автором статьи русского языка в старшей школе данная проблема будет рассмотрена на основе опыта и возможностей внедрения технологий эффективного обучения в образовательный процесс на примере постановки навыков правописания у учащихся средней и старшей школы. Для обоснования нашего видения проблемы повышения эффективности постановки данных навыков мы обратимся к нескольким репрезентативным примерам – работе со словами с труднопроверяемыми и непроверяемыми гласными корня и особенностям постановки знаков препинания с союзом “и”. В качестве технологий повышения эффективности образовательного процесса будут рассмотрены следующие основные подходы, применяемые автором для работы с указанными примерами: метод сегментирования информации и выделения ошибок, система повторений по кривой забывания и выстраивание типологических шаблонов.

  1. Подходы к повышению эффективности изучения сложных слов

Традиционно работа со сложными словами в ходе постановки правописания при изучении русского языка в школе является долгим и трудоемким процессом. На наш взгляд, основная проблема, замедляющая процесс изучения правописания подобных слов заключается в отсутствии систематической работы над решением данной задачи. Выполнение домашних заданий с упражнениями по работе с такими словами и последующая проверка результатов в виде работы в классе и контрольной работы позволяет закрепить новую информацию лишь в кратковременную память. При этом, как показывает наш опыт работы с преподаванием данной темы учащимся средней и старшей школы, даже возвращение к изученному ранее материалу не создает достаточных условий для уверенного закрепления в долгосрочной памяти соответствующих норм правописания.

Для решения этой проблемы автором статьи были применены следующие методы: метод сегментирования информации и выделения ошибок и метод закрепления информации в долговременную память в соответствии с кривой забывания Эббингауза. Далее, дадим краткую характеристику каждому из предложенных методов и приведем конкретные примеры, выстроив возможный алгоритм работы с указанными методами.

  1. Сегментирование информации и работа с ошибками

Прежде всего, отметим, что человеческий мозг имеет ограниченные возможности по удержанию внимания на определенном виде деятельности2. По этой причине первоочередная задача в изучении такой большой темы, как правописание сложных слов – это разделение общего объема информации на отдельные сравнительно небольшие блоки. Так, в учебном пособии С.А. Громова “Русский язык”3 приведено более 750 подходящих нашего примера слов, что создает особую необходимость выстраивания поступательной системы работы.

По этой причине первоначально имеет смысл выбрать для работы группу из 20-30 слов, которую в свою очередь необходимо разделять на небольшие подгруппы по 5 слов, что связано с тем, что человеческий мозг может эффективно держать в памяти ограниченное число объектов4. Далее, необходимо вести работу с каждой отдельной подгруппой, завершая её повторением всего блока слов. Например, рассмотрим следующий ряд из 10-ти слов, взятых из указанного выше пособия5: абонемент, бюллетень, верблюд, гарнизон, девиз, геология, комиссия, карабин, лаборатория, мариновать. Составим таблицу с пропусками букв для того, чтобы учащиеся могли акцентировать своё внимание на проблемном месте и качественно отработать его.

Подгруппа 1

  1. Аб…немент

  1. Абонемент

  1. б…ллетень

  1. бюллетень

  1. в…рблюд

  1. верблюд

  1. г…рнизон

  1. гарнизон

  1. д…виз

  1. девиз

Подгруппа 2

  1. г…ология

  1. геология

  1. к…миссия

  1. комиссия

  1. к…р…бин

  1. карабин

  1. л…б…р…тория

  1. лаборатория

  1. м…р…новать

  1. мариновать

…………

В данном случае для применения метода необходимо сначала обратиться к первой подгруппе, предложив учащимся самостоятельно устно или про себя вставить пропущенные буквы, закрывая при этом второй столбик, а затем проверить себя. После этого важно закрепить изученные слова повторив несколько раз первый столбик подгруппы 1 до тех пор, пока учащийся не сможет правильно воспроизводить слова на уровне автоматизма.

Далее, необходимо обратиться к следующему столбцу и повторить указанный алгоритм. После этого нужно выполнить повторение по алгоритму подгрупп 1 и 2. В случае если учащимся были допущены ошибки, необходимо пометить их значком слева (восклицательный знак, точка или др.) и вновь проработать по алгоритму, закрепив правильное написание в кратковременной памяти. Таким образом, устраняются те сложные места, которые по разным причинам хуже закрепляются в памяти и вызывают впоследствии неприятные ошибки. Аналогично прорабатываются и следующие подгруппы: 3 и 4-ая подгруппа прорабатываются по отдельности, а затем вместе с выделением и устранением ошибок, после чего вместе повторяются все изученные подгруппы.

  1. Применение кривой забывания Эббингауза для долгосрочного запоминания

Несмотря на то, что учащиеся посредством указанных выше методик могут в сжатые сроки изучить правильное написание группы слов, нужно учесть то, что ранее речь шла о закреплении слов в кратковременной памяти. Для того, чтобы помочь учащимся перевести новые знания в разряд долговременных, необходимо обеспечить систему интервальных повторений нового материала в соответствии к кривой забывания, демонстрирующей обратную зависимость между количеством запомненной информации и прошедшим с момента запоминания временем6. Применяя данную концепцию, необходимо рассказать учащимся о принципах работы кратковременной и долговременной памяти, объяснить пользу использования данного метода, позволяющего сохранить новую информацию в памяти надолго, для постановки правописания и успешного написания контрольных и экзаменационных работ в будущем.

В рамках данной технологии необходимо повторить материал с учащимися во время урока несколько раз (например, в начале и в конце занятия). Это нужно для того, чтобы избежать резкого начала забывания новой информации, которое происходит после её попадания в кратковременную память. Далее, необходимо дать домашнее задание, цель которого будет состоять в повторении изученного материала в тот же день, и в последующие дни до следующего занятия. Вполне возможно предложить учащимся завести дневник повторений для организации этого процесса. В связи с тем, что эти методики позволяют значительно улучить процесс запоминания и позволяют повысить успеваемость, по нашим наблюдениям со временем растет и мотивация их качественного использования обучающимися.

  1. Повышение эффективности постановки навыков правописания на примере работы с правилами расстановки запятых с союзом “и”

Правила постановки знаков препинания в предложениях также часто вызывают сложности у обучающихся средней и старшей школы. Даже несмотря на знание и понимание структуры простого и сложного предложений и умение проводить анализ предложения, по нашим наблюдениям из-за недостаточной отработки изученных правил учащиеся по невнимательности часто допускают ошибки, особенно часто это происходит в заданиях ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Для исправления этой ситуации и улучшения отработки грамматических правил русского языка в данном примере мы активно применяем метод выстраивания типологических шаблонов, а также для него хорошо работают и рассмотренные ранее методы сегментирования информации, работы с ошибками и использование принципов работы кривой забывания.

  1. Реализация метода типологических шаблонов

Для создания таблицы типологических шаблонов необходимо взять несколько близких по теме правил: в данном случае речь будет идти о расстановке запятых в простых и сложных предложениях с союзом “и”. Для отработки данного набора правил нам необходимо составить таблицу из 3-х столбцов: в первом столбце будет содержаться пример на определенное грамматическое правило без знаков препинания, во втором – предложение с проведенным грамматическим анализом и расставленными запятыми, а в третьем – указание использованного грамматического правила. В нашем случае такое разделение позволяет систематизировать изучаемый подраздел данной грамматической темы, создать широкую базу для самостоятельной отработки учащимися разбираемых грамматических правил с возможностью проверки и закрепления, поскольку каждый шаблон сопровожден правильным ответом на поставленную задачу и указанием на соответствующее правило.

Предложение с пропусками запятых

Предложение с расставленными запятыми

Грамматическое правило

Прошло какое-то время и всё забылось.

Прошло какое-то время, и всё забылось.


( ), и ( ).

Подул ветер и набежали тучи.

Подул ветер, и набежали тучи.


Взошла луна, и всё осветилось её светом.

Взошла луна, и всё осветилось её светом


Они ходили в лес и ездили на реку.

Они ходили в лес и ездили на реку


.

Я пошел наверх и попытался заснуть.

Я пошел наверх и попытался заснуть


Ветер дул и развевал по небу осеннюю листву.

Ветер дул и развевал по небу осеннюю листву


…………



  1. Применение методов сегментирования информации, работы с ошибками и повторений по кривой Эббингауза

Несложно заметить, что для подобной таблицы можно использовать рассмотренные ранее методы. Так, можно составить таблицу, в которой будет по 3-5 примеров на каждое грамматическое правило, блоки по которым будут отрабатываться аналогично тому, как это делалось для подгрупп сложных слов. Аналогично тому, как было указано выше, выстраивается и система интервальных повторений в зависимости от того, насколько сложной для восприятия является та или иная грамматическая тема.

Таким образом, указанные при разборе подходов в изучении сложных слов методы в полной мере ложатся на представленный нами выше метод выстраивания типологических шаблонов. Отметим, что эффективность данного метода в чистом виде по сравнению с последовательными грамматическими упражнениями на разные правила заключается в возможности учащихся более методично сконцентрировать внимание на каждом грамматическом правиле и сразу же получить обратную связь по выполняемому заданию с возможностью проверить себя, исправить ошибки и лучше понять особенности использования той или иной грамматической конструкции. При этом работа в подобных таблицах лучше позволяет перейти от работы с “сухой” грамматической конструкцией и последующего разбора примеров с выполнением тематических упражнений к комплексному изучению грамматического правила через призму живых примеров из русского языка, переходя от образа и частных случаев к теоретического осмыслению причин постановки знаков препинания в том или ином случае.

  1. Выводы

Итак, в данной статье нами были рассмотрены примеры адаптации простых, но при этом достаточно эффективных методов повышения скорости и качества запоминания новой информации и постановки навыков у обучающихся в средней и старшей школе на примере нескольких ситуаций постановки навыков правописания в русском языке. Рассмотренные методы, включающие в себя метод сегментирования информации, выделения ошибок, интервальных повторений по кривой забывания Эббингауза и метод типологических шаблонов являются достаточно гибкими и адаптивным подходами повышения эффективности преподавания русского языка в школе, что демонстрирует наш личный опыт. Кроме того, на наш взгляд, подобные методы имеют большой потенциал для внедрения и в других предметах школьной программы, в том числе и относящихся к предметам точных наук и естественнонаучного цикла. Более того, аналогичные методы уже успешно реализуются в ряде российских школ, учащиеся которых демонстрируют высокие результаты в учебной деятельности7.



Список литературы:

  1. Аткинсон Р., Шиффрин Р. Управление кратковременной памятью // Психология памяти; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. С. 508-547.

  2. Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшекурсников и абитуриентов. М.: Московский Лицей, 2001. 300 с.

  3. Конференция по новым технологиям в образовании Edcrunch glocal: [сайт]. URL: https://edcrunch.online/crowd/list/157.

  4. Кречетов И. А., Кручинин В. В. Об одном алгоритме адаптивного обучения на основе кривой забывания // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. 2017. Т. 20. №. 1. С. 75-80.

  5. Указ Президента Российской Федерации. О национальных целях и стратегических целях развития Российской Федерации на период до 2024 года. URL: http://static.government.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf [электронный доступ] (дата посещения: 08.07.2022).





1 Указ Президента Российской Федерации. О национальных целях и стратегических целях развития Российской Федерации на период до 2024 года. URL: http://static.government.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf [электронный доступ] (дата посещения: 08.07.2022).

2 Аткинсон Р., Шиффрин Р. Управление кратковременной памятью // Психология памяти; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. С. 511.

3 Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшекурсников и абитуриентов. М.: Московский Лицей, 2001. 300 с.

4 Аткинсон Р., Шиффрин Р. С. 511.

5 Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшекурсников и абитуриентов. М.: Московский Лицей, 2001. С. 254-259.

6 Кречетов И. А., Кручинин В. В. Об одном алгоритме адаптивного обучения на основе кривой забывания // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. 2017. Т. 20. №. 1. С. 76.

7 Конференция по новым технологиям в образовании Edcrunch glocal: [сайт]. URL: https://edcrunch.online/crowd/list/157.