СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первый урок – 2022 «Историческая память – дорога в будущее!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок – 2022\

«Историческая память – дорога в будущее!»

Цель: развитие у учащихся чувства любви к своей Родине, интереса и уважения к историческому прошлому белорусского народа.

Просмотр содержимого документа
«Первый урок – 2022 «Историческая память – дорога в будущее!»»



Первый урок – 2022

В исторической памяти сила и единство белорусского народа


Цель: развитие у учащихся чувства любви к своей Родине, интереса и уважения к историческому прошлому белорусского народа.

Оборудование: заготовка в виде бумажной книжицы-самоделки; карточки на доску для создания кластера «Историческая память» (Беларусь, история, предки, культура, вера, традиции, герои, ценности, праздники, Победа); плакаты (постеры) с изображениями памятников, постеры к государственным праздникам; цветные карандаши, ручки.

Ход урока

1. Поздравительное слово учителя.

— Дорогие школьники! Примите самые искренние поздравления с Днём знаний, началом нового учебного года! День знаний – праздник тех, кто учится, и тех, кто учит. От всей души желаю вам успешной учёбы, пытливости ума и любознательности, а вашим родителям – гордиться вами!

2. Актуализация субъектного опыта учащихся.

— Выполним первое задание. Перед вами книжица на память о первом уроке нового учебного года (приложение 1). Напишите на первой страничке внутри своё имя.

— А как вы узнали своё имя? От кого? (Учащиеся ответят, что имя узнали от своих родителей.)

— Вы хорошо помните имена своих родителей. Напишите их на этой же странице.

— А как ваши родители узнали свои имена? (Им рассказали их родители – бабушки и дедушки.)

— У нашей Родины тоже есть имя. Какое? (Беларусь, Республика Беларусь.) Напишите её имя в свою книжицу.

Педагог крепит на доску табличку со словом БЕЛАРУСЬ.

— Как вы узнали имя своего Отечества? (Школьники ответят, что узнали от своих родителей.)

— Что помогает нам помнить наши имена, где мы живём, важные события? (Память.)

Педагог крепит на доску табличку со словом ПАМЯТЬ.

3. Работа по теме урока.

— В каждой семье помнят имена родных, даты их рождения, профессии, адрес, знают, как живёт каждый человек. Об этом рассказывают друг другу члены семьи при встречах, на семейных праздниках. О том, что было раньше, сообщают старшие, которые об этом помнят. Это – история семьи. А может ли быть такая «семейная» история у нашего народа, нашей Родины? (Учащиеся отвечают утвердительно.)

Педагог крепит табличку ИСТОРИЧЕСКАЯ к слову ПАМЯТЬ.

Педагог объявляет тему первого урока: «В исторической памяти сила и единство белорусского народа».

— Вы тоже будете знать и рассказывать своим детям о прошлом и настоящем нашего народа, нашей Родины. Мы – народ Республики Беларусь, мы – белорусы. Что вы считаете важным помнить?

В ходе диалога с учащимися к ключевому понятию ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ педагог добавляет карточки ИСТОРИЯ, ПРЕДКИ, КУЛЬТУРА, ВЕРА, ТРАДИЦИИ, ГЕРОИ, ЦЕННОСТИ, ПРАЗДНИКИ, ПОБЕДА, в результате создаётся кластер:










— Историческая память – это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере, героизме предков, традициях и национальных ценностях. Только благодаря памяти можно преодолеть время, соединить прошлое и будущее. Историческая память – это то, что объединяет каждого из нас с другими белорусами.

Педагог может процитировать слова Главы государства А.Г.Лукашенко: «История научила нас беречь мир и независимость. Мы точно знаем, что будущее Беларуси – в сплочённости народа и национальном единстве. Мы гордимся мужеством и героизмом победителей. Своим трудом, успехами и целями в мирной жизни стремимся быть достойными продолжателями их славного подвига. Вместе строим сильное и независимое государство»[1].

4. Включение изученного в систему знаний.

— Вам ещё немного лет, но вы уже многое знаете о нашей Родине. Поделитесь вашими знаниями с одноклассниками на этом уроке.

Педагог организует участие школьников в работе с дидактическими упражнениями.

1) «Раскрась орнамент»:

— На обложке вашей книжицы белорусский орнамент-раскраска[2]. Каким цветом его раскрасить? (Красным.)

— Где может быть изображён белорусский орнамент? (Ответы детей.)

Педагог демонстрирует государственную символику – Государственный герб и Государственный флаг Республики Беларусь и организует сравнение орнамента на флаге и орнамента-раскраски.

2) «Навсегда в памяти народной»:

— Рассмотрите изображения памятников. Назовите (запомните) их названия. Какой из них вы посещали? Запишите название мемориала, который хотели бы посетить, в вашу книжицу.

Фото 1. Мемориальный комплекс «Хатынь»

Фото 2. Монумент «Мужество» в Брестской крепости.

Ф ото 3. Площадь Победы в Минске

Больше памятников в электронном упражнении по ссылке https://learningapps.org/view26281028.


3) «Салют Победы»:

— Много испытаний выпало на долю белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Наши деды и прадеды ценой собственной жизни победили фашизм, героическим трудом в послевоенные годы восстановили страну и передали нам, их потомкам, процветающую и мирную Беларусь. Мы всегда помним и чтим подвиг солдат, партизан, тружеников тыла и будем учить этому наших детей и внуков!

Не забывайте о войне.
Своим потомкам передайте,
Как гибли прадеды в огне,
Вы подвиг предков не предайте.

Не забывайте обелиски
На месте подвигов былых.
Пускай война уже не близко,
Вы, всё же, помните о них.

Не забывайте, в праздный час,
О тех, кто на войне остался.
Гордитесь теми, кто за Вас
В последний, смертный, бой поднялся.

Н е забывайте никогда
Заплаченную ими цену.
Храните в памяти, тогда
Не обесцените победу.

Пусть шепчут, в спину Вам, враги:
— Забудьте след былых времен…
Но прошлый опыт говорит:
— Забыл победу — побежден!

Не забывайте о войне.
Держите флаг победы выше.
Наказывает жизнь, вдвойне,
Победу и беду забывших. Степан Кадашников [3]


Педагог предлагает школьникам в честь победы героев в Великой Отвечественной войне раскрасить рисунок «Салют Победы» (стр.2 книжицы).


4) «Традиции белорусов»:

— Традиция – это то, что унаследовано от наших предков. Отмечать праздники – тоже традиция. Все белорусы отмечают не только личные праздники, но и государственные.

— Сколько гостей приходит к вам на день рождения? (Ответы детей.)

— А теперь представьте, сколько гостей приходит на день рождения нашей общей страны! Все мы!

Какие государственные праздники мы отмечаем? Посмотрите на плакаты и назовите наши общие – белорусские государственные – праздники:

















Педагог помогает учащимся правильно назвать государственные праздники и даты:

  • День Независимости Республики Беларусь – 3 июля;

  • День Конституции – 15 марта;

  • День Победы – 9 мая;

  • Д ень Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – второе воскресенье мая;

  • День единения народов Беларуси и России – 2 апреля;

  • День народного единства – 17 сентября.


Упражнение доступно по ссылке https://learningapps.org/view26281178.


— Какой из государственных праздников ближайший по календарю? (День народного единства, 17 сентября.) Запишите его название и дату в вашу памятную книжицу.


5. Подведение итогов. Рефлексия.

— Обратимся к теме первого урока - В исторической памяти сила и единство белорусского народа. Хранить память, беречь память (историческую память!) нашего белорусского народа – долг каждого из нас. Длится Год исторической памяти. Вы посетите множество знаковых мест нашей страны, станете активными участниками добрых дел во благо любимой Беларуси, сбережёте её прошлое, украсите настоящее и создадите великолепное будущее, потому что вы любите свою Родину, а она, я уверена, будет гордиться вами!

Будьте достойными гражданами своей Родины, любите, защищайте, храните её! А ваши небольшие памятные книжицы первого урока пусть полнятся новыми страничками.

Педагог предлагает прикрепить книжицы-самоделки к доске.

С праздником вас, дорогие ученики, с Днем знаний! Здоровья, творчества и успехов в новом учебном году!







Приложение 1.

Рис.1. Книжица, обложка и стр. 3


Рис.2. Книжица, стр.1 и 2








Рис.3. Орнамент






6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!