СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые вокально-ладовые упражнения

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата. Все элементы и качество выполнения вокально-ладовых упражнений приобретают особенно важное значение. При переходе к работе над вокально-ладовыми упражнениями, к систематической тренировке голоса выявляются новые частные задачи, в результате освоения которых и складываются общие вокальные навыки. Кроме того, на оптимальном уровне организуются и певческое дыхание, и звукоизвлечение, и работа резонаторной системы, и артикуляция, то есть весь комплекс вокальных движений, составляющих певческий процесс.

Просмотр содержимого документа
«Первые вокально-ладовые упражнения»

Первые вокально-ладовые упражнения

Все элементы и качество их выполнения приобретают особенно важное значение при переходе к работе над вокально-ладовыми упражнениями, к систематической тренировке голоса на них. Здесь выявляются новые частные задачи, в результате освоения которых и складываются общие вокальные навыки. Кроме того, на оптимальном уровне организуются и певческое дыхание, и звукоизвлечение, и работа резонаторной системы, и артикуляция, то есть весь комплекс вокальных движений, составляющих певческий процесс.

Первое установочное вокально-ладовое упражнение предлагается детям в виде песенки-игры «Филин».


Пример № 10

Учитель Дети





Что ты си - дашь. Что ты не сдашь? Я здесь си - жу. Лес сто-ро - жу.











Многое здесь детям уже знакомо по песенкам «Ворон» и «Кукушка», и они быстро понимают что и как надо выполнить. Над этим упражнением надо работать долго и упорно. Только в тренировке совершенствуется голосовой аппарат ребенка.

Опыт показывает, что прежде чем выполнить алгоритм целиком, целее- сообразно отдельно проработать только то его звено, где организуется певческое дыхание. Комбинация — выдох (ух) и вдох через нос — входит как начальный момент во все без исключения дальнейшие упражнения. Эту часть целесообразно отработать с особой тщательностью.

С первого шага надо добиваться, чтобы на первом слоге УХ дети хорошо открывали рот, а на согласном X делали выдох, как бы выталкивая остаток воздуха. Хороший, глубокий выдох важен для организации певческого дыхания. Если выдох — в какой-то мере произвольное движение, то вдох, наоборот, непроизволен, Поэтому к этому элементу упражнения замечания нужно делать осторожно, Например: «Закрыли рот...». О вдохе через нос тоже напоминать не следует, лучше обратить внимание детей на то, как закрывать рот: «Свободно, неторопливо сомкнуть губы... и... улыбнуться».

Под первой (сильной) долей на слоге УХ, служащей для выхода у нижнего края плаката имеется гибкий «трамплинчик» ( см. пример № 1). выполненный из мягкого упругого картона. Назначение его в том, чтобы «погасить» размах указки на этой доле и выполнить сброс дыхания более четко. Помимо этого легкий удар (с отскоком) о «трамплинчик» кончиком указки воспитывает у дирижера чувство «точки», ауфтакта, упругости и непрерывности всего музыкального движения.

Задача этого движения и вокального момента — сделать активный выдох, сброс дыхания — это главное. Но сделать это надо не просто физиологи­чески, но эстетично и музыкально. Звук надо немного протянуть, пропеть, чтобы успеть «что-то выразить голосом.

В следующий момент, на слабом времени сильной доли, после отскока кончика указки от «трамплинчика», указка плавно возвращается, скользя по плакату вверх, до слабой доли. За это время нужно успеть спокойно, в ритме движения, закрыть рот. При движении указки по слабой доле (дужке с цветком) начать плавный вдох через нос (как бы вдыхая аромат цветка).

Нельзя забывать, что в центре этой дужки рука меняет направление движения и ведет указку вверх. В конце доли, на самом цветочке, дыхание задерживается. Для фиксации задержки дыхания (в интересах опоры) указка резко отрывается от цветка и рука меняет положение «вверх» на положение «вниз», Кончик указки при этом ударяет слегка по цветку: стоп — опора! В этот момент рука расслабляется. Здесь целесообразно одновременно со сменой направления указки потренироваться делать шаг правой ногой назад, чтобы удобнее было в дальнейшем манипулировать указкой в правой части алгоритма, когда он будет выполняться целиком.

На первых порах, прежде чем петь упражнение целиком, полезно всякий раз отдельно отрабатывать выдох — вдох.

Вторая часть упражнения — staccato, переходящее в legato — выполняется так, как об этом уже говорилось, при объяснении песенки «Ворон», Новое здесь только то, что долгий звук нужно протянуть, не прерывая, и «влить» его в следующее УХ, с которого упражнение повторяется. В этом переходе долгого У через тактовую черту заключен «секрет» выработки кантилены. Нельзя допускать, чтобы перед УХ дети делали лишний вдох. Долгое У протягивается целый такт, и нужно насытить этот звук динамикой: в начале такта петь активнее, затем, постепенно стихая, особенно на слабых долях, Тогда звук более естественно разрешится в сильную долю следующего такта. Сильные доли такта всегда показываются широким движением руки от плеча. Слабые — кистевым движением, причем с особой тщательностью, точно по линиям схемы. В конце слабой доли перед сильной рука делает как бы взлет вверх — взмах на сильную долю, чтобы ярче выразить тяготение к разрешению. Утолщение линии дуги сильной доли на схеме служит той же цели. Рука должна двигаться свободно и быть гибкой в запястье.

При работе с указкой рука ведет за собой указку, как гимнастка — ленту, всегда опережая ее: если линия идет вниз, то рука находится ниже указки, если линия меняет направление — то и рука, используя гибкость кисти в запястье, плавно меняет свое положение относительно указки.

Указка должна быть легкой, длиной 45-50 см. Пользоваться указкой следует только у схемы. На месте дети дирижируют рукой. При показе слабой доли используется только кистевое движение, при этом кисть принимает округлую форму, (большой палец и средний образуют колечко), а на сильной доле кисть раскрыта и рука работает от плеча.

Указку следует держать плотно в кулаке, указательный, палец подобрать под большой, а большой вытянуть вдоль указки. Только тогда движения кисти руки будут свободными и пластичными, а от этого зависит и пластичность, работы мышц гортани и артикуляционных мышц.

Такому пластичному движению руки с указкой «вверх-вниз» надо уделять особое внимание, помня, что выразительность и эстетичность движения руки отражается на тембре звучания формирующегося голоса.

Сначала упражнение показывает сам учитель. Он добивается, чтобы все элементы упражнения выполнялись четко, в темпе и характере движения его руки по схеме -алгоритму, Темп полезно менять, а изредка следует делать и неожиданные остановки, Это заставляет детей работать внимательнее, точно по руке. Внимание учащихся наиболее активизируется, когда показ ведет один из учеников, который при этом сам поет вместе с классом то, что показывает. Поскольку успех всей работы зависит от точности и пластичности движений дирижера, здесь недопустимы торопливость и небрежность.

Позднее на уроке вводится «игра в школу», в роли учителя (дирижера), действующего указкой у плаката, выступают сначала более способные ученики, а затем и остальные ребята. Эта игра нравится детям, делает урок интересным для них, а работу продуктивной.

Точность и пластичность движения рукой у учеников надо особенно отмечать и оценивать. Хорошая отработка установочного упражнения позволит легче справляться со следующими упражнениями, в которых учащиеся встретятся с новыми вокальными задачами. Поэтому дальнейшую работу над первым вокально-ладовым упражнением следует продолжать по сводной схеме-алгоритму (см. пример № I).

Все упражнения представляют собой строгую систему, в которой каждое последующее отличается от предыдущего незначительно, одним-двумя элементами. Это облегчает детям освоение каждого упражнения на высоком исполнительском уровне, переход без особых затруднений от одного упражнения к другому. Тем самым обеспечивается соответствующее продвижение в развитии их вокальных навыков. Важно, чтобы переход к любому новому упражнению происходил только тогда, когда предыдущее упражнение будет достаточна освоено, поскольку новое как бы надстраивается над предыдущим.

Если работа идет с заметными затруднениями для детей, значит надо более тщательно отработать предыдущее упражнение. Это скорей приведет к успеху.

При освоении любого числа упражнений каждая вокальная тренировка всегда должна начинаться с работы над первым установочным упражнением и включать в себя весь последовательный ряд данных упражнений.

Каждое упражнение наглядно представлено в схеме-алгоритме как музыкальная фраза (двутакт), которая пропевается четырежды: два раза staccato и два раза non legato.

Несколько позднее, при достижении достаточно четкого выполненияпои legato, можно включать пропевание упражнения в четвертый раз и штрихом legato.

По ходу выполнения упражнения следует помогать детям краткими указаниями, например: «закрыли рот», «staccato петь острее», «тише — это слабые доли», «больше опустить подбородок» и т. п. Учащиеся при этом корректируют свое исполнение, не прерывая пения.

Темп при пении упражнений выбирается оптимальный, чтобы дети справлялись с задачей, успевали выполнять все предписания, содержащиеся в схеме-алгоритме. Всегда нужно избегать чрезмерной высоты звука и громкости. Главным должно быть качество звука, четкость и выразительность исполнения.

Общая схема записи позволяет наглядно показать, чем одно упражнение отличается от другого. Это особенно удобно, поскольку вся работа над упражнениями должна строиться на их сравнении и сопоставлении. В работе по общей схеме такое сопоставление осуществляется и зрительно, и двигательно. Это значительно ускоряет процесс выработки вокальных (двигательных и слуховых) навыков,

В вокальном отношении весь комплекс упражнений отличается тем, что в него входят все три опорные гласные — У, О, А, причем в том порядке, в котором и следует над ними работать на первом этапе.

В интонационном отношении комплекс является основополагающим для воспитания ладового чувства. В дальнейшем упражнения поются на два и на три голоса. Это обеспечивает включение в работу IV и VI ступеней лада. Второе вокально-ладовое упражнение строится на тонической терции (подготовкой к нему является песня «Кукушка»).





В этом упражнении III ступень помещена на слабой доле такта и звучит легче тоники. Мягкий согласный ЛЬ приближает звук, стимулирует высокое звучание. Это объясняется тем, что артикуляция мягких согласных близка к артикуляции высокоформантного гласного И, что надо учитывать при произношении. УЛЬ поется легко, негромко, губы несколько растягиваются (как на УЛИ). Это помогает четко произнести согласный и более ясно проинтонировать терцовый тон, который должен «вливаться» в последующую тонику и сообщать ей светлый мягкий, но в то же время глубокий и богатый характер смешанного звучания.

Обратите внимание на исполнение именно этого нового элемента — слога УЛЬ. Прежде чем выполнить движение указкой от цветка к слогу УЛЬ, следует посмотреть вверх, на точку, над которой надо поставить и задержать указку — тогда движение будет вернее. Точку над УЛЬ следует отмечать легким, кистевым движением, нацелившись на отскок от точки вверх, точно так, как выполняли staccato в «Ворона» и в первом упражнении, После отскока опять задержать указку кед точкой и только после этого сделать замах на сильную долю. Остальное — как в первом упражнении. Второе упражнение выполняется два раза staccato и два раза nonlegato). Педагог дает настройку: тоническое трезвучие от ля малой октавы, и в дальнейшем поддерживает пение детей повторением трезвучия на инструменте по полутонам вверх до До, Ре-бемоль мажора.

С заданием спеть упражнение № 2 staccato дети справляются без особых затруднений. Трудности возникают при переходе на non legato.

Перед выполнением второго вокально-ладового упражнения поп legato следует разъяснить, что после остановки кончика указки на цветочка следует опять предварительно посмотреть — куда вести указку. Кончик указки надо поставить над точкой, с которой начинается дужка под слогом УЛЬ. После фиксации этого положения руки и указки (рука выше указки), кончик указки должен ударить по точке. Но, так как начало дужки идет вниз, то и удар надо наносить из положения когда рука ниже указки. Указка при этом принимает направление касательной к началу дужки. Легкий удар по точке будет сигналом атаки звука (в слоге УЛЬ), который теперь протягивается. Указка при этом скользит по дужке. Рука сначала ведет указку по линии вниз, а затем плавно, как и линия, меняет направление и переходит в положение «вверх». Когда дужка кончается, звук и движение руки нужно протягивать и дальше, продолжая дужку вверх. Когда, рука, исчерпав свои возможности, поднимается вертикально, надо легким, четким движением одной только кисти зафиксировать кончик указки в вертикальном положении. Это последнее движение совпадает с произнесением согласного ЛЬ на конце слога. Протягиваемый звук У этим снимается (обрывается). После этого делается еще небольшой замах и указка движется к сильной доле. Здесь детям нужно дать почувствовать разрешение III ступени в тонику. Для этого следует добиваться, чтобы движение указки по дужке III ступени было легким, как бы «воздушным», и звук У на этой ступени должен исполняться в более высокой позиции, по возможности тихо, с небольшим крещендо в средней части длительности. Мягкий согласный ЛЬ и поставлен здесь для стимулирования артикуляции, которая «приближает» звук, повышает его позицию. При этом и мажорная тоническая терция звучит яснее, острее.

Non legato упражнение № 2 по алгоритму пропевается дважды и заканчивается выдохом и задержкой дыхания на цветочке (как и первое упражнение). При этом делается шаг назад (чтобы навык закреплялся).

Проработав над вторым упражнением 5-7 минут, можно переходить к работе над вокально-ладовым упражнением № 3. Это упражнение отличается от предыдущего новой ступенью и новым гласным О, который появляется на третьей (слабой) доле (левая часть схемы).




Правая часть схемы исполняется аналогично упражнению № 2, где УЛЬ дважды пропевается staccato, и дважды non legato. Поэтому особое внимание следует уделить левой части алгоритма, где новый звук О на II ступени также пропевается два раза staccato и два раза non legato. При исполнении staccato указку следует вести по пунктирной линии схемы, минуя вторую петлю. Не доводя ее до звукаО, оторваться от схемы и зависнуть над точкой звука О, затем, легко оттолкнувшись от нее, разрешить в тонику (сильную долю).

При исполнении non legato в третий и четвертый раз указку вновь следует вести по всем петлям схемы. Начало звучания О совпадает с точкой во второй петле. Для этого надо подготовить точку во второй петле, прервав чуть раньше плавное движение указки. Точку следует фиксировать легким ударом из положения «рука ниже кончика указки» и далее вести с разрешением в тонику.

Особое внимание в этом упражнении следует уделить артикуляции гласного О. Для этого артикуляцию У надо сохранить неизменной до момента смены гласного У на О. При этой смене артикуляцию У не снимать, а лишь еще ниже опустить подбородок, — тогда гласный Опрозвучит выразительно, staccato выполнить как можно короче.

В четвертом упражнении — полный набор открытых гласных, красочность которых и составляет прелесть вокала. Главное же, появляется новая гласная — А.

Четвертое упражнение, к тому же. исполняется с ритмическими вариациями. Оно мелодично (опевание тоники), удобно и интересно как переходное к двухголосию (а позднее и к трехголосию). И, наконец, на этом упражнении облегчается движение голосов вверх по диапазону. Четвертое упражнение звучит как итог всей вокальной работы хора по алгоритму. По тому, как исполняется это вокально-ладовое упражнение, можно судить о вокальной культуре хора. Здесь отрабатывается и проверяется тембральное многообразие звучания хора, его технические возможности (тембровые, динамические и артикуляционные), органичность и чистота, строй и гибкость как способность произвольно следовать за жестом дирижера вплоть до свободного, импровизационного художественного исполнения.

Пример № 13





Итак, четвертое вокально-ладовое упражнение следует использовать как заключительное в вокальной подготовке хора для работы над художественным произведением. Это упражнение следует, как обычно, начинать с выхода, заменив слог УХ на УЛЬХЬ, стимулирующего высокую позицию звучания голосов. Первый звук Упеть и staccato, и non legato в виде кратко произносимого слога УЛЬ. Произнесение слога УЛЬ способствует правильной артикуляции на следующем гласном А на II ступени.

У детей это не сразу получается, поэтому нужно перед произнесением слога УЛЬ подсказывать хору: «Губки в стороны». Эффект от такой «подсказки» педагога огромный: дети значительно меньше ошибаются и осваивают все быстрее. Хотя гласный А в этом упражнении помещен между гласными у, прикрывающими звук, все же, пока он не сформировался, его следует петь тише.

Гласный О на VII ступени не вызывает затруднений. Поскольку звук Оидет вниз за гласным У, он, естественно, углубляется. Хотя и здесь не мешает напомнить поющим, чтобы перед произношением О они ниже опустили подбородок, как и в III упражнении.

Педагог должен напомнить детям, что гласные Аи О non legato надо не просто спеть, а постараться найти наилучшее звучание каждого гласного, при этом обязательно выразительно, чему помогают движения рук. Надо стремиться к тому, чтобы движения детей были не только точными, но и пластичными, красивыми. Алгоритм облегчает задачу педагога. Он организует и направляет всю работу учеников, помогает все выполнить со старанием, не спеша, и при этом внимательно следить за своими движениями.

С помощью алгоритма примерно за один час у десяти (а то и более) человек можно отчетливо выявить все основные музыкальные задатки:

  • качество, состояние голоса и владение им;

  • двигательные задатки и навыки, пластичность движений;

  • метроритмическое чувство;

  • ладовое чувство;

  • чувство музыкальной формы;

  • интонацию;

  • эмоциональную отзывчивость;

  • сообразительность как показатель уровня общего развития.

Упражнения по алгоритму исполняются в основном двумя штрихами: staccato и non legato. Первые два раза упражнения пропеваются staccato, третий и четвертый раз — non legato. Это значит, что каждая слабая доля в алгоритме протягивается, но перед разрешением в сильную долю обрывается. Каждая сильная доля начинается с твердой атаки. В дальнейшем при четвертом пропевании можно использовать звуковедение legato, объединяя слабые и сильные доли.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!