СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые известия о Руси

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории России на тему: "Первые известия о Руси"

Просмотр содержимого документа
«Первые известия о Руси»

_______________

История – 6 класс

Арби Дундаевич Шамаев

Первые известия о Руси

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и термины: Русы. Варяги. Русь. Норманнская проблема (теория)

Основные даты: 862 г. – легендарное призвание варягов

Персоналии: Рюрик

Форма урока: работа с учебником

Метод урока: словесный

Цели урока:

-воспитательные:

воспитание патриотизма, воспитание взаимного уважения друг к другу;

-развивающие:

тренировка внимания и восприятия;

-обучающие:

изучить историю происхождения терминов «русь», «русский», познакомиться с норманнской теорией.




Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

(1 мин.)

Приветствует обучающихся, создает благоприятную атмосферу для работы на уроке

Приветствуют учителя

Повторение

Историческая разминка

Коллективное разгадывание кроссворда по пройденным темам, составленного учащимися или предложенного учителем

(5-7 мин.)

Организует работу по поддержанию интереса к истории России,



задает наводящие вопросы (при необходимости) в процессе разгадывания кроссворда

Разгадывают кроссворд по пройденным темам, применяют ранее полученные знания

отвечают на вопросы учителя, обсуждают ответы в парах, делают выводы

Мотивационно-целевой

Как называется наша страна? Откуда происходит это название? Что оно означает?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (2-3 мин.)

Демонстрирует слайды презентации, задает вопрос, помогает учащимся формулировать тему урока

Высказывают предположения, формулируют тему урока

Актуализация знаний

Прием «Удивляй».

«Боже, избави нас от ярости норманнов».

Вспомните, кто такие норманны. Вспомните, чей день начинался с такой молитвы? Чем занимались норманны? На какие страны совершали набеги? Какой письменный источник рассказывает о начале истории Руси? (5-6 мин.)

Задает вопросы, корректирует предположения учащихся, демонстрирует слайды презентации

Высказывают предположения, применяют ранее полученные знания

Содержательно-операционный

Работа с источниками

Прочитайте п. 2 §4. Как с норманнами была связана ранняя история древних славян?

Работа с картой

Покажите на карте Скандинавию, Ладогу, Новгород.

Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» о призвании варяга на княжение. (доп. материал). Как звали варяга? С какого года идет отсчет истории нашей страны?

Посчитайте, сколько лет русскому государству.

На основе рассказа учителя учащимся предлагается назвать и записать основные версии происхождения термина «Русь»

(18-20 мин)

Предлагает задания, наблюдает за действиями учащихся, корректирует ответы (при необходимости) с помощью наводящих вопросов.



Раздает дополнительный материал – отрывок из «Повести временных лет» для чтения.

Задает вопросы




«Откуда есть пошла земля русская…». Рассказывает о версиях происхождения термина «Русь»

Работают с источниками, читают, работают с картой, отвечают на вопросы,

Подсчитывают, сколько лет русскому государству.


Анализируют информацию из отрывка летописи.


Определяют хронологические периоды.

Называют и записывают основные версии происхождения термина «Русь»

Контрольно-оценочный





Можно ли считать какую-то теорию о происхождении термина «Русь» окончательной? Почему? Выскажите свое мнение относительно норманнской и антинорманнской теорий. Аргументируйте свое предположение.

Оцените работу на уроке свою и одноклассников. Применение рейтинговой таблицы на уроке (правильный ответ – 1 балл) (7-8 мин.)

Задает вопросы для контроля усвоения знаний и формирования УУД





Проводит оценивание совместно с учащимися

Оценивают существующие точки зрения, и мнения, специфику исторического знания. Учатся аргументировать свое мнение.


Проводят самооценку, взаимооценку

Рефлексия

Оценивание качества урока, его содержательности для учащихся (3-2 мин.)

Задает вопросы

«Что вы сегодня узнали на уроке?»

«Что вам было наиболее интересно?»

«Что понравилось и что не понравилось на уроке?»

Высказываю свое мнение о проведенном уроке, выражают впечатления

Домашнее задание

§4, стр. 36-39, з.2 – с. 39 (1 мин.)

Дает домашнее задание обучающимся

Записывают домашнее задание

Итог урока.

Подведение итогов, выставление оценок в дневники (1 мин.)

Выставляет оценки




















«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» о призвании варягов


В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть,

и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг

с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются

шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти прозывались.

Сказали руси чудь, словяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в

ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и

взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, —

49 на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года

умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим

города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники,

а коренное население в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в

Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него

два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И от-

правились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили:

«Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили

городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же

и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землёю полян.

Рюрик же княжил в Новгороде.

Памятники литературы Древней Руси: XI — начало XII века. — М., 1978. — С. 27—31.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!