СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Первые революционные преобразования большевиков»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием технологий проблемного, здоровьесберегающего обучения, технологии критического мышления. Форма урока-дебаты. В соответствии со структурой урока по ФГОС. ИКС,КЭС по теме урока.

Просмотр содержимого документа
««Первые революционные преобразования большевиков»»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ИСТОРИИ

ТЕМА: «Первые революционные преобразования большевиков»

Название предмета: история России XXв.

Класс: 10

Дата: 29.11.2020 г.

Тема:

«Первые революционные преобразования большевиков».

Образовательные цели:

Предоставление учащимся возможности получить разнообразную информацию по теме: «Первые революционные преобразования большевиков, продемонстрировать и повысить свою компетентность, в исследовании документального материала, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач (защита тезиса своей команды). сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические, либо внутриполитические или внешнеполитические факторы.

Развивающие цели:

Стимулирование творчества обучающихся, развитие их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов. овладеть приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике

Воспитательные цели:

Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс; создание благоприятных условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.

Место урока в системе уроков данного раздела:

Урок комплексного применения ЗУН и СУД

Образовательные технологии

Технология проблемного обучения, развития критического мышления, коммуникативная технология дебаты, технология творческих мастерских, здоровьесберегающая.

Тип урока:

Изучение нового материала

Форма урока:

Урок- дебаты, с элементом проектно-исследовательской деятельностью.

Основные термины, даты, понятия:

Учредительное собрание, Российская коммунистическая партия (большевиков) - РКП(б), диктатура пролетариата, ВЦИК Советов, Совнарком, ВСНХ, ВЧК, Декрет о земле, Декрет о мире, Красная гвардия, Рабоче-крестьянская Красная Армия, Персоналии: А.Ф. Керенский, В.И. Ленин, Ф.Э. Дзержинский, Я.М. Свердлов, Л.Д. Троцкий, Патриарх Тихон. События/даты: 28 июля 1914 — 11 ноября 1918 гг. – Первая мировая война февраль- ноябрь 1917 г. – Великая российская революция 25-26 октября 1917 г. (7 - 8 ноября по новому стилю) – Октябрьский (большевистский) переворот Создание СНК - конец октября 1917 г. ноябрь 1917 г. – Принятие Декларации прав народов России декабрь 1917 г. – Создание ВЧК при СНК декабрь 1917. – Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) 5-6 января 1918 г. – Учредительное собрание январь 1918 г. Создание регулярной Красной Армии 3 марта 1918 г. – Подписание большевиками Брестского мира с Германией и выход из Первой мировой войны

Межпредметные связи:

Обществознание (понятие общества, виды экономических систем, личности) музыка, живопись

Планируемые Познавательные УУД:

1 этап. Урока. Развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем.

2 этап. критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

3.этап. -использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

3 и 7 этап. (рефлексия, д.з.) выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

Планируемые Коммуникативные УУД:

3 этап. Развивают умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

Планируемые Регулятивные УУД:

1,2,3,7 этап. Учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. 1,3,7 этап. выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

1,3,7 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

Рефлексия -сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Планируемые личностные результаты освоения РП

3,4 этап урока. Учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны

Планируемые предметные результаты освоения РП:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий;

- устанавливать последовательность и длительность исторических событий.


2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.



3. Работа с историческими источниками:

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);


4. Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; работать с историческими документами; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

д.з.-оценивать роль личности в отечественной истории XX века;

3,4 этап урока ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Учащиеся получит возможность научиться: на базовом и углубленном уровне

определять место и время создания исторических документов, представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;владеть элементами проектной деятельности. презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков; обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России Новейшего времени; устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации знать основные подходы (концепции) в изучении истории; корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.(цивилизационный и формационный подход); представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.

КЭС

3.1.3. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание.


ИКС периода Великой российской революции



Содержание. Первые революционные преобразования большевиков Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Национализация промышленности. Декрет о земле и социализация земли. Отделение церкви от государства и школы от церкви. Созыв и разгон Учредительного собрания. Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г. 25-26 октября 1917 г. (7 - 8 ноября по новому стилю) – Октябрьский (большевистский) переворот Создание СНК - конец октября 1917 г. ноябрь 1917 г. – Принятие Декларации прав народов России декабрь 1917 г. – Создание ВЧК при СНК декабрь 1917. – Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) 5-6 января 1918 г. – Учредительное собрание январь 1918 г. Создание регулярной Красной Армии 3 марта 1918 г. – Подписание большевиками Брестского мира с Германией и выход из Первой мировой войны Понятия и термины: временное правительство, «двоевластие», Советская власть, Учредительное собрание, Российская коммунистическая партия (большевиков) - РКП(б), диктатура пролетариата, ВЦИК Советов, Совнарком, ВСНХ, ВЧК, политика «военного коммунизма», Декрет о земле, Декрет о мире, Красная гвардия, рабочий контроль, продразверстка, продотряды, комбед, мешочники, Гражданская война, «красные», «белые», «зелёные», Рабоче-крестьянская Красная Армия, Реввоенсовет, Добровольческая армия, КОМУЧ, карточная система, субботник, «чёрный рынок», спекуляция, отделение церкви от государства, первая волна эмиграции, «Окна РОСТА», план ГОЭЛРО. Персоналии: А.Ф. Керенский, В.И. Ленин, Николай II, М.В. Родзянко, Г.Е. Львов, П.Н. Милюков, Л.Г. Корнилов, Ф.Э. Дзержинский, Я.М. Свердлов, Л.Д. Троцкий, А.И. Деникин, А.В. Колчак, П.Н. Врангель, Патриарх Тихон, М.Н. Тухачевский, С.М. 42 Будённый, М.В. Фрунзе, В.И. Чапаев, К.Е. Ворошилов, Г.И. Котовскии , В.К. Блюхер, Н.И. Махно. События/даты: 28 июля 1914 — 11 ноября 1918 гг. – Первая мировая война 1 августа 1914 г. – объявление Германией войны России; 1915 г. – образование Прогрессивного блока; май 1916 г. – «Брусиловский прорыв»; 26 февраля 1917 г. – расстрел демонстрации на Знаменской площади Петрограда, переход части воинских частей на сторону восставших; 27 февраля 1917 г. – формирование Временного Комитета Государственной думы; 2 марта 1917 г. – отречение Николая I I. 1 сентября 1917 г. – провозглашение России республикой февраль- ноябрь 1917 г. – Великая российская революция ноябрь 1917-1922 гг. – Период Гражданской войны февраль 1917 г. – Февральский переворот и падение монархии 25-26 октября 1917 г. (7 - 8 ноября по новому стилю) – Октябрьский (большевистский) переворот Создание СНК - конец октября 1917 г. ноябрь 1917 г. – Принятие Декларации прав народов России декабрь 1917 г. – Создание ВЧК при СНК декабрь 1917. – Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) 5-6 января 1918 г. – Учредительное собрание январь 1918 г. Создание регулярной Красной Армии 3 марта 1918 г. – Подписание большевиками Брестского мира с Германией и выход из Первой мировой войны Май 1918 г. – восстание чехословацкого корпуса, начало широкомасштабной гражданской войны в России. июль 1918 г. – восстание левых эсеров. июль 1918 г. – принятие первой советской конституции России. 5 сентября 1918 г. - объявление красного террора. 18 ноября 1918 г. – свержение Директории и установление диктатуры А. Колчака. Май-октябрь 1919 г. – наступление белой армии под командованием Деникина. Октябрь 1919 – январь 1920 г. – общее наступление РККА против белых армий. 1920 г. – занятие Красной армией Азербайджана, Армении, Хивы и Бухары. 1920 г. – заключение Советской Россией мирных договоров с Литвой, Латвией и Эстонией. Апрель – октябрь 1920 г. – боевые действия в ходе советско-польской войны. Ноябрь 1920 г. – разгром белой армии Врангеля в Крыму. 1921 г. – Рижский мир с Польшей. 1921 г. – занятие Красной армией Грузии. 1920-1921 гг. – Антоновское восстание.

Декреты Советской власти.

Источники информации (ресурсы)

  1. Материалы высших органов государственной власти. Декреты Советской власти 1917–1918 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/ (дата обращения: 20.11.2020).

  2. Памятка по работе с историческим документом. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/pamyatka-dlya-raboti-s-istoricheskimi-dokumentami-498816.html / (дата обращения: 20.11.2020).

  3. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе

  4. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6―10 классы А. А. Данилов О. Н. Журавлева И. Е. Барыкина М.: Просвещение, 2020

  5. Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., под ред. Теркунова А.В., История России(базовый и углубленный в 2 частях), Просвещение, 2020 г.

  6. Аудиовизуальные источники: Песни революционных лет и медиапроект 1917 г [Электронный ресурс]. URL: https://wwv.zvuch.com/collections/any/смело-товарищи-в-ногу-121627

https://wwv.zvuch.com/tracks/интернационал, https://project1917.ru/videos / (дата обращения: 20.11.2020).

  1. Картины художников. Источник: pinterest.ru Ленин провозглашает советскую власть на II съезде Советов. Художник В.А. Серов. 1955 год Источник: pinterest.ru Декрет о земле. Художник В.А. Серов. 1957 год Источник: pinterest.ru (Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/mir




















Этап урока

Деятельность

Учителя

Деятельность

Учеников



I.Организационное начало урока.

7мин.


- Музыкальный фон начала урока. Включается аудиозапись «Интернационал»

-учитель проводит установочную беседу, знакомит учащихся с порядком работы, формами отчетности, договаривается с учениками о критериях оценок.

Цель его также в том, чтобы подготовить учеников к изучению нового, создать целостное представление о процессе, в сжатом виде дать ученикам первичные знания о самом главном, что предстоит изучить.

- Объявление темы урока –дебаты «Первые революционные преобразования большевиков»

-Сформулируйте актуальность и проблему урока.


-Сформулируйте цель урока и тезисы.


-Записывает цель урока на доске. С помощью исторических источников, доказать пользу и вред для России первых революционных преобразований большевиков.


-Какие задачи ставим, и какими

средствами мы обычно достигаем поставленной цели.

  1. Изучить источники

  2. Выбрать из источников аргументы в защиту тезиса

  3. Выявить причинно-следственную связь событий

-Записывает на доске

Задачи урока и средства обучения.

-Изучить:

а) даты, б) понятия, рассказ учителя, текст источника,

в) личности, текст источника

г) применить новые знания при решении тестов и задач.


-Объединяются в гуппы

- Записывают тему в тетрадь


-формулируют проблему урока.


-формулируют цель урока

Тезисы

«Первые преобразования большевиков –благо для России»


«Первые преобразования большевиков –вред для России»







-формулируют задачи и перечисляют используемые средства





1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности. Технология развития критического мышления. Картинная галерея. На доске — фотографии. Сформулируйте тезисы гипотезы


II. Работа с новым учебным материалом.

20 мин.


план урока, записанный на доске. По 2 минуты на один пункт и по 3-4 мин. На выступление

  1. Декрет о мире

  2. Декрет о земле

  3. Декрет о власти

  4. Учредительное собрание

  5. Формирование армии и спецслужб

  6. Конституция

  7. Брестский мир на дом.

Записано на доске.

Раздает памятки работы с историческим источником и тексты источников см. Приложения

2. Выступление групп с использованием текста декретов, учебника, схем, понятий, дат, личностей написанных на доске.









  1. Декрет о мире

  2. Декрет о земле



3, 4,5,6 пункт плана в учебнике

Задача найти по 1 аргументу в защиту своего тезиса













-отмечают на ленте времени даты



-Записывают имена лидеров в тетрадь.


-Читают текст (раздаточный материал). Озвучивают ответ.

-Записывают в тетрадь понятия




3.4.3. Осуществлять родовидовое определение понятий, то есть находить ближайший род объектов определяемого понятия и их отличительные существенные признаки. Технология проблемного обучения

3.1.2. Определять аспект анализа и синтеза, то есть устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта. Технология проблемного обучения

3.5.1. Различать компоненты доказательства, то есть тезис, аргументы и форму доказательства Учащиеся в группах анализируют объекты, дают определение, выделяют существенные признаки. Выбирают участника группы, который представляет результаты исследования


III.Закрепление знаний. 6мин.

Учитель:

1.решаем тест по изученной теме в паре.

2.Заполнить лист самооценки. -6 мин.

Решают тест, проверяют, подсчитывают %


IIV.Домашнее задание

3мин.


Учитель:

1. Параграф № 4 ответить на вопрос №1 Таблица: первые декреты советской власти

2.Составить характеристику лидеров по плану –памятке или Создание листовки по первым преобразованиям большевиков. Или ЭОР

- учебник

https://newgdz.com/fullpage/?10012020fdfsrt5/49/istoriya-5-11-klass-uchebniki-onlajn/istoriya-10-klass-uchebniki-onlajn/15393-uchebnik-torkunov-1-cha

-РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5572/start/282661/ тренировочные задания https://resh.edu.ru/subject/lesson/5572/train/282667/

Записано на доске.

3 мин.



Записывают в дневник


V. Рефлексия

3мин.


Цель: оценка самооценка работы учащихся на уроке эмоциональное состояние


Подают дневники для выставления оценки.







Приложение №1



Декреты Советской власти 1917–1918 гг.

1917 год

25.10 (7.11)

Обращение «К гражданам России!»

25.10 (7.11)

Обращение II Всероссийского съезда Советов к рабочим, солдатам и крестьянам.

26.10 (8.11)

Декрет о мире.

26.10 (8.11)

Декрет о земле.

26.10 (8.11)

Декрет об образовании Рабочего и Крестьянского правительства.

26.10 (8.11)

Постановление Второго Всероссийского съезда Советов об образовании в армии временных революционных комитетов.

26.10 (8.11)

Обращение Второго Всероссийского съезда Советов к казакам.

27.10 (9.11)

Обращение ВЦИК к Советам, рабочим, солдатам и крестьянам об избрании Вторым Всероссийским съездом Советов нового состава ВЦИК, с призывом сплотиться вокруг него.

27.10 (9.11)

Декрет о печати.

27.10 (9.11)

Постановление о выборах в Учредительное собрание.

1(14).11

Резолюция по вопросу об условиях соглашения с другими партиями.

2(15).11

Резолюция об условиях соглашения с другими партиями.

2(15).11

Постановление об организации ВЦИК.

2(15).11

Декларация прав народов России.

4(17).11

Резолюция по вопросу о печати.

4(17).11

Резолюция по поводу запроса левых эсеров о праве СНК издавать декреты.

5(18).11

Ответ Председателя СНК на запросы крестьян о переходе власти к Советам и о задачах Советов крестьянских депутатов и волостных земельных комитетов.

5(18).11

Обращение Председателя СНК «К населению».

7(20).11

Декрет о введении государственной монополии на объявления.

8(21).11

Резолюция о борьбе с саботажем чиновников Государственного банка.

8(21).11

Декрет об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев.

9(22).11

Декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению.

9(22).11

Радиограмма армии и флоту об увольнении Верховного главнокомандующего генерала Духонина, с предложением выбирать уполномоченных для переговоров о перемирии.

10(23).11

Радиограмма армейским организациям о борьбе с буржуазией и ее агентами, саботирующими дело продовольствия армии и препятствующими заключению мира.

10(23).11

Предписание Военно-революционному комитету о принятии решительных мер к искоренению спекуляции и саботажа.

11(24).11

Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов.

14(27).11

Положение о рабочем контроле.

14(27).11

Обращение к народам воюющих стран.

16(29).11

Положение о выборах гласных Петроградской городской думы.

17(30).11

Наказ о взаимоотношениях ВЦИК и СНК.

21.11 (4.12)

Декрет о праве отзыва делегатов.

22.11 (5.12)

Декрет о суде.

23.11 (6.12)

Декрет об отмене права частной собственности на городские недвижимости.

25.11 (8.12)

Обращение «Ко всему населению» о борьбе с контрреволюционным восстанием Каледина и Дутова.

25.11 (8.12)

Обращение к трудовым казакам о завоеваниях Октябрьской революции и о борьбе с контрреволюцией.

28.11 (11.12)

Декрет об аресте вождей гражданской войны против революции.

2(15).12

Декрет об учреждении ВСНХ.

4(17).12

Манифест к украинскому народу с ультимативными требованиями к Центральной раде.

8(21).12

Воззвание к трудящимся массам всех стран.

8(21).12

Воззвание к украинским рабочим, солдатам, крестьянам, ко всему украинскому народу.

9(22).12

Обращение «Ко всем товарищам рабочим России» в связи с демобилизацией промышленности.

9(22).12

Обращение «Ко всему трудовому казачеству».

11(24).12

Положение о страховании на случай безработицы.

11(24).12

Декрет о прекращении выдачи пенсий, превышающих 300 рублей.

11(24).12

Постановление об Особом совещании по обороне.

12(25).12

Положение о земельных комитетах.

14(27).12

Декрет о национализации банков.

16(29).12

Декрет о расторжении брака.

16(29).12

Декрет о запрещении сделок с недвижимостью.

16(29).12

Декрет об уравнении всех военнослужащих в правах.

16(29).12

Декрет о выборном начале и об организации власти в армии.

16(29).12

Приветствие Рабочей и Крестьянской раде.

18(31).12

Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния.

18(31).12

Декрет о государственной независимости Финляндии.

20.12 (2.01)

Постановление о сроке открытия Учредительного собрания.

22.12 (4.01)

Декрет о страховании на случай болезни.

22.12 (4.01)

Обращение к Советам об организации продовольственных комиссий.

23.12 (5.01)

Декрет о прекращении платежей по купонам и дивиденда.

29.12 (11.01)

Декрет о "Турецкой Армении".

29.12 (11.01)

Обращение об отзыве и перевыборах тех членов Учредительного собрания, которые не являются выразителями интересов трудовых масс.

1918 год

3(16).01

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа

6(19).01

Декрет о роспуске Учредительного собрания.

9(22).01

Декрет о комиссиях для несовершеннолетних.

10(23).01

Приветственная телеграмма III Всероссийского съезда Советов иностранным пролетарским организациям.

12(25).01

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов.

15(28).01

Постановление III Всероссийского съезда Советов об основных положениях конституции РСФСР.

15(28).01

Постановление III Всероссийского съезда Советов об одобрении национальной политики Советского правительства.

15(28).01

Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

16(29).01

Обращение III Всероссийского съезда Советов к трудовому казачеству.

18(31).01

Декрет об образовании Центральной контрольной коллегии, местных учетно-контрольных коллегий и контрольных комиссий.

20.01 (2.02)

Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах.

21.01 (3.02)

Декрет об аннулировании государственных займов.

23.01 (5.02)

Декрет о конфискации акционерных капиталов бывших частных банков.

23.01 (5.02)

Декрет о национализации торгового флота.

24.01 (6.02)

Декрет о введении западноевропейского календаря.

27.01 (9.02)

Основной закон о социализации земли.

27.01 (9.02)

Декрет о порядке изменения границ губерний, уездов и волостей.

28.01 (10.02)

Декрет о Революционном трибунале печати.

29.01 (11.02)

Постановление о порядке приема на службу саботажников.

31.01 (13.02)

Постановление об образовании Чрезвычайной комиссии по продовольствию.

14.02

Резолюция по докладу мирной делегации.

15.02

Декрет о суде №2.

16.02

Декрет о третейском суде.

21.02

Декрет «Социалистическое отечество в опасности!»

21.02

Обращение «К трудящемуся населению всей России».

27.02

Постановление об управлении морским и речным торговым флотом и водными путями сообщения и об учреждении Отдела водных сообщений.

1.03

Договор между Российской и Финляндской республиками.

2.03

Правила исполнения и заключения смет на первое полугодие 1918 г.

4.03

Декрет о праве граждан изменять свои фамилии и прозвища.

4.03

Постановление об образовании Высшего военного совета.

6.03

Декрет об образовании Народного совета социального обеспечения и Учетно-ссудного комитета социального обеспечения.

8.03

Постановление об условиях эвакуации рабочих и служащих из Петрограда.

15.03

Постановление о ратификации Брест-Литовского мирного договора.

16.03

Постановление о перенесении столицы из Петрограда в Москву.

23.03

Декрет об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования.

23.03

Декрет о централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности.

26.03

Декрет об организации товарообмена для усиления хлебных заготовок.

28.03

Декрет о праве убежища.

1.04

Декрет о приобретении прав российского гражданства  .

3.04

Резолюция в связи с объявлением Украинской Народной Республики самостоятельной федеративной Советской Республикой  .

5.04

Предписание о недопустимости увольнения лесных специалистов  .

5.04

О начале японской интервенции на Дальнем Востоке  .

9.04

Об учреждении Чрезвычайного комиссариата Южного района  .

12.04

Декрет о памятниках Республики  .

16.04

Декрет об организации управления почтово-телеграфным делом  .

17.04

Декрет об организации государственных мер борьбы с огнем  .

20.04

Положение об организации Главного торфяного комитета  .

20.04

Декрет о разработках торфяного топлива  .

22.04

Декрет об обязательном обучении военному искусству  .

22.04

Декрет о порядке замещения должностей в РККА  .

22.04

Декрет о сроке службы в Красной Армии  .

22.04

Формула торжественного обещания воинов РККА  .

22.04

Декрет о национализации внешней торговли  .

22.04

Телеграмма о поддержке автономии Туркестана на советских началах  .

23.04

Положение о междуведомственной Комиссии по смешанным железнодорожно-водным перевозкам  .

23.04

Декрет об учреждении Центральной коллегии по делам пленных и беженцев  .

24.04

Декрет о снабжении сельского хозяйства орудиями производства и металлами  .

26.04

Обращение о принятии мер к организации первомайского празднества и о его лозунгах  .

27.04

Декрет об отмене наследования  .

30.04

Первомайское обращение ВЦИК  .

2.05

Декрет о национализации сахарной промышленности  .

4.05

Предписание всем Советам руководствоваться положениями, изложенными в тезисах В.И.Ленина об очередных задачах Советской власти  .

4.05

Декрет о революционных трибуналах  .

8.05

Декрет о взяточничестве  .

9.05

Декрет о Комитете государственных сооружений  .

13.05

Декрет о чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию  .

14.05

Резолюция по докладу Ленина о внешней политике  .

17.05

Декрет об учреждении инспекции труда  .

17.05

Декрет об учреждении Главного нефтяного комитета  .

20.05

Декрет о дарениях  .

20.05

Резолюция по докладу Свердлова о задачах Советов в деревне  .

21.05

Обращение к питерским рабочим об организации продовольственных отрядов  .

29.05

Постановление о переходе к всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян в РККА  .

29.05

Положение о Революционном трибунале при ВЦИК  .

29.05

Декрет о таможенных сборах и учреждениях  .

29.05

Обращение к населению о борьбе с голодом  .

30.05

Постановление о признании международных конвенций, касающихся Общества Красного Креста  .

30.05

Обращение к населению о положении на продовольственном фронте и о борьбе с контрреволюцией  .

30.05

Обращение к трудовым казакам Дона и Кубани о борьбе с контрреволюцией  .

31.05

Положения об управлении железнодорожными путями сообщения  .

31.05

Положение об округах путей сообщения  .

31.05

Декрет о реорганизации и централизации автомобильного хозяйства  .

1.06

Постановление по вопросу о самостоятельных хлебозаготовках  .

1.06

Декрет о реорганизации и централизации архивного дела  .

3.06

Декрет о национализации Третьяковской галереи  .

3.06

Временные правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении смет государственных учреждений и общей росписи государственных доходов и расходов Российской Республики на июль–декабрь 1918 г.  .

3.06

Постановление о порядке переселения в Сибирь  .

4.06

Резолюция по докладу Ленина о борьбе с голодом  .

11.06

Декрет об организации и снабжении деревенской бедноты  .

11.06

Декрет об учреждении Кассационного отдела при ВЦИК и о порядке кассации приговоров революционных трибуналов  .

11.06

Временное положение о Комитете государственных сооружений и состоящих при нем учреждениях  .

13.06

Приказ об учреждении Революционного военного совета для руководства всеми операциями против чехословацкого мятежа  .

14.06

Постановление об исключении из состава ВЦИК и местных Советов представителей контрреволюционных партий эсеров (правых и центра) и меньшевиков  .

14.06

Временные правила об отпусках  .

17.06

Декрет о праве получения содержания из имущества лиц, объявленных отсутствующими, и о судебном признании пропавших умершими  .

18.06

Положение об организации дела народного образования  .

20.06

Декрет о национализации нефтяной промышленности  .

22.06

Воззвание к железнодорожникам  .

25.06

Положение о Социалистической академии общественных наук  .

25.06

Положение о порядке утверждения коллективных договоров  .

28.06

Декрет о национализации предприятий ряда отраслей промышленности, предприятий в области железнодорожного транспорта, по местному благоустройству и паровых мельниц  .

1.07

Постановление об объявлении врагом народа председателя Мурманского Совета  .

6.07

Правительственное сообщение об убийстве германского посла  .

7.07

Правительственное сообщение о принятии мер для подавления мятежа левых эсеров  .

8.07

Официальное сообщение о ликвидации контрреволюционного восстания левых эсеров  .

9.07

Постановление V Всероссийского съезда Советов по продовольственному вопросу  .

10.07

Постановление V Всероссийского съезда Советов об организации Красной Армии  .

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o_mire.htm




































Приложение №2



Декрет II Всероссийского съезда Советов
о мире


26 октября (8 ноября) 1917 г.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Т.I.

М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957.

СТР.

ДЕКРЕТ О МИРЕ, 12

принятый единогласно на заседании Всероссийского съезда

Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 26 октября

1917 г.


Рабочее и Крестьянское правительство, созданное революцией

24-25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и

крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их

правительствам начать немедленно переговоры о справедливом

демократическом мире.

Справедливым или демократическим миром, которого жаждет

подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных

войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, – миром,

которого самым определенным и настойчивым образом требовали

русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, –

таким миром Правительство считает немедленный мир без аннексий

(т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения

чужих народностей) и без контрибуций.

Такой мир предлагает Правительство России заключить всем

воюющим народам немедленно, выражая готовность сделать без

малейшей оттяжки тотчас же все решительные шаги впредь до

окончательного утверждения всех условий такого мира полномочными

собраниями народных представителей всех стран и всех наций.

Под аннексией или захватом чужих земель Правительство

понимает сообразно правовому сознанию демократии вообще и

трудящихся классов в особенности всякое присоединение к большому

или сильному государству малой или слабой народности без точно,

ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой

народности, независимо от того, когда это насильственное

присоединение совершено, независимо также от того, насколько

развитой или отсталой является насильственно присоединяемая или

насильственно удерживаемая в границах данного государства нация.

Независимо, наконец, от того, в Европе или в далеких заокеанских

странах эта нация живет.

Если какая бы то ни было нация удерживается в границах

данного государства насилием, если ей, вопреки выраженному с ее

стороны желанию – все равно, выражено ли это желание в печати, в

народных собраниях, в решениях партий или возмущениях и

восстаниях против национального гнета – не предоставляется права

свободным голосованием, при полном выводе войска присоединяющей

или вообще более сильной нации, решить без малейшего принуждения 15

вопрос о формах государственного существования этой нации, то

присоединение ее является аннексией, т.е. захватом и насилием.

Продолжать эту войну из-за того, как разделить между

сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности,

Правительство считает величайшим преступлением против

человечества и торжественно заявляет свою решимость немедленно

подписать условия мира, прекращающего эту войну на указанных,

равно справедливых для всех без изъятия народностей условиях.

Вместе с тем Правительство заявляет, что оно отнюдь не

считает вышеуказанных условий мира ультимативными, т.е.

соглашается рассмотреть и всякие другие условия мира, настаивая

лишь на возможно более быстром предложении их какой бы то ни было

воюющей страной и на полнейшей ясности, на безусловном исключении

всякой двусмысленности и всякой тайны при предложении условий

мира.

Тайную дипломатию Правительство отменяет, со своей стороны

выражая твердое намерение вести все переговоры совершенно открыто

перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию

тайных договоров, подтвержденных или заключенных правительством

помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 г. Все

содержание этих тайных договоров, поскольку оно направлено, как

это в большинстве случаев бывало, к доставлению выгод и

привилегий русским помещикам и капиталистам, к удержанию или

увеличению аннексий великороссов, Правительство объявляет

безусловно и немедленно отмененным.

Обращаясь с предложением к правительствам и народам всех

стран начать немедленно открытые переговоры о заключении мира,

Правительство выражает с своей стороны готовность вести эти

переговоры как посредством письменных сношений, по телеграфу, так

и путем переговоров между представителями разных стран или на

конференции таковых представителей. Для облегчения таких

переговоров Правительство назначает своего полномочного

представителя в нейтральные страны.

Правительство предлагает всем правительствам и народам всех

воюющих стран немедленно заключить перемирие, причем со своей

стороны считает желательным, чтобы это перемирие было заключено

не меньше как на три месяца, т.е. на такой срок, в течение

которого вполне возможно как завершение переговоров о мире с

участием представителей всех без изъятия народностей или наций,

втянутых в войну или вынужденных к участию в ней, так равно и

созыв полномочных собраний народных представителей всех стран для

окончательного утверждения условий мира.

Обращаясь с этим предложением мира к правительствам и

народам всех воюющих стран, Временное рабочее и крестьянское

правительство России обращается также в особенности к

сознательным рабочим трех самых передовых наций человечества и 16

самых крупных участвующих в настоящей войне государств, Англии,

Франции и Германии. Рабочие этих стран оказали наибольшие услуги

делу прогресса и социализма, и великие образцы чартистского

движения в Англии, ряд революций, имевших всемирно-историческое

значение, совершенных французским пролетариатом, наконец, в

геройской борьбе против исключительного закона в Германии и

образцовой для рабочих всего мира длительной, упорной

дисциплинированной работе создания массовых пролетарских

организаций Германии – все эти образцы пролетарского героизма и

исторического творчества служат нам порукой за то, что рабочие

названных стран поймут лежащие на них теперь задачи освобождения

человечества от ужасов войны и ее последствий, что эти рабочие

всесторонней решительной и беззаветно энергичной деятельностью

своей помогут нам успешно довести до конца дело мира и вместе с

тем дело освобождения трудящихся и эксплуатируемых масс населения

от всякого рабства и всякой эксплуатации.

Председатель Совета Народных Комиссаров

Владимир Ульянов-Ленин.
















Приложение №3






http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o_zemle.htm

Декрет II Всероссийского съезда Советов
о земле


26 октября (8 ноября) 1917 г.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Т.I.

М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957.

СТР.

ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ СЪЕЗДА СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ 17

(принят на заседании 26 октября в 2 час. ночи)


1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно

без всякого выкупа.

2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные,

монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем,

усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в

распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов

крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания.

3) Какая бы то ни было порча конфискуемого имущества,

принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким

преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы

крестьянских депутатов принимают все необходимые меры для

соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений,

для определения того, до какого размера участки и какие именно

подлежат конфискации, для составления точной описи всего

конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны

всего переходящего к народу хозяйства на земле со всеми

постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.

4) Для руководства по осуществлению великих земельных

преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным

собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ, 18

составленный на основании 242 местных крестьянских наказов

редакцией «Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов»

и опубликованный в номере 88 этих «Известий» (Петроград, номер

88, 19 августа 1917 г.).


О земле

Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен

только всенародным Учредительным собранием.

Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть

таково:

1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда;

земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в

аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема.

Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская,

церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая,

общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно,

обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех

трудящихся на ней.

За пострадавшими от имущественного переворота признается

лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для

приспособления к новым условиям существования.

2) Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также

леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в

исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера,

леса и проч. переходят в пользование общин, при условии

заведывания ими местными органами самоуправления.

3) Земельные участки с высоко-культурными хозяйствами: сады,

плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т.под. не подлежат

разделу, а превращаются в показательные и передаются в

исключительное пользование государства или общин, в зависимости

от размера и значения их.

Усадебная, городская и сельская земля, с домашними садами и

огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, причем

размер самих участков и высота налога за пользование ими

определяется законодательным порядком.

4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства 19

и птицеводства и проч. конфискуются, обращаются во всенародное

достояние и переходят либо в исключительное пользование

государства, либо общины, в зависимости от величины и значения

их.

Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного

собрания.

5) Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой

и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или

общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа.

Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.

6) Право пользования землей получают все граждане (без

различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее

своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и

только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный

труд не допускается.

При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества

в продолжение 2 лет, сельское общество обязуется, до

восстановления его трудоспособности, на этот срок прийти к нему

на помощь путем общественной обработки земли.

Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие

навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на

пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное

обеспечение.

7) Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля

распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по

трудовой или потребительной норме.

Формы пользования землей должны быть совершенно свободны,

подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в

отдельных селениях и поселках.

8) Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный

земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют

местные и центральные самоуправления, начиная от демократически

организованных бессословных сельских и городских общин и кончая

центральными областными учреждениями.

Земельный фонд подвергается периодическим переделам в

зависимости от прироста населения и поднятия производительности и

культуры сельского хозяйства.

При изменении границ наделов первоначальное ядро надела

должно остаться неприкосновенным.

Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд,

причем преимущественное право на получение участков выбывших

членов получают ближайшие родственники их и лица по указанию

выбывших.

Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации (коренные

улучшения), поскольку они не использованы при сдаче надела

обратно в земельный фонд, должны быть оплачены.

Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется

недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то

избыток населения подлежит переселению.

Организацию переселения, равно как и расходы по переселению

и снабжению инвентарем и проч., должно взять на себя государство.

Переселение производится в следующем порядке: желающие

безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и

проч. и, наконец, по жребию, либо по соглашению.


Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной

воли огромного большинства сознательных крестьян всей России,

объявляется временным законом, который впредь до Учредительного

собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в

известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая 20

должна определяться уездными Советами крестьянских депутатов.

[5] Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не

конфискуются.


Председатель Совета Народных Комиссаров

Владимир Ульянов-Ленин.





































Приложение №4





http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/snk.htm

екрет II Всероссийского съезда Советов
об образовании Рабочего и Крестьянского правительства


26 октября (8 ноября) 1917 г.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Т.I.

М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957.

СТР.

Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и 20

крестьянских депутатов постановляет:

Образовать для управления страной, впредь до созыва

Учредительного собрания, Временное рабочее и крестьянское

правительство, которое будет именоваться Советом Народных

Комиссаров. Заведывание отдельными отраслями государственной

жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить

проведение в жизнь провозглашенной съездом программы, в тесном

единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов,

солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит

коллегии председателей этих комиссий, т.е. Совету Народных

Комиссаров.

Контроль над деятельностью народных комиссаров и право

смещения их принадлежит Всероссийскому съезду Советов рабочих,

крестьянских и солдатских депутатов и его Центральному

Исполнительному Комитету.

В настоящий момент Совет Народных Комиссаров составляется из

следующих лиц:

Председатель Совета – Владимир Ульянов (Ленин).

Народный комиссар по внутренним делам – А.И.Рыков.

Земледелия – В.П.Милютин.

Труда – А.Г.Шляпников.

По делам военным и морским – комитет в составе: В.А.Овсеенко

(Антонов), Н.В.Крыленко и П.Е.Дыбенко.

По де лам торговли и промышленности – В.П.Ногин. 21

Народного просвещения – А.В.Луначарский.

Финансов – И.И.Скворцов (Степанов).

По делам иностранным – Л.Д.Бронштейн (Троцкий).

Юстиции – Г.И.Оппоков (Ломов).

По делам продовольствия – И.А.Теодорович.

Почт и телеграфов – Н.П.Авилов (Глебов).

Председатель по делам национальностей – И.В.Джугашвили

(Сталин).

Пост народного комиссара по делам железнодорожным временно

остается незамещенным.








Приложение №5







Памятка по работе с историческим документом.

1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?
2. Каковы исторические условия его создания документа? Где и когда он появился?
3. К чему призывает и что осуждает автор документа?
4. Интересы какого слоя населения он выражает?
5. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?
6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа?
7. Дайте историческую характеристику оценку документу.

4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения

1. Какие исторические факты излагаются в документе?
2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.
3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе исчисления.
4. Как автор объясняет причины? Излагает ход и определяет значение исторических событий?
5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?
6. В чем позиция автора совпадает /не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение/ не совпадение можно объяснить?

5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев

1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?
2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.
3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?
4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других участников по данному историческому факту?
5. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?


План монологического выступления:


Говорите эмоционально.


Выразите точку зрения, старайтесь говорить четко, ясно, понятно.


Опирайтесь в выступлении на факты.


Ссылайтесь на источники информации.


Сделайте краткий вывод в конце выступления


Учитель предлагает высказать мнение, на основании которого будет сформировано личное отношение к проблеме


Учащиеся высказывают суждения, приводят аргументы, анализируют, характеризуют ситуацию. На основе полученных знаний определяют собственную позицию.


































Приложение №7



Критерии

Бал-лы

Поведенческие индикаторы сформированности критерия

1.

Критерии эффективности учебной деятельности

1.1.

Учебная активность

0 -

1 -


2 -

3 -

4 -


5 -

– активность отсутствует;

– пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски;

– активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает;

– редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно;

– стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы;

– активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать.


1.2.

Целеполагание

0 -



1 -


2 -


3 -


4 -


5 -

– плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или собирается сделать;

– осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется;

– принимает и выполняет только практические задачи, в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленные действия;

– охотно осуществляет решение познавательной задачи, регулирует процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения;

– столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит деятельность в соответствии с ней;

– самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы, выдвигает содержательные гипотезы.

1.3.

Самоконтроль

0 -


1 -


2 -


3 -


4 -


5 -


– не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников;

– контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий;

– осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти и исправить ошибки;

– ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется;

– задачи, соответствующие усвоенному способу контроля выполняются безошибочно, с помощью учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы;

– контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения.


1.4.

Усвоение знаний, успеваемость

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– плохое усвоение материала по всем темам и предметам, большое количество грубых ошибок;

– частые ошибки, неаккуратное выполнение учебных заданий;

– плохое усвоение материала по отдельным темам и предметам;

– редкие ошибки, чаще связанные с невнимательностью, успеваемость на оценки «3» и «4»;

– единичные ошибки, усвоение знаний на «хорошо»;

– правильное и безошибочное выполнение практически всех учебных заданий.


2.

Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения

2.1.

Нравственно-этическая готовность

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -


5 -

– не умеет выделять моральное содержание ситуации (нарушение/следование моральной норме);

– ориентируется на моральную норму (справедливое распределение, правдивость, взаимопомощь);

– понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое;

– учитывает при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы;

– адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;

– умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы.


2.2.

Поведение на уроке

0 -


1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– не выполняет элементарных требований, большую часть урока занимается посторонним делом, играет;

– часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается;

– на уроке скован, напряжен или часто отвлекается;

– иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко;

– выполняет требования учителя, но иногда отвлекается;

– сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя.




Таблица

Параметр

Количественная характеристика, балл

Низкий

Норма

Очень высокий

Средний

Высокий

Ур. притязаний

Менее 60

60 – 74

75 – 89

90 – 100

Ур. самооценки

Менее 45

45 – 59

60 – 74

75 – 100




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!