Занятия "Первые дни ребенка в школе".
Пояснительная записка
Сколько загадок таит в себе детский мир ребенка? Как разобраться в детских капризах, шалостях и непослушании? А как подготовить ребенка к школе, чтобы его первые школьные впечатления не омрачились страхом, неудачами и обидами? Психологи определяют готовность перечнем таких самых главных качеств:
Желание самого ребенка учиться.
Умение работать по заданному образцу.
Способность к анализу, обобщению, выделению в предметах и явлениях существенных признаков, связей и закономерностей.
Способность к произвольному запоминанию.
Но известно, что готовность ребенка к школе заключается не только в умственном развитии, но в еще большей степени в его способности к общению со сверстниками, с взрослыми людьми, с его умением подчинить свое поведение законам детских групп и нормам поведения. Чем лучше у ребенка сформирована коммуникативная готовность, тем меньше проблем возникнет у него и у его родителей. Не надо забывать, что способности не только от Бога. Очень многое можно развить, очень многому можно научить. Наши занятия рассчитаны на выявление коммуникативной готовности ребенка, с тем, чтобы при необходимости эту готовность развить. Несформированность навыков общения может затруднить адаптацию ребенка, но не станет препятствием, если учитель, знает об этой особенности ребенка.
Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем адаптироваться в школе и успешно усвоить программу начальной школы.
В процессе работы со старшими дошкольниками решаются следующие задачи:
создание доброжелательной атмосферы в классе, как необходимого условия развития уверенности в себе;
создание благоприятных условий знакомства детей друг с другом;
организация взаимодействия между детьми, как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества;
знакомство педагога с особенностями детей;
развитие умений и навыков, необходимых для занятий в начальной школе.
Важнейшей частью курса является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а так же те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации.
Содержание занятий данного периода направлено на решение поставленных задач. Для этого применяются разнообразные методы и приёмы обучения, формы организации обучения. На первых порах ребёнку особенно необходимо ощущение собственной успешности, поэтому создается ситуация успеха, эмоционального благополучия. Создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт детей, игровые ситуации, прямое и косвенное знакомство с правилами поведения в новой обстановке способствует формированию устойчивой учебной мотивации. Специальные упражнения, направленные на развитие познавательных процессов создают основу успешного обучения.
Занятия проводятся в течение апреля месяца, как составная часть работы “Школы Общения”, 1 раз в неделю по субботам (по два занятия).
В разделе “Ход занятий” достаточно подробно дано описание содержания каждого занятия. В то же время, учитель, полагаясь на свою инициативу, может творчески подходить к занятию, учитывая специфику класса.
Ожидаемый результат:
развитие навыков общения;
определение типа высшей нервной деятельности детей, поступающих в школу (холерик, меланхолик, флегматик или сангвиник);
выявление детей не способных управлять своим поведением, не умеющих общаться и адаптироваться в новой обстановке.
Календарно-тематическое планирование занятий
День первый
Занятие 1.
Давайте познакомимся.
Познакомиться с будущими своими одноклассниками, с учителем. (Учитель с помощью пиктограммы рассказывает о себе и предлагает детям, если они хотят, рассказать о себе - о своей семье, что он любит и чего не любит, есть ли у него домашние животные)
Занятие 2.
Подготовка к изучению математики.
выявить знания детей по счёту в пределах 10;
развивать внимание, мышление, речь.
День второй
Занятие 1.
Школа - прошлое родителей и будущее детей.
дать возможность детям познакомиться с интересами и увлечениями своих будущих одноклассников, рассказать о своих увлечениях;
организация детского сотрудничества. Главная задача занятия показать, что оценивать может не только учитель, но и сверстник.
Занятие 2.
Подготовка к письму и грамоте.
оценить уровень развития звукового анализа;
развивать мелкую моторику.
День третий
Занятие 1.
Правила школьной жизни.
введение ребенка в атмосферу групповой работы. На первом занятии главное - “нам хорошо работать вместе”. Даются задания на упражнения делать что-либо вместе. Это первый шаг к тому, чтобы ребенок научился внимательно смотреть, слушать собеседника, умел дарить тепло и доброту.
Занятие 2.
Путешествие в сказку
привитие любви к сказке и чтению сказок, привитие любви к знанию, к школе, к процессу познания мира через учебные занятия;
воспитание у детей умений слушать, принимать и выполнять инструкцию учителя;
развитие художественного вкуса, творческого воображения, речи;
расширение кругозора.
День четвертый ( по желанию)
Занятие 1.
Знакомство со школой.
разговор об отличии школьников от дошкольников. На ленте школьного времени выставляются картинки, обозначающие школьные дела.
познакомиться со школой, в которой они будут учиться. Поговорить о школьных правилах (презентация).
Занятие 2.
Проверка готовности ребенка к школе
развитие у детей умений слушать, принимать и выполнять инструкцию учителя;
развитие внимания, памяти, воображения, мелкой моторики руки;
проверить кругозор.
Первый день
Занятие № 1.
Тема: давайте знакомиться.
Цели:
развитие навыков общения (умение рассказывать о себе, составлять портрет одноклассника, выступать у доски);
воспитание у детей умений слушать, принимать и выполнять инструкцию учителя;
знакомство детей друг с другом, с учителем;
учить детей задавать вопросы по теме “Знакомство”;
развивать речь, внимание, наблюдательность.
Время выполнения: 30 минут.
Форма проведения: парная, коллективная.
Организация занятия:
Этапы урока | Содержания деятельности учителя и учеников | Задачи этапа и формируемые умения |
Вступительное слово учителя | Дорогие ребята, наши первые занятия будут проходить в форме игры, где мы познакомимся друг с другом, научимся выполнять школьные правила и попробуем себя в роли учеников. Ребята. Совсем скоро вы станете учениками. Вы будете учиться вместе 11 лет, станете одним дружным коллективом. Много интересного и удивительного вы узнаете. Изучите много новых предметов, сделаете необычайные открытия. | |
Знакомство с педагогом | Но вначале нам нужно познакомиться. Я не знаю вас, а вы не знаете меня, нам неудобно общаться, поэтому будем знакомиться. Я расскажу о себе, а каждый из вас по очереди расскажет о себе. Меня зовут Светлана Валериевна, я буду вашим первым учителем. Но вы обо мне ничего не знаете, что я люблю, чем увлекаюсь, где я живу. Все вы можете узнать, задавая мне вопросы. (Ребята задают вопросы) Вы обо мне уже много узнали, а теперь давайте знакомиться с вами. Как же вас зовут? Когда я скажу 3-4, каждый громко-громко скажет свое имя. Что-то не получилось громко. Давайте попробуем тихо сказать. Каждый шепотом скажет свое имя. Опять что-то не то. Как же нам познакомиться? В чем же дело? Почему мы ничего не понимаем? Верно, все дело в том, что все говорят одновременно. Вместе хорошо работать, весело играть, здорово петь, а вот отвечать плохо: когда все говорят одновременно, то ничего непонятно. Давайте попробуем говорить по-другому. Я предлагаю всем нам познакомиться, сначала с соседом по парте. | Коммуникативные умения: учиться строить коммуникативные отношения с учителем Деятельностные умения: учить создавать нормы деятельности и поведения Коммуникативные умения: знакомство со школьным правилом “говорим по-очереди” |
Знакомство детей | Узнайте у своего соседа по парте, как его зовут, что он больше всего любит, чем охотнее всего занимается. А затем поменяйтесь ролями. После того как ребята закончат диалоги, каждый ряд по очереди выходит к доске, и ученики по очереди рассказывают, что узнали о своих соседях. (После выступления каждого, дети задают ему вопросы). Например, “Какие животные есть у тебя дома”? “ В какие игры ты любишь играть”? “ Есть ли у тебя братья и сёстры”? и т.д. | Коммуникативные умения: снятие напряженности, страхов, боязни школы Деятельностные умения: уметь создавать для себя нормы поведения |
Игра “Будь внимательным” (физкультминутка) | - Когда люди разговаривают, они смотрят друг на друга. А чтобы проверить вашу наблюдательность мы сейчас поиграем. Закройте глаза и положите голову на парту. - У кого из вас сосед по парте - мальчик? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. - У кого сосед с темными волосами? И т.д. | |
Наш класс – это все мы! | Смотрите все вместе мы класс. Вот какой наш класс – это все мы. А в детском саду как называли? (Группа) Ребята, наш класс – это все мы, а еще наш класс – это комната, где мы находимся. Посмотрите, какой класс замечательный: светлый, уютный. Будете ли вы его любить, заботиться, не обидите ли вы его. Ребята, которые учатся здесь, очень любят этот класс: ухаживают за цветами, протирают пыль; следят за порядком: бумажки и разный мусор бросают в мусорную корзину; когда на улице грязно - переобуваются в чистую обувь. Вам нравится наш класс? Вы не будете его обижать? Тогда давайте сделаем классу подарок: украсим его солнышками. Каждый из вас нарисует солнышко. В нем можно написать свое имя. Листы бумаги небольшие. Каждый ребенок рисует свое солнышко и прикрепляет на доску. Мы любуемся ими и встаем в круг для того, чтобы еще раз услышать, кого как зовут. Один ребенок подходит к другому и прикасается своими ладошками к его ладошкам и называет свое имя и т.д.. После этого садимся за парты. Обращаю еще раз внимание на солнышки. Любуемся ими. | Коммуникативные умения:формирование у учащихся отношения друг к другу как к целостной группе – “класс”, снятие напряженности, страхов, боязни школы Деятельностные умения: уметь создавать для себя нормы поведения |
Подведение итогов | Когда все дети выступят, предлагаем им с помощью пиктограммы выразить свое отношение к занятию: если занятие понравилось, дети покажут смеющееся лицо а если не понравилось – грустное | Деятельностные умения: осуществлять рефлексию учебных занятий и выражать свои чувства |
Занятие 2
Подготовка к изучению математики
Тема: Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт.
Цели:
выявить знания детей по счёту в пределах 10;
развивать внимание, мышление, речь.
Этапы урока | Содержания деятельности учителя и учеников | Задачи этапа и формируемые умения |
Организационный момент | Звенит звонок. Начинаем наше второе занятие. Какие девочки и мальчики красивые! А кого же в нашем классе больше? Как узнать? I вариант – посчитать и сравнить: выйдут девочки, а мальчик их посчитает; выйдут мальчики, девочка их посчитает, потом сравниваем. II вариант – как по другому узнать кого больше? Верно, нужно встать парами мальчики встаньте в пару с девочками. Кто же остался без пары (2 девочки). Вывод: в классе больше мальчиков. На сколько больше? Настало время познакомиться с очень интересной наукой – математикой. | Познавательные умения: выяснить запас математических представлений детей |
Знакомство с наукой “Математика”. работа над количественным счётом; работа с отрезками натурального ряда чисел; работа над порядковым счётом. | - Ребята, кто из вас уже умеет считать? - Посчитайте от 1 до 10. - Посчитайте сколько в классе ребят? - Сколько в классе мальчиков? - Сколько в классе девочек? - Сколько учеников сидит в первом ряду? - Сколько учеников сидит во втором ряду? - Сколько учеников в третьем ряду? - Назовите числа. - Какие цифры пропущены на жёлтой полоске? - Какие цифры пропущены на зелёной полоске? - Назовите, какие предметы изображены? - Сосчитайте сколько их? - Что стоит первым, вторым, пятым? И т. д. - Что стоит за яблоком? Что стоит за зонтом? Что стоит между пирамидой и яблоком? И т.д. | |
Физкультминутка | Упражнение на внимание 1. Солнышко и тучка. Солнце зашло за тучу, стало свеж – сжаться в комок, чтобы согреться(задержать дыхание 3-4 сек.) Солнце вышло из-за тучки, стал жарко – расслабиться, сделать глубокий выдох. 2. Сосулька. “У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет - гвоздь упадет”. Дети поднимают руки над головой, затем роняют расслабленные руки и приседают. | |
Работа на листочках: самостоятельная работа; коллективная работа. Работа со счетными палочками, развитием мелкой моторики. Работа по образцу | - Напишите цифры, которые вы знаете. - Сосчитайте, сколько предметов в каждой рамочке и подпишите соответствующую цифру. - Рассмотрите рисунок. Назовите одним словом, что изображено. - Сосчитайте сколько на рисунке предметов по отдельности и запишите соответствующую цифру в клетке. - Выложите на парте из счетных палочек точно такие же фигуры. Сколько вам потребовалось палочек, чтобы выложить домик, флажок? | |
Итог | - Что запомнилось вам на занятии? - Что понравилось? - Какая работа оказалась самой сложной? | Деятельностные умения: осуществлять рефлексию учебных занятий и выражать свои чувства |
Второй день
Занятие № 1.
Школа – прошлое родителей и будущее детей
Цели:
развитие навыков общения;
воспитание у детей умений слушать, принимать и выполнять инструкцию учителя;
развитие внимания, памяти, воображения, мелкой моторики руки.
Время выполнения: 30 минут.
Форма проведения: групповая, коллективная.
Оборудование: карточки с буквами, заготовки для макета дома.
Организация занятия:
Этапы урока | Содержания деятельности учителя и учеников | Задачи и формируемые умения |
Вступительное слово учителя. Закрепление знакомства | - Здравствуйте уважаемые родители и ребята! Мы рады вас вновь видеть на наших занятиях. тема которого “Школа – прошлое родителей и будущее детей”. - Ребята, на столе лежат карточки с вашими именами. Где же чья карточка. Что-то я запуталась. Помогите. Показываю карточку, кто-то из детей читает имя и “дарит” ее ребенку, чье имя на карточке. | |
Творческое дело. Вводная беседа | Загадка про дом - Давайте подумаем, что же такое дом? (Ответы детей) Учитель прикрепляет на доску букву Д. - Кто знает, как называется эта буква? Совершенно верно – эта буква называется “дэ”, а на старославянском языке она звучала - “добро”. - Давайте посмотрим, а что вам напоминает эта буква? Раньше русские люди так и называли эту букву “дом”. Ребята, дом охраняет людей от зверей, злых людей, от бед. Он дает тепло, уют, покой. В нем мы растем, работаем, нянчим детей, поем песни, рассказываем сказки. Дом – это целый мир. - А какая вторая буква в слове дом? - На что она похожа? - “Посмотри на колесо- А увидишь букву О”. А еще эта буква похожа на хоровод. Возьмутся люди за руки, и получится хоровод. За руки берутся люди дружные, любящие друг друга. Это вы, мама и папа, сестра или брат. Это ваша семья. - А на что похожа буква “эм”? Взялись за руки друзья И сказали: “Ты да я – Это мы. А между тем Получилась буква М. А теперь давайте посмотрим все ли буквы на своем месте. Сегодня мы будем строить дом. - А без чего не может быть дома? (Без крыши, стен, окон, дверей) | |
Работа в группах | - Ребята, сегодня вы будете работать в группах. У каждой группы на столе клей и заготовки для дома. Постройте все вместе дом для своей группы. | Коммуникативные умения: формирование у учащихся отношения друг к другу как к целостной группе – “класс” |
Подведение итогов | А теперь ваши замечательные дома поместим на доску. - Что вам помогало в вашей работе? (Доброта, дружба, улыбка) | |
Занятие 2.
Подготовка к письму и грамоте
Цели:
оценить уровень развития звукового анализа;
развивать мелкую моторику.
Время выполнения: 30 минут.
Форма проведения: групповая, коллективная.
Оборудование: карточки с буквами, заготовки для штриховки, карточки с рисунками.
Этапы урока | Содержания деятельности учителя и учеников | Задачи и формируемые умения |
Организационный момент | – Отгадайте загадку: Чёрные птички На каждой страничке Молчат, ожидают Кто их отгадает. (Буквы) – Дети, что можно делать с буквами? - Какие буквы написаны в книгах, в учебниках, в журналах, в газетах? (Печатные) - Кто из вас уже знает буквы? - Я буду показывать буквы, а вы называйте те, которые вы знаете. | |
В мире звуков и букв | - На доске картинки, в названии которых есть звуки [а] [у] [о] [и]. - Назовите рисунки в каждом ряду. - Найдите названия картинок, со звуком [а]; [у]; [о]; [и]. - Где они находятся? (В начале слова, в середине, в конце) - Кто из вас знает, какие это звуки? Гласные или согласные? Почему? - Назовите по памяти слова, начинающиеся с этих звуков. - Найдите ошибки в написании печатных букв, и напишите их правильно. | |
Физкультминутка | Облако Беленькое облако Округленные руки перед собой Поднялось над крышей Поднять руки над головой Устремилось облако Выше, выше, выше Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону Ветер это облако Зацепил за кручу. Превратилось облако в грозовую тучу Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть | |
Гимнастика для пальчиков | Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадку Будут буковки писать. Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз. Ёжик топал по дорожке И грибочки нёс в лукошке. Чтоб грибочки сосчитать, Нужно пальцы загибать. Дети загибают по очереди пальцы, сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз | |
Выполнение штриховки упражнения для развития мелкой моторики | - Что вы видите на рисунке? - Какие геометрические фигуры вы видите? - Посчитайте, сколько кругов? Сколько прямоугольников? - Обведите рисунок по контуру. - Заштрихуйте круги слева-направо, а прямоугольники сверху-вниз. | |
Выставка работ. Анализ | - В каких работах правильно выполнена штриховка? (Сверху-вниз, слева-направо) | |
Окончание занятий | Наш учебный день подходит к концу. Мне бы очень хотелось знать, понравился ли он вам. На столах у вас лежат жетоны. Подарите жетон одному из гномов: (На доске 3 гнома: веселый, грустный, равнодушный) Если понравилось в школе – то улыбающемуся гному; если нет – то грустному, а если что-то понравилось, а что-то нет, то третьему гному | Деятельностные умения: осуществлять рефлексию учебных занятий и выражать свои чувства |