Тема 1.1. Первобытное искусство
Древнейшие дошедшие до нас произведения искусства были созданы еще в первобытную эпоху. Появление человека разумного примерно 3,5 млн лет назад ознаменовало зарождение материальной культуры , которое было связано с созданием орудия труда.
Из каких материалов изготавливались орудия труда?
Производились из различных материалов – дерева, рога, кости, но основным материалом был – камень.
Отсюда и название эпохи – «каменный век».
3 периода каменного века:
Палеолит – древний каменный век – 2,5 млн – 12 тыс. лет до н.э.
Мезолит – средний каменный век – 12 -5 тыс. лет до н.э.
Неолит – новокаменный век – 5 – 3 тыс. лет до н.э.
Искусство палеолита
Искусство мезолита
Искусство неолита
На рубеже среднего и позднего палеолита – примерно 35 тыс. лет назад – появились первые образцы пещерной живописи и скульптуры. Наиболее характерны такие образцы на территории Франции и Испании.
Пещера Альтамира. Испания
Пещера Ласко. Франция
Живопись эпохи палеолита носит ярко выраженный реалистичный характер. Животные изображены в движении, однако общей композиции нет, многие изображения нарисованы одно над другим. Эти рисунки передают «силу зверя, его величие, как бы саму душу, красоту зверя в беге, в порыве и покое, его вечность и грозное присутствие в окружающем мире. Первобытные рисунки имели ритуальное значение
Характеристика искусства палеолита
Как по мнению древнего человека рисунок помогает на охоте?
Считалось, если перед охотой поразить изображение животного копьем или стелой, то охота будет удачной.
Характеристика искусства мезолита
Характеризуется изменениями в жизни человека. Благодаря изобретению лодки активно осваиваются огромные пространства, а при появлении лука и стрел охота стала более результативной. Появляются многофигурные сцены охоты и сражений, центральное место в изображениях занял человек. Одна из самых ярких сцен эпохи мезолита «Сражающиеся лучники», найдена в Восточной Испании в ущелье Гасулья.
Люди переходят к производящему типу хозяйства – земледелию и скотоводству. Человек стал применять шлифовку и полировку изделий труда. Появление керамики – основной признак этого периода, поэтому иногда этот период называют керамическим. Постепенно изделия из керамики принимают более совершенную форму и человек украшает сосуды орнаментальным узором. Появляется расписная керамика. Ранние образцы найдены в Средней Азии. Изделия из глины отличаются простыми формами и украшены геометрическими орнаментами.
Характеристика искусства неолита
Век бронзы
Последовал за каменным веком. Получил такое название, поскольку самым распространённым материалом для изготовления оружия и инструментов стала бронза – сплав олова и меди. Этот период характеризуется участившимися военными столкновениями, появлением культа вождя. Наиболее важным явлением бронзового века была мегалитическая архитектура . Памятники мегалитической культуры встречаются в различных местах – на Кавказе, в Крыму, Европе, Северной Африке и другие.
Виды мегалитических сооружений
Менгиры – вертикально поставленные каменные столбы. Размеры их колеблются от 1 до 20 метров. Иногда на них высекали рельефы.
Дольмены – сооружения, состоящие из нескольких вертикальных плит, перекрытых сверху горизонтальными массой несколько тонн. Единого мнения среди ученых о целях и назначениях этих сооружений нет, предположительно они имели культовый и погребальный характер.
Кромлех – сложное сооружение, состоящие из группы менгиров, расположенных концентрическими рядами.
Тема 1.2. Искусство Древнего Египта
Периоды искусства Древнего Египта
(эти периоды соответствуют периодам социально-хозяйственного развития:
Древнее царство
Среднее царство
Новое царство
Позднее царство
Древнее царство
К этому периоду относится строительство огромных царских гробниц – пирамид. Они служили символом вечности, незыблемости власти фараона.
Храм – культовое сооружение, которое служит для поклонения богам. Являясь местом земного пребывания божества, оно имеет свою символику и служит моделью вселенной.
Виды храмов:
- наземный храм – строился на открытом пространстве;
- скальный (пещерный) храм – высекался непосредственно в скале, снаружи находился только фасад;
- полускальный храм – сочетал особенности первых двух видов
Наземные храмы Амона в Карнаке и Луксоре
Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле
Полускальный храм Хатшепсут в Долине Царей
Среднее царство
Получили распространение скальные и полускальные заупокойные храмы. Великолепным образцом такого храма является храм фараона Ментухотепа I на западной берегу Нила в Дейр-эль-Бахри.
Новое царство
Каноничность – отличительная черта изобразительного искусства Египта. Еще в Древнем царстве была выработана строго определенная типология статуй:
- стоящая – фигура строго фронтальна и симметрична, высоко поднятая голова, взгляд устремлен вперед, левая нога выдвинута вперед, руки опущены и прижаты к телу.
Новое царство
-сидящая – фигура также фронтальна и симметрична, высоко поднятая голова, взгляд устремлён вперед, руки положены на колени или прижаты к груди.
Новое царство
Рельеф и роспись . Основные канонические черты:
-сюжетные сцены размешены построчно и разделены горизонтальными поясами;
-сцены композиционно организованны;
-соблюдены особенности изображения человеческой фигуры: голова и ноги в профиль, при этом обе ступни плотно стоят на земле, верхняя часть туловища изображена в анфас, ладони развернуты тыльной стороной, все пальцы одной длины.
Рельеф и роспись
Позднее царство
Характеризуется периодом экономического и культурного спада. В этот период сократилось храмовое строительство, уменьшилось количество декоративных рельефов. В искусстве наметился поворот к древним канонам. Скульптура воспроизводит старые образы, но в тоже время мастерам удается создавать удивительные скульптурные портреты. Постройки этого периода также ориентированы на древние каноны. Завоевание Египта войсками Александра Македонского ознаменовало начало эллинистического периода развития искусства.
Позднее царство