СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Первоклассная газета» - один из способов работы с текстом при формировании УУД у учеников начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер - класс "Первоклассная газета" - один из способов работы с текстом при формировании УУД у учеников начальной школы.

Просмотр содержимого документа
««Первоклассная газета» - один из способов работы с текстом при формировании УУД у учеников начальной школы.»

«Первоклассная газета» - один из способов работы с текстом при формировании УУД у учеников начальной школы.

    • Здравствуйте, уважаемые коллеги!

    • Я бы хотела сегодня поделиться с вами как можно «Первоклассную газету» использовать в качестве инструмента работы с текстом.

Каждый учитель начальных классов знает, что работа с новым “набором учеников” начинается с чистого листа. В школу дети проходят все читающими (в разной степени), но желания читать нет, дети читают, потому, что так надо, и читать задают домой.

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной концепции ФГОС становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Результаты обучения ребенка зависят от сформированности УУД.

Новый образовательный стандарт предусматривает создание условий для этого через две междисциплинарные программы в начальной школе - «Чтение. Работа с текстом», а в основном звене «Основа смыслового чтения и работа с текстом. Работа с информацией».

Какой же механизм, инструмент дать учителю в помощь?

На протяжении 15 лет, с 2016 годя я принимаю участие в Международном дистанционном интеллектуальном проекте «ЭМУ — Эрудит Марафон учащихся», организованным Центром Развития Молодежи г. Екатеринбурга.

Разработчики данных программ предлагают не только материалы мониторинговых заданий с полным анализом результатов по метапредметным навыкам, но и как инструмент развития читательской грамотности наряду с другими интеллектуальными продуктами для учеников начальных классов «Первоклассную газету».

На примере «Первоклассной газеты» я расскажу о приемах работы, способствующих развитию осознанного, смыслового чтения в начальной школе.

Принцип газеты таков:

«Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь!»



«Первоклассная газета» - это еженедельный листок, который раздаётся всем ученикам во время или после урока.

Одна подписка содержит 30 тематических выпусков, рассчитанных на весь учебный год. Каждый номер представляет собой 4 страницы.

В содержании информационные блоки с картинками и 5 заданий на работу с информацией на последней странице, которые направлены на формирование разных аспектов читательской компетентности.

Есть задания на нахождение информации, на интерпретацию, на интеграцию, на оценку и применение информации.

Структурное построение заданий соответствует программе «Чтения и работы с текстом».

В основе курса «Первоклассная газета» лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Развитие личностных УУД учащихся реализуется через рубрики: «Общество», «Краеведение», «Современная наука», «Страноведение», «Спорт», «Здоровье», «Бизнес», «Экология», «Домашние животные» и др.




На родительском собрании родители были заинтересованы газетой, они узнали цели, познакомились с несколькими выпусками номеров и решили, что детям необходимо оформить подписку на данное издание.



В классе был выбран «День Первоклассной газеты» - это понедельник, в этот день проводится занятие по текущему выпуску и выдаётся очередной номер.

Работа с газетой предусматривает два вида - это аудиторное занятие или самостоятельное чтение дома, но с последующим анализом содержания заданий в классе.

Подписка собрана так, что чередуются сложные и простые номера и рубрики. За трудными темами идут лёгкие. Более длинные тексты появляются в поздних номерах. Как рекомендуют авторы, желательно выдавать номера по порядку.

Газеты у детей хранятся дома в файловых папках, скапливаются в семье и коллекционируются детьми.

На занятиях выступают только те дети, которые этого хотят. Правильность выполнения работ не оценивается, не ставятся отметки – чтение “Первоклассной газеты” должно доставлять учащимся только положительные эмоции.

Структура занятия включает в себя: введение, разминку, чтение текста, работу с текстом, закрепление материала, работу с заданиями по тексту, рефлексию, домашнее задание.





А сейчас я вас приглашаю в путешествие в вагоне плацкартного купе.

-Внимание, внимание! Объявляется посадка на скорый поезд под названием «Первоклассная газета»! Просьба пассажиров занять свои места.


-В нашем экспрессе Вам достались билеты в вагон - купе. Поездка продлится 20 минут, поэтому предлагаю познакомиться.


1 группа- не слышали, не используют;

2 группа - знакомы, но не работают;

3 группа - знакомы, используют в работе).

Приклеить цветную бумажку на вагончик поезда.

Цель мастер – класса:

Знакомство с приёмами смыслового чтения на примере инструмента – «Первоклассная газета» при формировании УУД.

-В вагоне на столе - предлагаемые услуги («билеты» с приемами).


- В любом купе есть верхняя и нижняя полки. Всё, что на них лежит - доступно и можно взять. Пусть это будут те приёмы, которыми пользуюсь я.


Демонстрация приемов.

- Каждое занятие начинаю с разминки. Понятия, над которыми работаем, беру из предыдущих газет.


  1. «Перестановка букв»

Увжмаеаые пажиассры. Наш пеозд в птуи - 20 миунт. За это врмея Вам буудт преждлоены ранчзлиые улусги: чтнеие "Перклованссой гаезты", приоянте обнещие дург с дургом, инстереные прмёиы раобты по смовслыому чтинею, обемн опотым. По всем возшкиним восопрам Вы моежте обитраться к проинводку. Принтяой покдези!


- По результатам исследований не имеет значения в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтоб первая и последняя буквы были на месте. Текст будет читаться без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву в отдельности, а читаем всё слово целиком. Данный приём использую и на других уроках.


  1. «Словесная гибкость» (предлагаются сущ., дополнить прил.)

- деревянная, тяжелая, металлическая.... дверь

-.......................................................взгляд

-.....................................................театр

-.....................................................оценка


  1. «Шифровка» (тема каждого номера зашифрована, предлагается ее расшифровать)

"На – ли – цип - дис во - ля - ру - ди - ко -ди -те"

(дисциплина руководителя)

  1. «Ассоциативный куст» (приём работы с информацией до чтения). Даётся ключевое слово или заголовок текста (в данном случае – тема ПГ. Ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.

Например : КОМАНДА – группа, друзья, помощники, коллектив, поддержка, общие интересы, сплоченность).

  1. «Просмотровое чтение» (Вспомните, как Вы читаете газеты. С чего начинаете?)

- это общее знакомство с ПГ, (рубрики, картинки, построение как лучше знакомиться с информацией).

  1. «Ознакомительное чтение» - текст читается полностью («Читай самому себе», «Цепочкой», по информационным блокам).

«Изучающее чтение» - это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

  1. "Восстановление текста с пропущенными элементами".

Дисциплинированность – важнейшее качество …. (руководителя). Дисциплинированным ты можешь стать …. (сам). Для этого займись … (самодисциплиной). Дисциплинированному … (руководителю) не нужен … (контроль) со стороны других людей – он все делает … (сам). Если ты себя … (дисциплинируешь) , то в будущем сможешь стать выдающимся … (руководителем).

  1. «Опровергни утверждение» -

"Блестящие профессионалы всегда добиваются успеха" или «Дисциплина – это следование порядку, принятому в обществе».

  1. «Замени синонимами»

Алексей Комиссаров - успешный бизнесмен. Он "с нуля" открыл своё дело: без связей и денег. Помещением служила маленькая комната в полуразрушенном здании. Сейчас компания "Авторемонтные системы" - одна из лидеров в России. Алексей Комиссаров начал работать в команде со своим лучшим другом. Алексей считает, что самых лучших результатов можно добиться только в команде.

  1. «Ключевое слово»

Найдите и подчеркните текстовыделителем ключевые слова в "Где нужна дисциплина?".


  1. «Кубик Блума»

Ученик бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Например,

  1. Почему нужна дисциплина в школе, на работе, в армии, в коллективе?

  2. Объясни значение слова "самодисциплина".

  3. Назови из чего состоит самодисциплина.

  4. Предложи путь к самодисциплине.

  5. Придумай ситуации, в которых проявляются лучшие черты характера руководителя.

  6. Поделись, какие качества руководителя ты считаешь важными?

  1. «Верите ли вы, что…»

.... Немцы живут по принципу: «Что не запрещено, то разрешено».

..... Ли Ка – шинг один из самых бедных людей мира.

…... Японцы очень трудолюбивы. 4 дня выходных подряд считается отпуском.

....группа людей, отдыхающих на пляже, это команда..


  1. Синквейн «Ёлочка» (1 сущ., 2 прил., 3 гл., девиз или мнение, вывод).


Еще один вид работы с газетой - «Читающий ресторан», с целью диагностики темпа чтения учащихся. Это ролевая игра для детей и родителей для демонстрации техники и способа чтения (беглое, слоговое чтение).

Материалы газеты подойдут при проведении Квест — игры в летнем лагере досуга и отдыха (на площадке), во внеурочной деятельности, кружковых занятиях.

При работе с газетой необходимо выполнять ряд условий:

  • Обсуждать с учащимися, что нового они узнали из газеты.

  • Необходимо хвалить детей, выполнивших задания.

  • Объяснять сложные задания.

  • Если есть лишняя подписка, то её можно разместить на стенде уголка класса.

  • Необходимо регулярно заниматься данной работой.





НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ отдавать ребёнку или его родителям сразу всю годовую подписку, т. к. ребёнок проявит любопытство, полистает подписку и наиграется с газетой в первый же день.

Т. о. можно сделать вывод, что пособие «Первоклассная газета» оказывает заметное позитивное влияние на развитие читательских умений учащихся. Дети, регулярно работающие с «Первоклассной газетой», чаще демонстрируют положительную динамику по формированию УУД.


Рефлексия.

Что возьмете с собой?

Что положите в багажное отделение?

(Демонстрация «Синквейнов» детей).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!