Первый урок – 2022
В исторической памяти сила и единство белорусского народа
Цель: развитие у учащихся чувства любви к своей Родине, интереса и уважения к историческому прошлому белорусского народа.
Оборудование: заготовка в виде бумажной книжицы-самоделки; карточки на доску для создания кластера «Историческая память» (Беларусь, история, предки, культура, вера, традиции, герои, ценности, праздники, Победа); плакаты (постеры) с изображениями памятников, постеры к государственным праздникам; цветные карандаши, ручки.
Ход урока
1. Поздравительное слово учителя.
— Дорогие школьники! Примите самые искренние поздравления с Днём знаний, началом нового учебного года! День знаний – праздник тех, кто учится, и тех, кто учит. От всей души желаю вам успешной учёбы, пытливости ума и любознательности, а вашим родителям – гордиться вами!
2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
— Выполним первое задание. Перед вами книжица на память о первом уроке нового учебного года (приложение 1). Напишите на первой страничке внутри своё имя.
— А как вы узнали своё имя? От кого? (Учащиеся ответят, что имя узнали от своих родителей.)
— Вы хорошо помните имена своих родителей. Напишите их на этой же странице.
— А как ваши родители узнали свои имена? (Им рассказали их родители – бабушки и дедушки.)
— У нашей Родины тоже есть имя. Какое? (Беларусь, Республика Беларусь.) Напишите её имя в свою книжицу.
Педагог крепит на доску табличку со словом БЕЛАРУСЬ.
— Как вы узнали имя своего Отечества? (Школьники ответят, что узнали от своих родителей.)
— Что помогает нам помнить наши имена, где мы живём, важные события? (Память.)
Педагог крепит на доску табличку со словом ПАМЯТЬ.
3. Работа по теме урока.
— В каждой семье помнят имена родных, даты их рождения, профессии, адрес, знают, как живёт каждый человек. Об этом рассказывают друг другу члены семьи при встречах, на семейных праздниках. О том, что было раньше, сообщают старшие, которые об этом помнят. Это – история семьи. А может ли быть такая «семейная» история у нашего народа, нашей Родины? (Учащиеся отвечают утвердительно.)
Педагог крепит табличку ИСТОРИЧЕСКАЯ к слову ПАМЯТЬ.
Педагог объявляет тему первого урока: «В исторической памяти сила и единство белорусского народа».
— Вы тоже будете знать и рассказывать своим детям о прошлом и настоящем нашего народа, нашей Родины. Мы – народ Республики Беларусь, мы – белорусы. Что вы считаете важным помнить?
В ходе диалога с учащимися к ключевому понятию ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ педагог добавляет карточки ИСТОРИЯ, ПРЕДКИ, КУЛЬТУРА, ВЕРА, ТРАДИЦИИ, ГЕРОИ, ЦЕННОСТИ, ПРАЗДНИКИ, ПОБЕДА, в результате создаётся кластер:
— Историческая память – это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере, героизме предков, традициях и национальных ценностях. Только благодаря памяти можно преодолеть время, соединить прошлое и будущее. Историческая память – это то, что объединяет каждого из нас с другими белорусами.
Педагог может процитировать слова Главы государства А.Г.Лукашенко: «История научила нас беречь мир и независимость. Мы точно знаем, что будущее Беларуси – в сплочённости народа и национальном единстве. Мы гордимся мужеством и героизмом победителей. Своим трудом, успехами и целями в мирной жизни стремимся быть достойными продолжателями их славного подвига. Вместе строим сильное и независимое государство»[1].
4. Включение изученного в систему знаний.
— Вам ещё немного лет, но вы уже многое знаете о нашей Родине. Поделитесь вашими знаниями с одноклассниками на этом уроке.
Педагог организует участие школьников в работе с дидактическими упражнениями.
1) «Раскрась орнамент»:
— На обложке вашей книжицы белорусский орнамент-раскраска[2]. Каким цветом его раскрасить? (Красным.)
— Где может быть изображён белорусский орнамент? (Ответы детей.)
Педагог демонстрирует государственную символику – Государственный герб и Государственный флаг Республики Беларусь и организует сравнение орнамента на флаге и орнамента-раскраски.
2) «Навсегда в памяти народной»:
— Рассмотрите изображения памятников. Назовите (запомните) их названия. Какой из них вы посещали? Запишите название мемориала, который хотели бы посетить, в вашу книжицу.
Фото 1. Мемориальный комплекс «Хатынь»
Фото 2. Монумент «Мужество» в Брестской крепости.
Ф ото 3. Площадь Победы в Минске
Больше памятников в электронном упражнении по ссылке https://learningapps.org/view26281028.
3) «Салют Победы»:
— Много испытаний выпало на долю белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Наши деды и прадеды ценой собственной жизни победили фашизм, героическим трудом в послевоенные годы восстановили страну и передали нам, их потомкам, процветающую и мирную Беларусь. Мы всегда помним и чтим подвиг солдат, партизан, тружеников тыла и будем учить этому наших детей и внуков!
Не забывайте о войне.
Своим потомкам передайте,
Как гибли прадеды в огне,
Вы подвиг предков не предайте.
Не забывайте обелиски
На месте подвигов былых.
Пускай война уже не близко,
Вы, всё же, помните о них.
Не забывайте, в праздный час,
О тех, кто на войне остался.
Гордитесь теми, кто за Вас
В последний, смертный, бой поднялся.
Н е забывайте никогда
Заплаченную ими цену.
Храните в памяти, тогда
Не обесцените победу.
Пусть шепчут, в спину Вам, враги:
— Забудьте след былых времен…
Но прошлый опыт говорит:
— Забыл победу — побежден!
Не забывайте о войне.
Держите флаг победы выше.
Наказывает жизнь, вдвойне,
Победу и беду забывших. Степан Кадашников [3]
Педагог предлагает школьникам в честь победы героев в Великой Отвечественной войне раскрасить рисунок «Салют Победы» (стр.2 книжицы).
4) «Традиции белорусов»:
— Традиция – это то, что унаследовано от наших предков. Отмечать праздники – тоже традиция. Все белорусы отмечают не только личные праздники, но и государственные.
— Сколько гостей приходит к вам на день рождения? (Ответы детей.)
— А теперь представьте, сколько гостей приходит на день рождения нашей общей страны! Все мы!
— Какие государственные праздники мы отмечаем? Посмотрите на плакаты и назовите наши общие – белорусские государственные – праздники:
Педагог помогает учащимся правильно назвать государственные праздники и даты:
День Независимости Республики Беларусь – 3 июля;
День Конституции – 15 марта;
День Победы – 9 мая;
Д ень Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – второе воскресенье мая;
День единения народов Беларуси и России – 2 апреля;
День народного единства – 17 сентября.
Упражнение доступно по ссылке https://learningapps.org/view26281178.
— Какой из государственных праздников ближайший по календарю? (День народного единства, 17 сентября.) Запишите его название и дату в вашу памятную книжицу.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
— Обратимся к теме первого урока - В исторической памяти сила и единство белорусского народа. Хранить память, беречь память (историческую память!) нашего белорусского народа – долг каждого из нас. Длится Год исторической памяти. Вы посетите множество знаковых мест нашей страны, станете активными участниками добрых дел во благо любимой Беларуси, сбережёте её прошлое, украсите настоящее и создадите великолепное будущее, потому что вы любите свою Родину, а она, я уверена, будет гордиться вами!
Будьте достойными гражданами своей Родины, любите, защищайте, храните её! А ваши небольшие памятные книжицы первого урока пусть полнятся новыми страничками.
Педагог предлагает прикрепить книжицы-самоделки к доске.
С праздником вас, дорогие ученики, с Днем знаний! Здоровья, творчества и успехов в новом учебном году!
Приложение 1.
Рис.1. Книжица, обложка и стр. 3
Рис.2. Книжица, стр.1 и 2
Рис.3. Орнамент
6