СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первая русская революция

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для закрепления знаний и умений по работе с документами и текстом учебника, для привития  желания читать исторические источники и делать выводы....

Просмотр содержимого документа
«Первая русская революция»

История России (ФКГОС) 6\15 24.09.18г.

Класс: 9

Учитель Чернова Т. А


Тема "Первая Российская революция 1905–1907 гг."

Цель:  Дать представление о причинах революции, ее целях и значении.

Задачи:

Образовательная  - понять причины революции, цели и результаты революции, уяснить характер революции, разобраться в ввести новые термины: стачка, революция, петиция, манифест, хоругвь.

Развивающая - развивать навыки анализа текста учебника, воспроизведения увиденного, учить делать выводы, пополнять исторический словарный запас

Воспитательная – помочь учащимся прочувствовать настроения людей и способствовать сопереживать участникам революции, прививать интерес к истории.

Оборудование: .Учебник: А.А. Данилов, История России XX - начало XXI века: 9 класс - М., «Просвещение» 2014г.  карта «Революция 1905-1907г. тексты «Петиции царю» и «Манифеста от17 октября 1905г.» презентация "Первая Российская революция 1905–1907 гг." видеокадры

Тип урока: комбинированный

План урока

1.Организационный момент.

2.Повторение пройденного. Викторина наоборот. Дети должны поставить вопрос к моему « ответу».

Ответы записаны на доске: 1904г.- С.О.Макаров- «Варяг» -синдикат – партия – реформа –кулак- монархия.

3.Мотивация:

Работа в парах по тексту «Петиции» и «Манифеста» прочитайте и выразите свое мнение: кто писал и чего хотел?


текст1 Петиция….

  1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

  2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.

  3. Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.

  4. Ответственность министров перед народом.

5. Равенство перед законом всех без исключения


текст 2 Манифест…..


  1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

  2. …Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…

  3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…



4.Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы попытаемся понять причины, ход и значение первой русской революции 1905-1907г.г.

5. Изучение нового материала.

5.1.Рассказ учителя с презентацией. "Первая Российская революция 1905–1907 гг."

20 октября 1894г. Умер император Александр II. На престол вступил его сын Николай II. (портреты) Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы, начатые его дедом Александром III и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи. Но уже в 1-й публичной речи 17 января 1895г. Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно, как его « незабвенный покойный родитель».

Начальник Московского охранного отделения полковник С.В. Зубатов (портрет) был уверен, что для спокойствия в стране, необходимо было внушить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с самодержавной властью.

С.В. Зубатов был отправлен в отставку, когда волна забастовок показала его идею несостоятельной. Необходимо сказать еще об одном непростом участнике событий -священнике одной из петербургских церквей Георгии Гапоне.(портрет) Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя». Т.о. представители власти и религии пытались повлиять на ситуцию в стране, проигравшей войну и идущей к революции.

5.2. Работа в парах с учебником. стр.18.

1-я группа-начало революции. 2-я развитие революции.

Найдите в учебнике данные : как начались и развивались события 1905г. Почему это- революция.

5.3.Комментированное чтение. стр19. Ученик читает, пересказывает, делает вывод.

5.4 Беседа.

-Какие слои населения были недовольны?

-Какие требования они выдвигали?

-Какой документ подписал царь?

-Что было самым важным в документе?

-Какие партии создали?

-Назовите их лидеров. Запишите в тетрадь

5.5.Видеокадры. Кровавое воскресенье.

5.6.Итоги революции. Работа в группах.стр.21.Докладываюют лидеры групп. Оценивают выступления все участники.

5.6. Закрепление. А) Фронтальная беседа:

-Когда произошла первая русская революция?

-Что послужило поводом к революции?

-Назовите причины революции.

-Какие социальные слои участвовали в ней?

-Были ли решены проблемы, которые породили революцию?

-Какой главный итог революции?

Б) После просмотра всего параграфа учебника, предлагаю прочитать самые ключевые предложения, можно записать их в тетрадь. Возможный вариант.

С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась.

9 января1905г. рабочие, веря в доброго царя вышли с иконами и хоругвями на демонстрацию и были разогнаны. По справедливому замечанию А.М. Горького, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был « убит» престиж Николая II.

Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.

В октябре стачка стала всероссийской. Создавались новые органы власти-советы. Царь пошел на уступки - подписал Манифест..


6. Рефлексия. Какое отношение сложилось у вас к участникам событий?

7.Дома. Параграф 5,подготовить монолог.



































Петиция ?????

  1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

  2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.

  3. Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.

  4. Ответственность министров перед народом.

  5. Равенство перед законом всех без исключения…





  1. Каков характер приведённых требований?

  2. О чём просят рабочие царя?

  3. Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.

  4. Можно ли петицию назвать призывом к революции?

  5. Какой современный документ она вам напоминает?




Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

  1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

  2. …Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…

  3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…

  1. Какие права получило российское население?

  2. Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте?

  3. Какими полномочиями он наделялся?

  4. Что нового вносил он в политический строй Российской империи?

  5. Оцените значение Манифеста.



Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905г. был создан Совет министров. Председателем стал С.Ю. Витте.

Эссе: «Милая мама, - обращался Николай II к матери через день после подписания Манифеста, - сколько я перемучился, ты представить себе не можешь. Единственное утешение, что такова воля Божия и что это тяжёлое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого, хаотического состояния, в котором она находится почти год».

Почему для Николая II вопрос о Конституции был столь болезненным, ведь многие монархи Западной Европы пошли на ограничение своей власти?

(Высказывание партии «Союз 17 октября» о Манифесте)

учеб. с.45-46

Итоги революции.

(учащиеся выписывают в тетрадь)

Работа с учебником и в тетради.

Вывод: Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.

В одной немецкой газете государственный строй России после революции1905г. был охарактеризован так: «Конституционная империя с самодержавным царём».

Предположите, что имел в виду автор статьи. Какие особенности государственного строя России это определение отражает? Разве может быть государство одновременно самодержавным и конституционным?

В современном мире есть такое государство?

III. Закрепление.

  1. Когда произошла первая русская революция?

  2. Что послужило поводом к революции?

  3. Назовите причины революции.

  4. Какие социальные слои участвовали в ней?

  5. Были ли решены проблемы, которые породили революцию?

  6. Какой главный итог революции?

Подведём итоги:

- Что изменилось в России после революции?

Таким образом, в ходе 1-й революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию.

- Можно ли было избежать революции?

Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф5.выписать основные этапы революции, итоги революции, знать основные понятия.

Литература

Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век.

Конспект урока.

Цель урока:  Раскрыть причины возникновения революции 1905-1907гг, охарактеризовать этапы  и основные события революции. Через просмотр видеоролика и работу с документами помочь учащимся прочувствовать настроения людей и способствовать сопереживать людям.

План урока

  1. Причины  революции

  2. 9 января 1905г. – кровавое воскресение.

  3.  Манифест 17 октября

  4.  Монархисты и либералы

  5.  Деятельность I и II Государственных Дум.

  6. Итог революции.

Ход урока

Орг.момент.

Проверка Д/З

Давайте вспомним, какие события или настроения могли вызвать волнения в России.

  1. Причины революции 1905-1907 гг.

1900 - 1903 гг.- экономический кризис

  1904 - 1905 гг.- русско-японская война

  Нерешённость крестьянского вопроса

  Эксплуатация рабочих

  Буржуазия не имела силы и не являлась оппозицией самодержавию

  1. 9 января 1905 года – «Кровавое воскресение»

3 января 1905 г. В ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе. Эту забастовку поддержали рабочие других предприятий Петербурга.  Возник план организации мирного шествия к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. Мирную демонстрацию возглавлял священник Гапон. Несколько тысяч жителей Петербурга в нарядных одеждах с иконами и изображениями царя шли к Зимнему дворцу чтобы просить защиты у царя-батюшки от произвола чиновников. Но  начальник городской полиции приказал открыть огонь по демонстрантам. Расстрел мирной демонстрации получил широкий резонанс и в тот же день возникли массовые беспорядки.

Просмотр видео ролика.

Какие чувства вызывает у вас этот ролик? Что вы можете сказать о действиях властей? О настроениях людей?

Работа с документом Из Петиции рабочих.

Петиция рабочих

Меры против нищеты народной:

Передача земли народу и отмена выкупных платежей;

 Отмена косвенных налогов, замена подоходным;

 Прекращение войны по воле народа.

Меры против бесправия русского народа:

Возвращение пострадавших за политические и религиозные убеждения;

 Предоставление прав и свобод  личности;

 Всеобщее обязательное народное образование;

 Равенство перед законом.

Меры против гнёта капитала над трудом:

Отмена института фабричных инспекторов;

 Учреждение постоянных комиссий выборных рабочих;

 Восьмичасовой рабочий день и нормальная рабочая плата.

 Как вы думаете, мог ли пойти на такие уступки император? Почему?

Выделяется 3 этапа революции:

I этап. (9 января - сентябрь 1905 г.) – начало и развитие революции.

II этап. (октябрь-декабрь 1905 г.) – высший подъем революции

III этап. (январь 1906-3 июля 1907 гг.) – поражение революции.

I  этап (9 января - сентябрь 1905 г.) – начало и развитие революции.

9 января 1905 г. – расстрел мирной демонстрации рабочих. Массовые беспорядки в Петербурге. Вслед за ними забастовки объявили рабочие Москвы, Риги и ряд других городов Украины, Закавказья

весна 1905 г. – волна первомайских стачек (600 тыс. человек). Наиболее крупной стала стачка в Иваново – Вознесенске (72 дня), в ходе которой избран Совет рабочих уполномоченных, ставший органом власти в городе

лето 1905 г. – армия и флот охвачены революционным движением. 14 июня 1905 г. восстали матросы на броненосце  «Князь Потемкин Таврический».

II этап (октябрь-декабрь 1905 г.) – высший подъем революции

октябрь 1905 г. – всеобщая октябрьская политическая стачка (2 млн. человек). Крестьянскими волнениями          охвачено     1/3 уездов России. Николай II издает        указ о прекращении взимания выкупных платежей                    за землю.

17 октября 1905 г. -  император подписал Манифест

10-19 декабря 1905 г. – вооруженное   восстание в Москве (6 тыс. человек).

В ответ на усиливающиеся беспорядки и боевые действия, Николай II подписал указ, который получил в истории название как «Манифест 17 октября 1905 года».

  1. Манифест 17 октября 1905 года.

Работа с текстом. (см. приложение)

Какие права получило российское население?

Какой новый орган государственной власти был обещан в Манифесте?

Какими полномочиями он наделялся?

Оцените значение манифеста.

Итак. Сделаем вывод, что согласно манифесту 17 октября царь шел на уступки в отношении ограничения собственной власти, так как соглашался с созданием государственной думы и признавал законное существование оппозиции, т.е. политических партий. Манифест гарантировал населению свободу слова, совести, вероисповеданий, выбора., а так же вводил всеобщее избирательное право, но равным ли было это право?

Таким образом, формируются три основные партии: либеральные, монархические, социалистические. Они имели свои взгляды по различным вопросам.

1 гос дума была распущена императорам, так как в ней не было согласия и она только распаляла огонь  внутри страны. Сравните соотношений представителей различных партий. Эта дума не могла решить крестьянского вопроса и нужд населения.

Просмотр содержимого документа 
«Первая Российская революция»

"Первая Российская революция"

Цели: Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас.

Задачи: Ответить на вопрос: «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать революции?

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, сокращение продолжительности рабочего дня, решить национальные вопросы, уничтожить помещичье землевладение.

В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения - крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции.

Толчок к началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».

3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с хоругвами, портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу.

- Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?

Работа с документом.

Из петиции рабочих царю от 9 января 1905г.

(Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)

Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…

  1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

  2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.

  3. Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.

  4. Ответственность министров перед народом.

  5. Равенство перед законом всех без исключения…

  1. Каков характер приведённых требований?

  2. О чём просят рабочие царя?

  3. Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.

  4. Можно ли петицию назвать призывом к революции?

  5. Какой современный документ она вам напоминает?

Посмотрим, как царь ответил на просьбу рабочих?

Стихотворное описание событий 9 января газеты «Вперёд».

«Мы мирно стояли пред Зимним дворцом,
Царя с нетерпением ждали,
Как вдруг между нами и царским крыльцом
На ружьях штыки заблистали.
И рота за ротой, всё супротив нас
Вмиг фронтом развёрнуты были.
Направили дула нам в лица как раз
И в грозном молчанье застыли…
Так тихо…так жутко…
Вдруг слышится: «Пли!»…
Опомниться мы не успели,-
Свалились уж многие на снег в крови,
За залпом же залпы гремели,
И ужас объял нас.
Безумно крича,
Мы с страшного места бежали,
Израненных, мёртвых с собой волоча,
А в тыл нам стрелять продолжали!»

Войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули».

Просмотр видеоролика «Кровавое воскресенье».

Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались, как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В разных районах города появились баррикады.

По справедливому замечанию А.М. Горького, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был « убит» престиж Николая II.

Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.

Своими залпами царские войска дали сигнал к началу 1-й русской революции. Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения.

- В той ситуации, которая сложилась в России, любой повод мог стать искрой.

- Какие причины толкнули народ к революции?

Найдите в учебнике:

Какие слои населения были недовольны, и какие требования они выдвигали? (работа по п. 1 стр. 32)




Бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна захлестнула деревню - крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот.

Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции.

Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.

Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.

В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была, наконец, осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Работа с документом.

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

  1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

  2. …Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…

  3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…

  1. Какие права получило российское население?

  2. Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте?

  3. Какими он наделялся?

  4. Что нового вносил он в политический строй Российской империи?

  5. Оцените значение полномочиями Манифеста.

Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905г. был создан Совет министров. Председателем стал С.Ю. Витте.

Задание: «Милая мама, - обращался Николай II к матери через день после подписания Манифеста, - сколько я перемучился, ты представить себе не можешь. Единственное утешение, что такова воля Божия и что это тяжёлое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого, хаотического состояния, в котором она находится почти год».

Почему для Николая II вопрос о Конституции был столь болезненным, ведь многие монархи Западной Европы пошли на ограничение своей власти?

Подведём итоги:

Таким образом, в ходе 1-й революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию.

- Можно ли было избежать революции?

Домашнее задание

Стр. 32 – 35
































Цели:

- Сформировать представления о ДТП.

- Рассмотреть основные причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.

Задачи урока:

Обучающие:углубить знания обучающихся о ДТП в частности и личной безопасности в целом.

Развивающие: развивать у обучающихся интерес к предмету,  речь, любознательность, мышление,  способность к сравнению и анализу, поиску ответов на возникшие вопросы.Формировать и развивать компетентности в области использования информационных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Воспитательные: воспитывать  стремление к сотрудничеству, воспитывать доброжелательность и взаимопомощь, умение общаться, приходить к единому мнению.Формировать познавательную и информационную культуру, в том числе навыки самостоятельной работы с книгами, техническими средствами информационных технологий.

Тип урока: комбинированный

Оборудование и дидактический материал: опросные листы для экспресс-тестирования, учебник, демонстрационные материалы (наглядность).



Ход урока

Этапы урока

Примечания

1

Организационный этап.

- Приветствие.

- Оценка готовности обучающихся к уроку.

- Мониторинг подготовки к уроку (тестирование по опросным листам)


2

Мотивация и целеполагание.

Актуализация опорных знаний обучающихся.

В настоящее время жизнь и жизнедеятельность человека неразрывно связаны с использованием различных транспортных средств как в личной жизни, так и в сфере производства. Без постоянного развития автомобильного транспорта был бы невозможен технический и социальный прогресс человеческого общества.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Первый автомобиль был построен в Германии в 1885-1886 гг. А в настоящее время автомобиль стал самым распространённым видом транспорта.

И днём, и ночью в любую погоду по улицам и дорогам стран мира движутся легковые и грузовые автомобили и автобусы, которые перевозят людей, доставляют в магазины различные товары, сырьё для фабрик и заводов, строительные материалы на строительные площадки и множество других грузов.

Вторая половина XX и начало XXI вв. характеризуются неуклонным ростом перевозок автомобильным транспортом. Число автомобилей на дорогах во всём мире растёт с каждым годом. Но в первую очередь это касается России, где, как ни в одной другой стране мира, за последнее время резко увеличился поток автомобилей.

Статистика

Только в период с 1992 по 1997 гг. количество автотранспортных средств в России увеличилось более чем на 4 млн единиц. По прогнозам специалистов в ближайшей перспективе в России высокие темпы автомобилизации сохранятся, и уровень насыщения автотранспортными средствами достигнет 370-440 единиц на 1000 жителей страны (примерно каждый третий житель будет водителем). В 2000-2003 гг. этот уровень составил примерно 230-250 транспортных средств на 1000 жителей.

Быстрое увеличение количества автомобилей привело к появлению дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших от ДТП.

Беседа и создание ССЛГС «ДТП»

Определение целей урока.




3

Первичное усвоение знаний.

Первое дорожно-транспортное происшествие, связанное с гибелью людей, было зарегистрировано в США в 1899 г.

В настоящее время, по данным ООН, ежегодно от дорожно-транспортных происшествий во всех странах мира погибает около 300 тыс. человек и около 10 млн получают телесные повреждения.

Внимание!

Необходимо отметить, что относительная опасность автомобиля для человека превышает относительную опасность воздушного транспорта более чем в 3 раза, а железнодорожного – в 10 раз. На один миллиард пассажиро-километров на автомобильном транспорте приходится 20 погибших, на воздушном – 6, на железнодорожном – 2.

Специалисты отмечают, что по сравнению с развитыми странами аварийность на автомобильном транспорте в России характеризуется более высокой степенью риска гибели населения в ДТП.

Статистика

По данным МЧС России, в период 2001-2003 гг. в стране наметилась тенденция увеличения общего количества ДТП (в 2001 г. – 164403, в 2003 г. – 204267, в 2005 г. – 223342), выросло общее количество погибших в ДТП (в 2001 г. – 30916 человек, в 2003 г. – 35602 человека, в 2005 г. – 33957 человек) и пострадавших в ДТП (в 2001 г. – 187790 человек, в 2003 г. – 243919 человек, в 2005 г. – 274864 человека).

В России на порядок выше, чем в развитых странах, такой показатель тяжести последствий ДТП, как число погибших на 100 пострадавших. В 2001 г. он составил 16,46 погибших, в 2003 г. – 14,5, в 2005 г. – 17. Для сравнения: в США – 1,3 погибших на 100 пострадавших, в Германии – 1,8, в Швеции – 3,4, во Франции – 4,1, в Финляндии – 5,2.

По сравнению с развитыми странами в России значительно выше количество ДТП на 10 тыс. транспортных средств. В 2005 г. этот показатель составил 66 ДТП. Отмечено, что более 70% ДТП происходит в городах и населённых пунктах.

Внимание!

Причиной более 85% ДТП является нарушение Правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств и пешеходами, при этом на долю водителей приходится 70-75% происшествий.

Таким образом, «человеческий фактор» возникновения дорожно-транспортных происшествий и их трагических последствий составляет более 85% и свидетельствует о низкой культуре в области безопасности дорожного движения основных участников дорожного движения – водителей и пешеходов.

Существует и другой фактор, оказывающий отрицательное влияние на безопасность дорожного движения. В настоящее время существенно влияет на рост аварийности значительное отставание темпов строительства новых и реконструкции эксплуатируемых дорог от темпов роста интенсивности дорожного движения. Число ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий составляет 29%.

В результате быстрого роста численности автомобильного парка значительно увеличилось число владельцев транспортных средств. Это привело к массовому включению в дорожное движение новых водителей. Увеличилась плотность движения в крупных городах и на федеральных дорогах. Возросла интенсивность движения в небольших городах и на территориальных дорогах, в результате чего изменилась дорожная ситуация как для водителей, так и для пешеходов, которые оказались к этому плохо подготовлены.

Внимание!

Соблюдать Правила дорожного движения в условиях всё возрастающего потока движения автомобилей на дорогах намного сложнее. У многих участников дорожного движения не хватает для этого выдержки и дисциплины, не хватает общей культуры в области безопасности.

В 1999 г. в Российской Федерации была принята Концепция повышения безопасности дорожного движения на период 1995-2010 гг. В этом документе определена основная цель повышения безопасности дорожного движения – снизить число погибших в ДТП в 2 раза и более, а также определены основные направления формирования безопасного поведения участников дорожного движения при одновременном увеличении количества транспортных средств. Определены основные направления деятельности государства в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Отметим те из них, которые непосредственно касаются всего населения страны как участников дорожного движения.

В Концепции отмечено, что работа по формированию и обеспечению безопасного поведения всех участников дорожного движения – водителей транспортных средств, в том числе и велосипедистов, пешеходов, пассажиров, - должна оставаться главной задачей государственной транспортной политики и получить своё дальнейшее развитие до 2010 г. по следующим приоритетным направлениям:

развитие и совершенствование форм и методов обучения населения безопасности дорожного движения, умениям и навыкам безопасного поведения на дорогах;

создание системы формирования общественного мнения, проведение широкой информационной разъяснительной работы через средства массовой информации и т. д.;

совершенствование системы контроля за соблюдением водителями, пешеходами, пассажирами и велосипедистами Правил дорожного движения Российской Федерации и принуждение к их соблюдению.

Кроме того, МЧС России с 2004 г. приступило к созданию системы обеспечения безопасности на дорогах Российской Федерации. С этой целью для оказания помощи пострадавшим в ДТП при ликвидации их последствий проводится эксперимент по совместному дежурству и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий силами спасателей МЧС и сотрудниками ГИБДД (ГАИ) МВД России.

Применяются меры по формированию у населения страны общей культуры в области безопасности, соблюдение основной массой участников дорожного движения безопасных норм поведения и снижение общего количества ДТП, травматизма и гибели людей.

В заключение необходимо отметить, что культура безопасного поведения на дорогах особое значение приобретает в подростковом возрасте, когда человек всё более и более становится самостоятельным в своём поведении и поступках.



4

Первичный контроль усвоения новых знаний.

  • Почему выросло количество автомобилей на дорогах нашей страны?

  • Какие причины обусловили рост дорожно-транспортных происшествий в нашей стране?

  • Какое влияние оказывает «человеческий фактор» на возникновение ДТП, травматизм и гибель людей на дорогах?

  • Какие приоритетные направления определены в Российской Федерации для снижения ДТП и гибели людей на дорогах?

  • Что следует понимать под общей культурой участников дорожного движения?

Беседа

5

Обобщение (первичное) изученного.

Это должен знать каждый

Являясь одной из значимых составных частей общей культуры в области безопасности, культура безопасного поведения на дорогах должна формироваться совместно с расширением сферы жизнедеятельности человека. Она включает в себя такие компоненты, как:

постоянное изучение и совершенствование знаний Правил дорожного движения с учётом личных потребностей: пешеход, пассажир, водитель;

воспитание в себе внутренней потребности и дисциплины в соблюдении Правил дорожного движения;

умение оценивать обстановку, складывающуюся на дорогах, предвидеть развитие событий и возможности возникновения опасной ситуации;

владение умениями и способами на основе оценки обстановки на дороге избегать опасных ситуаций;

умение действовать адекватно в дорожно-транспортной ситуации для снижения фактора риска для себя и окружающих.

Вырабатывать в себе такие качества – задача всех участников дорожного движения, а повышать свою культуру в области безопасности дорожного движения каждый человек должен постоянно с учётом своих возможностей и потребностей.

Беседа, создание памятки

6

Домашнее задание. Параграф 2.1 изучить, задание «Практикум» - письменно.

По желанию: Предложения по обеспечению большей безопасности



7

Рефлексия и оценка работы на уроке обучающихся

Организация самодиагностики работы на уроке

Сегодня на уроке:

- мне было трудно...

- сегодня я научился...

- самым интересным было...