«Первоклассная газета» - один из способов работы с текстом при формировании УУД у учеников начальной школы.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я бы хотела сегодня поделиться с вами как можно «Первоклассную газету» использовать в качестве инструмента работы с текстом.
Каждый учитель начальных классов знает, что работа с новым “набором учеников” начинается с чистого листа. В школу дети проходят все читающими (в разной степени), но желания читать нет, дети читают, потому, что так надо, и читать задают домой.
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной концепции ФГОС становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Результаты обучения ребенка зависят от сформированности УУД.
Новый образовательный стандарт предусматривает создание условий для этого через две междисциплинарные программы в начальной школе - «Чтение. Работа с текстом», а в основном звене «Основа смыслового чтения и работа с текстом. Работа с информацией».
Какой же механизм, инструмент дать учителю в помощь?
На протяжении 15 лет, с 2016 годя я принимаю участие в Международном дистанционном интеллектуальном проекте «ЭМУ — Эрудит Марафон учащихся», организованным Центром Развития Молодежи г. Екатеринбурга.
Разработчики данных программ предлагают не только материалы мониторинговых заданий с полным анализом результатов по метапредметным навыкам, но и как инструмент развития читательской грамотности наряду с другими интеллектуальными продуктами для учеников начальных классов «Первоклассную газету».
На примере «Первоклассной газеты» я расскажу о приемах работы, способствующих развитию осознанного, смыслового чтения в начальной школе.
Принцип газеты таков:
«Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь!»
«Первоклассная газета» - это еженедельный листок, который раздаётся всем ученикам во время или после урока.
Одна подписка содержит 30 тематических выпусков, рассчитанных на весь учебный год. Каждый номер представляет собой 4 страницы.
В содержании информационные блоки с картинками и 5 заданий на работу с информацией на последней странице, которые направлены на формирование разных аспектов читательской компетентности.
Есть задания на нахождение информации, на интерпретацию, на интеграцию, на оценку и применение информации.
Структурное построение заданий соответствует программе «Чтения и работы с текстом».
В основе курса «Первоклассная газета» лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Развитие личностных УУД учащихся реализуется через рубрики: «Общество», «Краеведение», «Современная наука», «Страноведение», «Спорт», «Здоровье», «Бизнес», «Экология», «Домашние животные» и др.
На родительском собрании родители были заинтересованы газетой, они узнали цели, познакомились с несколькими выпусками номеров и решили, что детям необходимо оформить подписку на данное издание.
В классе был выбран «День Первоклассной газеты» - это понедельник, в этот день проводится занятие по текущему выпуску и выдаётся очередной номер.
Работа с газетой предусматривает два вида - это аудиторное занятие или самостоятельное чтение дома, но с последующим анализом содержания заданий в классе.
Подписка собрана так, что чередуются сложные и простые номера и рубрики. За трудными темами идут лёгкие. Более длинные тексты появляются в поздних номерах. Как рекомендуют авторы, желательно выдавать номера по порядку.
Газеты у детей хранятся дома в файловых папках, скапливаются в семье и коллекционируются детьми.
На занятиях выступают только те дети, которые этого хотят. Правильность выполнения работ не оценивается, не ставятся отметки – чтение “Первоклассной газеты” должно доставлять учащимся только положительные эмоции.
Структура занятия включает в себя: введение, разминку, чтение текста, работу с текстом, закрепление материала, работу с заданиями по тексту, рефлексию, домашнее задание.
А сейчас я вас приглашаю в путешествие в вагоне плацкартного купе.
-Внимание, внимание! Объявляется посадка на скорый поезд под названием «Первоклассная газета»! Просьба пассажиров занять свои места.
-В нашем экспрессе Вам достались билеты в вагон - купе. Поездка продлится 20 минут, поэтому предлагаю познакомиться.
1 группа- не слышали, не используют;
2 группа - знакомы, но не работают;
3 группа - знакомы, используют в работе).
Приклеить цветную бумажку на вагончик поезда.
Цель мастер – класса:
Знакомство с приёмами смыслового чтения на примере инструмента – «Первоклассная газета» при формировании УУД.
-В вагоне на столе - предлагаемые услуги («билеты» с приемами).
- В любом купе есть верхняя и нижняя полки. Всё, что на них лежит - доступно и можно взять. Пусть это будут те приёмы, которыми пользуюсь я.
Демонстрация приемов.
- Каждое занятие начинаю с разминки. Понятия, над которыми работаем, беру из предыдущих газет.
«Перестановка букв»
Увжмаеаые пажиассры. Наш пеозд в птуи - 20 миунт. За это врмея Вам буудт преждлоены ранчзлиые улусги: чтнеие "Перклованссой гаезты", приоянте обнещие дург с дургом, инстереные прмёиы раобты по смовслыому чтинею, обемн опотым. По всем возшкиним восопрам Вы моежте обитраться к проинводку. Принтяой покдези!
- По результатам исследований не имеет значения в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтоб первая и последняя буквы были на месте. Текст будет читаться без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву в отдельности, а читаем всё слово целиком. Данный приём использую и на других уроках.
«Словесная гибкость» (предлагаются сущ., дополнить прил.)
- деревянная, тяжелая, металлическая.... дверь
-.......................................................взгляд
-.....................................................театр
-.....................................................оценка
«Шифровка» (тема каждого номера зашифрована, предлагается ее расшифровать)
"На – ли – цип - дис во - ля - ру - ди - ко -ди -те"
(дисциплина руководителя)
«Ассоциативный куст» (приём работы с информацией до чтения). Даётся ключевое слово или заголовок текста (в данном случае – тема ПГ. Ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Например : КОМАНДА – группа, друзья, помощники, коллектив, поддержка, общие интересы, сплоченность).
«Просмотровое чтение» (Вспомните, как Вы читаете газеты. С чего начинаете?)
- это общее знакомство с ПГ, (рубрики, картинки, построение как лучше знакомиться с информацией).
«Ознакомительное чтение» - текст читается полностью («Читай самому себе», «Цепочкой», по информационным блокам).
«Изучающее чтение» - это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.
"Восстановление текста с пропущенными элементами".
Дисциплинированность – важнейшее качество …. (руководителя). Дисциплинированным ты можешь стать …. (сам). Для этого займись … (самодисциплиной). Дисциплинированному … (руководителю) не нужен … (контроль) со стороны других людей – он все делает … (сам). Если ты себя … (дисциплинируешь) , то в будущем сможешь стать выдающимся … (руководителем).
«Опровергни утверждение» -
"Блестящие профессионалы всегда добиваются успеха" или «Дисциплина – это следование порядку, принятому в обществе».
«Замени синонимами»
Алексей Комиссаров - успешный бизнесмен. Он "с нуля" открыл своё дело: без связей и денег. Помещением служила маленькая комната в полуразрушенном здании. Сейчас компания "Авторемонтные системы" - одна из лидеров в России. Алексей Комиссаров начал работать в команде со своим лучшим другом. Алексей считает, что самых лучших результатов можно добиться только в команде.
«Ключевое слово»
Найдите и подчеркните текстовыделителем ключевые слова в "Где нужна дисциплина?".
«Кубик Блума»
Ученик бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Например,
Почему нужна дисциплина в школе, на работе, в армии, в коллективе?
Объясни значение слова "самодисциплина".
Назови из чего состоит самодисциплина.
Предложи путь к самодисциплине.
Придумай ситуации, в которых проявляются лучшие черты характера руководителя.
Поделись, какие качества руководителя ты считаешь важными?
«Верите ли вы, что…»
.... Немцы живут по принципу: «Что не запрещено, то разрешено».
..... Ли Ка – шинг один из самых бедных людей мира.
…... Японцы очень трудолюбивы. 4 дня выходных подряд считается отпуском.
....группа людей, отдыхающих на пляже, это команда..
Синквейн «Ёлочка» (1 сущ., 2 прил., 3 гл., девиз или мнение, вывод).
Еще один вид работы с газетой - «Читающий ресторан», с целью диагностики темпа чтения учащихся. Это ролевая игра для детей и родителей для демонстрации техники и способа чтения (беглое, слоговое чтение).
Материалы газеты подойдут при проведении Квест — игры в летнем лагере досуга и отдыха (на площадке), во внеурочной деятельности, кружковых занятиях.
При работе с газетой необходимо выполнять ряд условий:
Обсуждать с учащимися, что нового они узнали из газеты.
Необходимо хвалить детей, выполнивших задания.
Объяснять сложные задания.
Если есть лишняя подписка, то её можно разместить на стенде уголка класса.
Необходимо регулярно заниматься данной работой.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ отдавать ребёнку или его родителям сразу всю годовую подписку, т. к. ребёнок проявит любопытство, полистает подписку и наиграется с газетой в первый же день.
Т. о. можно сделать вывод, что пособие «Первоклассная газета» оказывает заметное позитивное влияние на развитие читательских умений учащихся. Дети, регулярно работающие с «Первоклассной газетой», чаще демонстрируют положительную динамику по формированию УУД.
Рефлексия.
Что возьмете с собой?
Что положите в багажное отделение?
(Демонстрация «Синквейнов» детей).