Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»
Рузаевского муниципального района
«Первый день весны»
Познавательно-игровое занятие для обучающихся 5 лет
Подготовила и провела: Заведующая структурным подразделением, педагог дополнительного образования – И.Э. Приказчикова |
г. Рузаевка, 2025г.
Цель: Формировать у обучающихся дошкольного возраста представление о характерных признаках весны.
Задачи:
Расширять и обогащать знания дошкольников о весенних изменениях в природе.
Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.
Развивать любознательность, память, устойчивое внимание, фантазию, мелкую моторику.
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Обогащать словарный запас дошкольников.
Формировать умение отгадывать загадки и навыки аккуратности при выполнении работы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, тематические беседы, рассматривание картинок и фотографий, прослушивание песен, наблюдение за природными явлениями, прослушивание стихов, дидактические игры.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Оборудование, материалы: экран, проектор, тематические слайды с картинками признаков весны, презентация с изображением птиц, цветов первоцветов, мяч, подготовленные детали из цветной бумаги для аппликации, клей ПВА, влажные салфетки.
Ход занятия.
Звучит песенка о весне.
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! О чем с вами мы сегодня будем говорить, вы сможете назвать, если отгадаете загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? Ответы
Правильно, весной.
Основная часть.
Педагог: Сегодня первый день весны – 1 марта. С сегодняшнего дня начинается
весна.
Весна - замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? Ответы (долгожданная).
Предлагаю вам ребята, послушать сказку. Как начинаются все сказки? Ответы (жили-были).
Вот и наша сказка начинается со слов жила - была семья: отец и четыре дочери. Отца звали Год, а дочерей: Зима, Весна, Лето и Осень. Отец очень любил своих дочерей, хоть и совсем разные они были. Пришло время, и сестрица Весна пригрела солнышком, растопила снег вокруг. Побежали ручьи, зазвенела капель!
Вода к медведю в берлогу просочилась, проснулся косолапый, вылез из берлоги греться на солнышке. Вернулись, улетевшие от нас на зиму птицы. Назовите их? Ответы (грачи, скворцы, ласточки, кукушки, гуси, лебеди, соловьи).
Вы хотите оказаться в мире весны? Да
Тогда закройте глаза, покружитесь…в мире весны вы очутитесь! Представьте себя на весенней солнечной полянке.
Видеоминутка.
Просмотр мультфильма «Как мы весну делали».
Педагог: А сейчас давайте поговорим о приметах весны.
Обучающиеся просматривают картинки на слайдах с весенними приметами, комментируя их.
Беседа о весне.
- Какие приметы весны изображены? Ответы (Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы).
Рассказывание по очереди с опорой на сюжетные картинки.
- Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали? Ответы (Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее).
- Давайте вспомним и назовем весенние месяцы.
Март, апрель, май -
Их не забывай!
В народе месяц март называют протальник.
- А знаете, почему его так называют? Ответы.
Проталины - это место, где растаял снег, и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы.
- Как называется первый весенний цветок? Ответы.
- Почему он так называется? Ответы.
А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? Ответы.
А май называют цветень. Как вы думаете, почему? Ответы.
Дидактическая игра «Скажи ласково» (проводится в кругу с мячом).
Педагог: Весной хочется говорить только ласковые слова.
Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка и т.д..
Дидактическая игра «Назови признаки».
Педагог: Подберите признаки к слову весна.
- Весна, какая? Ответы (ранняя, звонкая, теплая, дружная, веселая, красивая, цветущая, долгожданная).
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Педагог: Посмотрите на птиц. Как вы думаете, какая из них лишняя и почему? Ответы.
Лишний - воробей. Он зимующая птица, а все остальные птицы - перелётные.
- Ребята, а почему их называют птицами? Ответы (Тело покрыто перьями, два крыла, они умеют летать, у них клюв, две лапы, есть хвост).
- Какие птицы прилетают первыми? Ответы (Грачи).
- Что делают птицы? Ответы (Птицы вьют гнёзда).
- Для чего птицы вьют и строят гнёзда? Ответы (Для того, что бы выводить птенцов).
Когда приходит Весна, то на земле она свой порядок начинает наводить. Украшает всё цветами, первой нежной, зелёной травой.
- Почему цветы, которые появляются весной, называются первоцветами? Ответы (Потому что они первые).
- А какие цветы распускаются первыми? Ответы (Подснежник, мать и мачеха).
- Как меняется жизнь растений с приходом весны? Ответы (Они просыпаются, на деревьях и кустарниках появляются молодые, зелёные листочки, начинают зеленеть травы).
- Ребята, скажите, чем пахнет весна? Ответы (Свежестью).
Педагог: А сейчас, думаю, самое время, провести физкультминутку.
Физминутка «Капель».
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе пальчиками показывают)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп пальчиками показывают)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап!!! (Повторяют движение капели в быстром темпе)
Педагог: Ребята, мы с вами вспомнили все приметы весны, и птиц, тогда вы с легкостью отгадаете все загадки. Готовы? Да.
Снег чернеет на полянке, С каждым днем теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это, что за время года? Весна | В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. Ручеек | Новоселье у скворца Он ликует без конца. Чтоб у нас жил пересмешник, Смастерили мы … Скворечник |
Здесь на ветке чей-то дом Ни дверей в нем, ни окон, Но птенцам там жить тепло. Дом такой зовут … Гнездо | Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад, Заглянул к нам месяц … Март | Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель, В гости к нам пришёл … Апрель |
Сад примерил белый цвет, Соловей поет сонет, В зелень наш оделся край, Нас теплом встречает… Май | Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. Подснежник | На зелёной хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. Одуванчик |
Белые горошки На зелёной ножке. Ландыш | Стоит в саду кудряшка - Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? Ромашка | |
Педагог: ребята, предлагаю вам в завершении нашего занятия о весне, выполнить из подготовленных деталей маленький веселый цветочек для своих мам и бабушек.
Практическая работа «Веселый цветочек».
Обучающиеся под руководством педагога склеивают подготовленные детали из цветной бумаги.
- Какие веселые цветочки у вас получились, ребята!
Фото работ.
Завершение. Подведение итога.
Педагог: Наше занятие подошло к концу.
- Ребята, что сегодня мы с вами делали? Ответы (Говорили о весне).
- Что вам понравилось больше всего? Ответы (Загадки о весенних приметах, о первых цветах, перелетных птицах и т.д.).
Правильно!
Вы все большие молодцы!
Список литературы:
Антонов Сергей, Весна. Государственное издательство художественной литературы. - Москва, 2010.
Дебюсси, К. Весна. Книга по Требованию. - Москва, 2012.
Сутеев, В. Весна; М.: Астрель - Москва, 2001.