МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛИКИНО-ДУЛЁВО
=========================================================
Исследовательская работа
Важна ли математика для мамы
Подготовила: Чернова Алина , ученица 3 класса
Руководитель: Мерщиева Лариса Владимировна,
учитель начальных классов
д. Гора
г.о. Ликино-Дулёво
2019г.
Цель работы: исследовать использование математических знаний на кухне.
Задачи исследования:
изучить единицы измерения, применяемые на кухне;
применить полученные знания на практике;
рассчитать стоимость торта для семьи.
Гипотеза: Использование математических знаний, умение пользоваться единицами измерения массы, объема и времени, позволят хозяйке вкусно готовить и экономно расходовать деньги.
Объект исследования: применение математических знаний в повседневной жизни.
Предмет исследования: кулинарные рецепты; таблицы различных мер веса и объёма.
Введение
Я часто слышу от своих одноклассников следующего рода вопрос: «А зачем нам нужна математика?». И тогда я задумалась, действительно, а для чего нам нужна математика и можно обойтись в современной жизни без этого школьного предмета. Математика – один из важнейших школьных предметов. Она окружает нас везде и повсюду, благодаря ей мы решаем множество вопросов и задач повседневной жизни.
У нас многодетная семья, все знают как непросто приходится родителям, чтобы накормить нас вкусно, полезно, сытно. Я стала внимательно следить за мамой, почему она сама готовит еду, ведь в магазине все продается, да и времени сколько экономится, если не стоять у плиты. Когда я предложила маме обратить внимание на эти мои мысли, то услышала в ответ: «Математика – царица наук! И царица она не только в школе, но и у хозяйки на кухне!» Сначала я не поняла, а мама предложила просто ей помочь испечь торт и посчитать, что же выгоднее: купить или приготовить.
1.Основная часть
Своё исследование я начала с того, что изучила литературу по данной теме, познакомилась с различными таблицами мер веса и объёма и начала сбор информации.
1.1.Кухонные предметы и математика
Почти все предметы кухонной утвари имеют отношение к математике.
Мерный стаканчик, чайная и столовые ложки тоже имеют свою меру. Классический гранёный стакан, всем известен, как 250 граммов. Любая кастрюля имеет свой объем в литрах, что не маловажно в приготовлении пищи. Я не буду рассуждать на тему калорийности пищи. У каждого на кухне обязательно есть такая таблица калорий. Она тоже требует математических вычислений.
Все знают, что без рецепта на кухне никуда. В рецептах кулинарных книг чаще всего указывают конкретное количество продуктов. Но нам бывает нужно сделать перерасчёт количества продуктов, если мы хотим получить меньший или больший объём готового блюда. Зачастую взвешивать каждый продукт не всегда бывает, возможно, а на кухне под рукой всегда есть стакан и ложка – мерные ёмкости. Главное нужно знать, какова масса того или иного количества продукта, умещающегося в одном стакане или в одной столовой ложке и правильно составить пропорцию. Это было началом нашей работы.
1.2.Единицы измерения на кухне
Все знают, что кулинарные рецепты содержат количество продуктов в граммах. Как же поступить, если вам попался интересный рецепт и нет весов, чтобы взвесить 100гр. муки, 300гр. сахара или 100гр. тертых сухарей. Для решения этой проблемы существуют таблицы определения веса. Самыми распространёнными единицами измерения являются:
Таблица 1.
Стакан тонкий и гранёный | 250мл |
Чайная ложка | 5 мл |
Столовая ложка | 15 мл |
Есть также таблицы определения веса некоторых жидких, вязких и сыпучих продуктов в граммах.
Сравнительная таблица веса и меры некоторых продуктов
Таблица 2
В граммах | Наименование продуктов |
1 шт. | чайная ложка | столовая ложка | стакан 250 см3 |
| | | | Мука и крупа |
- | (8)-10 | 25-(30) | 160 | Мука пшеничная |
- | 10 | 30 | (180)-200 | Мука картофельная |
- | 5 | (10)-15 | 125-(130) | Сухари молотые |
- | 7-8 | 25 | 210 | Крупа гречневая |
- | 3 | 12 | (70)-90 | Крупа «геркулес» |
- | 8 | 25 | 200 | Крупа манная |
- | 8 | 25 | 230 | Крупа перловая |
- | - | 20 | 180 | Крупа ячневая |
- | 8-10 | 25-(30) | 230-(240) | Рис |
- | - | 20 | 180 | Саго |
- | 8 | 25 | 220 | Пшено |
- | - | - | 220 | Фасоль |
- | - | - | 200 | Горох нелущеный |
- | - | - | 230 | Горох лущеный |
- | - | - | 210 | Чечевица |
- | - | - | 140 | Толокно |
- | 10 | 30 | 160 | Кукурузная мука |
| | | | Молоко и молочные продукты |
- | 5 | (17)-20 | 245 | Масло животное (растопленное) - сливочное |
- | 5 | (18)-20 | 250 | Молоко |
- | 5 | 17 | 240 | Масло растительное |
- | 4 | 15 | 230 | Маргарин растопленный |
- | 5 | 14 | 250 | Сливки |
- | 5 | 20 | 120 | Молоко сухое |
- | 12 | 30 | - | Молоко сгущенное |
- | 10 | 25 | 250 | Сметана |
- | 5 | (18)-20 | 250 | Вода |
| | | | Овощи, фрукты |
100 | - | - | - | Яблоко среднее |
100 | - | - | - | Помидор средний |
75 | - | - | - | Морковь средняя |
100 | - | - | - | Картофель средний |
75 | - | - | - | Лук средний |
100 | - | - | - | Огурец средний |
- | 10 | 30 | - | Томат-паста |
- | 8 | 25 | 220 | Томат-пюре |
50 | - | - | - | Петрушка |
1500 | - | - | - | Кочан б/к капусты (средний) |
750 | - | - | - | Головка цветной капусты (средняя) |
- | - | 30 | 190 | Вишня свежая |
- | - | 25 | 150 | Клубника свежая |
- | - | 20 | 140 | Малина свежая |
- | 17 | 50 | 350 | Пюре земляничное |
- | - | 30 | 180 | Черная смородина |
| | | | Сахар, соль и другие продукты |
- | (8)-10 | 25 | 200-(230) | Сахарный песок |
- | 10 | 30 | 325 | Соль |
- | 5 | 15 | 250 | Уксус |
2,5 | - | - | - | Желатина (листик) |
- | 5 | 15 | - | Желатина (в порошке) |
- | - | 20 | 325 | Мед |
- | 10 | 25 | 100 | Яичный порошок |
- | 12 | 28 | - | Сода питьевая |
- | 10 | 25 | 180 | Сахарная пудра |
9 | - | - | 200 | Сахар пиленый (рафинад) |
- | 5 | - | - | Перец молотый |
- | 8 | 20 | - | Корица молотая |
- | 8 | 25 | - | Кислота лимонная (кристаллическая) |
- | 9 | 25 | - | Порошок какао |
- | 7 | 20 | - | Кофе молотый |
- | 17 | 50 | 330 | Варенье |
- | 7 | 25 | 190 | Изюм |
- | 5 | 18 | - | Мак |
- | 5 | 10-(15) | 130 | Сухари молотые |
- | 4 | 14 | 100 | Хлопья овсяные |
- | 2 | 7 | 50 | Хлопья кукурузные |
- | 2 | 9 | 60 | Хлопья пшеничные |
- | 8 | 25 | 175 | Арахис очищенный |
- | 10 | 30 | 160 | Миндаль (ядро) |
- | 10 | 30 | 170 | Орех фундук (лещина) (ядро) |
Примечание: Сухими и сыпучими продуктами ложки и стаканы следует заполнять с горкой, не уплотняя.
1.3. Способы измерения веса продукта без весов
Моей маме некогда заниматься скрупулёзным подсчитыванием граммов, у нее есть свой секрет. Так, например, давно рассчитано, что 100 г. мяса или рыбы - это кусок размером с женскую ладонь. Если повар мужчина, то его «порционная ладонь» -150 гр. Порция крупы, по размеру равная кулаку, будет весить 200 г. Кстати, принципом руки пользуются при расчете необходимой порции для здорового питания. Есть необходимо 4-6 раз в сутки порциями размером с ладонь.
2. Практическая часть
Этап 1. Приготовление торта с использованием мер веса
Чтобы доказать необходимость математики на кухне, я провела кулинарный опыт – испекла торт. Для начала я взяла рецепт и изучила его. Сразу хочу обратить внимание на рецепт. Он состоит из сплошных цифр. Вот здесь и начинается математика. Я взяла и взвесила все ингредиенты, а те которые можно было отмерить мерной ёмкостью, отмерила.
Начало рецепта торта - тесто. Надо взять точное количество муки и кефира. Если пропорции не соблюдать, тесто не получиться нужной консистенции. Значит, если в рецепте 3 стакана муки и 500мл кефира, именно столько и надо класть. Тесто подготовила, перехожу к укладке его на противень. И опять точная цифра: сколько надо масла для смазывания противня. Поясняю, если масла много, то тесто не печётся, а жарится. А это не есть хорошо. Противень смазала, тесто уложила. Перехожу к начинке. Все ингредиенты подготовлены, нарезаны, натёрты и взвешены. Для чего надо математическая точность в количестве начинки? Опять же для качественного результата. Если будет больше овощей, тесто при выпекании отсыреет. Если класть больше колбасы, тесто не успеет пропечься, а начинка будет гореть. Значит, если в рецепте стоит 250гр. колбасы, лук – 1шт., помидоры – 2 шт., огурцы – 2 шт., именно столько продуктов и используем. Не надо стараться обходить математический расчёт и с сыром. Если его класть больше, чем 250 граммов, как указано в рецепте, тогда аромат сыра и его вкусовые качества выместят остальные ингредиенты.
Переходим непосредственно к выпеканию. Очень важно отнестись к указанным данным рецепта. Выпекаем при температуре 180 градусов ровно 40 минут. Если делать всё по рецепту и с математикой, получиться очень вкусно. Вы решили испечь пиццу размером больше или меньше, тогда надо произвести математический расчёт. Также соотнести пропорции теста и начинки. Температуру выпекания оставим неизменным, а время увеличиваем или уменьшаем. Всё зависит от размера пиццы.
Этап 2. Расчёт затрат на торт, приготовленный дома
После того, как мы с мамой в кафе купили пиццу «Маргарита» весом в 400гр., стоимость которой составила 350 рублей, мне стало любопытно, а сколько же будет стоить пицца дома. Я провела расчёты, здесь опять не обошлось без математики.
Расчет стоимости продуктов для приготовления торта
Таблица 3
Наименование продукта | Норма расхода продуктов | Цена за 1 кг. /1л./шт./ в руб. | Стоимость продуктов в руб. |
Ингредиенты для теста: |
1. Мука | 3 стакана (480гр.) | 60,25 | 30,0 |
2. Кефир | 500 мл. | 54,0 | 27,0 |
3. Яйцо | 3 шт. | 5,5 | 16,5 |
4. Соль | ½ чайн. ложки | 10,0 | 0,1 |
5.Сахар-песок | 2 чайн. ложки | 41,90 | 0,8 |
6 .Дрожжи сухие | 1 чайн. ложка | 10,0 | 4,1 |
Итого: | | | 78,5 |
Ингредиенты для начинки: |
1.Колбаса | 250 гр. | 280,0 | 70,0 |
2.Сыр | 250 гр. | 342,0 | 85,5 |
3. Помидоры красные | 3 шт. | 25,0 | 75,0 |
4. Лук репчатый | 1 шт. | 2,5 | 2,5 |
5.Огурцы | 3 шт. | 10,0 | 30,0 |
6. Масло растительное | 50 мл | 90,0 | 4,5 |
Итого | | | 267,5 |
Всего: | 1200 гр. | | 346,0 |
Задача решена: стоимость пиццы весом 1200 гр. для нашей семьи из 6 человек подсчитана. Общие затраты составили 346 рублей, а одна стандартная пицца «Маргарита» обошлась нам в 350 рублей, но вес её составлял 400 гр. Для нашей семьи из 6 человек, не так уж и много в части веса, а затраты одинаковые. Следовательно, готовить дома не только здорово, но и экономно, выгодно.
При расчете стоимости продуктов я умножала, складывала, составляла таблицы, в общем - применяла свои знания по математике на практике, на кухне. Думаю, что мне удалось правильно рассчитать продукты для приготовления пиццы дома. А в будущем мне удастся стать хорошей хозяйкой благодаря моим знаниям по математике.
Подводя итог своей практической работы, я доказала, что такие математические действия, как: измерение, взвешивание, счёт – это достаточно привычные явления, только на это редко обращают внимание. Без математики не обойтись, будь то пошив одежды, приготовление пищи, строительство домов.
3. Заключение
В жизни задачи обычно имеют не одно решение. И нужно накопить определённый опыт, чтобы ориентироваться в жизненных ситуациях и поменьше принимать ошибочных решений. А умения правильно рассуждать, анализировать, подсчитывать способствуют занятия математикой. Она всегда приносила большую пользу и ещё в большей мере продолжает, приносит её сейчас. Значение математики сейчас непрерывно возрастает. В математике рождаются новые идеи и методы. Всё это расширяет сферу её приложения. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности, где математика не играла бы существенной роли.
Список используемой литературы
Роговцева Н.И., Богданова Н.В, Добромыслова Н. В.Учебник «Технология». 3 класс. М., «Просвещение», 2013 год.
Интернет–сайты о кулинарных рецептах.
Содержание
1 | Введение | 1 |
2 | Основная часть | 2 |
2.1 | Кухонные предметы и математика | 2 |
2.2 | Единицы измерения на кухне. | 4 |
2.3 | Способы измерения веса продукта без весов. | 5 |
3 | Практическая часть | 6 |
4 | Заключение | 9 |
5 | Список используемой литературы | 10 |