I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для формирования у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа Работа с картой Беседа | 1. Учитель сообщает тему урока, цель что вам известно о формировании государственности на территории Руси? Верно ли представление о том, что государственность на Руси начала формироваться только с приходом Рюрика на княжение? Как управлялось Древнерусское государство? Во время проведения фронтального опроса несколько человек получают индивидуальные карточки с заданиями на проверку ранее изученных терминов, карточки на установление соответствия и т.д. Карточка 1. Задание: дайте определение следующим терминам Восточные славяне, идол, подсечно-огневое земледелие, язычество, капище. | Карточка 2. Задание: Соотнесите языческого бога и выполняемые им функции Перун | «скотий бог» | Сварог | богиня плодородия | Макошь | бог молнии и грома | Велес | бог земледелия | | Карточка 3 Задание: запалите пропуски «Некогда существовала большая славянская семья, однако обнаружившие отличия в языке и элементах культуры изменили ситуацию. Славяне разделились на …, … и южных. К первым относят русских, … и …, ко вторым – чехи, хорваты, к третьим - …» | Карточка 4 Задание: составите краткий текст по иллюстрации  | | 1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради Слушают. | Фронтальная работа. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Рассказ учителя Работа по карте Просмотр видеофрагмента Работа с текстом учебника Работа в группах Физминутка | После смерти Рюрика власть перешла к его дружиннику Олегу, которого вскоре прозвали Вещим. Олег Вещий управлял Русью до тех пор, пока сын Рюрика, Игорь, не станет совершеннолетним и не сможет стать князем. Именно во время правления князя Олега Русь получила такое могущество, что ему могли позавидовать такие великие государства, как Византия и даже Константинополь. Регент князя Игоря приумножил все те достижения, которых добился князь Рюрик, и обогатил Русь ещё больше. Собрав под своим началом огромное войско, он пошел вниз по реке Днепр и завоевал Смоленск, Любеч и Киев. Сейчас просмотрите видеофрагмент «Олег» из цикла «История государства Российского» и запишите в тетрадь основные события его правления. После смерти князя Олега, правление Русью взял на себя Игорю Рюрикович, хотя по факту он считался правителем уже с 879 года. Вспоминая огромные достижения первых князей, князь Игорь не хотел от них отставать, и поэтому также часто отправлялся в походы. В годы его правления Русь подвергалась множеству нападениям печенегов, поэтому князь принял решение завоевать соседние племена и заставить их платить дань Сейчас на с. 30 прочтите пункт «правление Игоря». 1 группа: назовите главные события правления князя, 2 группа – составить схему «Направления поли тики князя Игоря»; 3 группа – составьте сравнительную таблицу «Политика князя Олега и Игоря» Просмотрите фильм «Ольга» из цикла «История государства Российского» и назовите главные итоги правления княгини. Теперь мы с вами прослушаем небольшое сообщение «Походы князя Святослава» (одному из детей заранее было дано опережающее задание) | Слушают учителя Запись покореных город в тетрадь Записи в тетради Чтение текста параграфа Анализ видеофрагмента Работа в группах | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Фронтальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором»; отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план | Записи в тетради Устное задание Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах | 1. Нацеливает на самостоятельную работу, поясняет задания, организует контроль. Организация работы в парах или в группах. Ваша задача – определить в чем выражались сходные черты политики первых киевских князей. Несколько человек получают индивидуальное задание на карточках. | Выполнение заданий в рабочей тетради. Рассуждают, отвечают на вопросы. | Групповая работа | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: Имена каких киевских князей вам известны? Какие цели преследовали правители? Какие новые города вошли в состав Руси? Работа с понятиями. Задание: с закрытыми учебниками, выделить главную мысль в каждом пункте плана. Выслушать ответы учащихся. Выставление и комментирование оценок учащихся, полученных за урок. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Таким образом, в Х в. территория Древней Руси увеличилась в несколько раз благодаря завоевательной политике киевских князей. Были проведены реформы в области экономики, что позволило упорядочить сбор налогов. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |