СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первый раз в первый класс: рекомендации родителям будущих первоклассников с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к школе — это, как правило, всегда немного тревожно. Сможет ли ребенок освоить программу? А вдруг читать не начнет? И считает как-то медленно. Дети с особенностями здоровья и их родители сталкиваются с похожими проблемами. 

 

Просмотр содержимого документа
«Первый раз в первый класс: рекомендации родителям будущих первоклассников с ОВЗ.»

Рекомендации родителям будущих первоклассников с ОВЗ

В последние годы все чаще и откровеннее говорится о трудностях обучения в начальной школе детей с ОВЗ. А результаты официальной статистики показывают, что более одной трети детей имеют непрoходящие трудности обучения. Это значит, что более одной трети детей не верят в свои силы, не умеют как следует читать и писать, а следовательно, не имеют шансов успешно закончить школу и получить профессию. Но самая главная беда - наши дети остаются пока один на один со своими школьными трудностями, а родители не знают, как им помочь, поэтому и винят в основном школу, специалистов и учителей. Учитывая эту ситуацию, возникла необходимость выявить причины некоторых школьных трудностей и подсказать родителям способы их преодоления.

Основные причины школьной неуспеваемости

Неуспевающих учеников можно разделить на:

1. Те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;

2. Те, кто и не могут, и не хотят;

3. Те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.

Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка. Почему учиться трудно?

1. У ребенка задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.

2. Незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, часто отвлекается от задания.

3. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время. 4. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.

5. Ригидность психики, то есть замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.

6. Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.

7. Специфические расстройства. Например, дислексия - такому ребенку труднее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия - расстройства счета. Дисграфия - трудности при овладении письмом.

8. Нарушения зрения, слуха.

9. Преобладание у ребенка одного канала получения информации, например двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии, запоминании со слуха.

10. Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.

Это так называемые первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка. Что еще может помешать хорошо учиться?

- Высокая тревожность. Ребенок боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку, но делает их множество.

- Инфантилизм, незрелость ребенка. На первом месте - игровые интересы. В более старшем возрасте - отсутствие чувства ответственности.

- Несоответствие учебной программы возможностям и склонностям, интересам ребенка (слишком трудно или, наоборот, слишком легко - и в том и в другом случае неинтересно).

- Излишняя требовательность со стороны родителей может вызывать противодействие ребенка.

- Конфликты с учителями и одноклассниками.

В учебе отстают и многие способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют! Вполне очевидно, что нежелание заниматься - проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям ребенка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребенок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Прежде чем упрекать ребенка в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать ему необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) - интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.

Коррекционные педагоги выделили несколько рекомендаций, которые помогают ребёнку с ОВЗ лучше учиться:

— Организуйте режим дня с учётом времени на отдых — строгий график, в котором прописаны дела на день, помогает ребёнку лучше ориентироваться во времени, а также избежать перегрузок.

— Оказывайте контролирующую помощь — с её помощью ребёнок будет испытывать меньше стресса от того, что что-то забыл и не сделал и будет постепенно формировать навыки самоконтроля (например: «Завтра у тебя четыре урока. Какие? Ты взял всё необходимое? Сразу после уроков занятие у логопеда. Тебе нужно напомнить? Знаешь, где находится кабинет? Расскажи мне на всякий случай»).

— Отмечайте достижения ребёнка — ситуации успеха помогают формированию позитивной самооценки и мотивируют учиться дальше (например: «Учитель похвалил тебя за работу в классе, я горжусь тобой!», «Сегодня ты выполнил домашнее задание без ошибок, это отличный результат»).

— Развивайте познавательную активность — стремление получить знания является хорошим внутренним мотиватором (например: «Что интересное, новое ты узнал сегодня на уроках?», «Помоги мне, пожалуйста, рассчитать сумму покупок»), делитесь интересными фактами, которые знаете вы.

Не стоит игнорировать занятия со специалистами в школе. Цель коррекционных уроков — развитие когнитивных способностей, коммуникативных навыков и личности ребёнка. Занятия проходят индивидуально или в малых группах, что помогает выстраивать работу с опорой на возможности ребёнка и в комфортном для него темпе.

Дополнительные занятия, выбранные по интересам ребёнка, не менее важны. Они способствуют эмоциональной разгрузке. Кроме того, помогают сформировать неучебные навыки, которые положительно сказываются на общем развитии ребёнка. Это может быть спорт или танцы, прикладное творчество, пение, игра на музыкальных инструментах.