Первый урок: «Моя земля – земля героев!»
Цель: обобщение знаний о культуре своего народа, его традиции, обычаи, содействие формированию исторической памяти, воспитанию патриотических, гражданских чувств, формирование у школьников чувства личной ответственности, активной жизненной позиции; пропаганда лучших достижений культурного и духовного наследия Луганщины, расширение и обогащение знаний и представлений учащихся о родном крае; воспитывать у учащихся уважительное отношение к героям прошлого и настоящего.
Оборудование: Символика города и Республики, тематическая фотогалерея, портреты выдающихся деятелей Луганщины.
Ход урока
I Организационный момент
Задорной песней лето отзвенело,
И золотая осень началась.
Скорей, друзья, у вас есть еще дело,
Вас ждет залитый солнцем школьный класс.
Кажется, вот оно, лето – только началось, такое долгожданное, такое желанное, и уже всё... Закончилось лето, и распахнулись школьные двери , «первый звонок» позвал школьников за учебные парты. День знаний – это волнения, море цветов и белых бантов. Это особенное время, время надежд и начало нового трудного, но такого важного учебного года, и, конечно же, традиционный первый урок.
II Актуализация опорных знаний.
- Обозначение позитивных тенденций развития нашего края: трудовые, культурные и спортивные достижения луганчан, богатый природный потенциал Республики и т.д. (Звучит гимн Луганской Народной Республики)
III Объявление темы и целей урока:
Вступительное слово учителя:
В этом году первый урок посвящен героям, а именно героям Луганщины! Тема урока : «Моя земля – земля героев!» (Дети рассказывают стихи.)
Здесь по степи кочевники ходили
Курганы помнят половецкий пляс.
Край легендарный стал прекрасной былью,
Из племени народом сделав нас!
Мы закалили сталь и судьбы.
Чтим по-сыновьи Отчизну, гордясь,
Что в гордых , работящих, мудрых людях
Луганщина мечталась и сбылась!
Родной край… Он начинается с родительского порога, тропинки, стройного тополя, твоих ворот, куста калины у окна. Святыми для каждого из нас есть слова: родина, Луганщина. Ведь Родина – это родной дом, и место где ты родился и вырос, где проходят лучшие дни твоей жизни. Каждый человек считает, что его город, или деревня, где он родился и живёт – лучший уголок земли. Таким для каждого из нас есть город Луганск.
IV Изучение материала урока.
- Сегодня мы с вами познакомимся с личностями, которые начинали свой жизненный путь на Луганщине и оставили свой след в истории.
Информация о жизни и деятельности некоторых выдающихся личностей Луганщины:
Ворошилов Климент Ефремович (1881-1969) — государственный, партийный и военный деятель, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда.
Родился в бедной семье путевого обходчика и поденщицы в селе Верхнее Бахмутского уезда, ныне Луганская область. Ворошилов — один из выдающихся организаторов и полководцев Красной Армии. Почти 15 лет он был на посту Народного комиссара по военным и морским делам. С1940 года являлся заместителем председателя СНК СССР и председателем Комитета обороны при СНК СССР.
В годы Великой Отечественной войны Ворошилов занимал ответственные посты в Советской Армии. Он был членом Государственного комитета обороны, главнокомандующим войсками Северо-Западного направления, командующим войсками Ленинградского фронта, главнокомандующим партизанским движением. В 1943 году участвовал в работе Тегеранской конференции.
Ворошилову одному из первых в стране было присвоено звание Маршала Советского Союза. Герой Монгольской Народной Республики.
История Луганска неразрывно связана с именем Клима Ворошилова. В 1935-1958 и в 1970-1990 годах город назывался Ворошиловградом.
Даль Владимир Иванович (1801-1871) — выдающийся писатель, этнограф, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка».
Родился 10 ноября 1801 года в поселке Луганский завод, Екатеринославской губернии, где его отец, датчанин Иоганн Даль (Jochan Christian von Dahl), принявший в 1799 году русское подданство вместе с русским именем Иван Матвеевич
Первый литературный опыт Владимира Даля («Русские сказки. Пяток первый», Санкт-Петербург, 1832 — пересказ народных сказок) обнаружил его этнографические наклонности. Книга эта навлекла неприятности на автора. По доносу Ф. Булгарина она была запрещена, и Даль взят под стражу, но в тот же день выпущен благодаря заступничеству Жуковского. Тем не менее Даль долго не мог ничего печатать под своим именем. В 1832 году начинающий писатель Даль взял псевдоним Казак Луганский, что является свидетельством его глубокого почтения к своей малой родине. Под этим псевдонимом вышли в свет его первые книги: «Русские сказки Казака Луганского», «Были и небылицы Казака Луганского», «Повести, сказка и рассказы Казака Луганского».
В 181 году в Луганске, в честь 180-летия со дня рождения писателя, был установлен памятник В.И. Далю. Скульпторы И. Овчаренко, В. Орлов, архитектор Г. Головченко создали образ мудрого исследователя, погруженного в свою работу. Рядом, на улице, носящей его имя, находится дом-музей В.И. Даля.
Матусовский Михаил Львович (1915–1990) — русский советский поэт, автор популярных песен «Подмосковные вечера», «Школьный вальс», «С чего начинается Родина», «Московские окна», «Крейсер Аврора» и множество других. Лауреат Государственной премии СССР (1977 г.).
Родился в Луганске 10(23) июля 1915 года в семье известного фотографа и владельца фотоателье в центре города Луганска Льва Моисеевича Матусовского и его жены Эсфири Михайловны. Учился в 13-ой средней школе. Впоследствии песню «Школьный вальс» посвятит своей первой учительнице Тодоровой Марии Семёновне.
В 1939 опубликовал книгу «Луганчане» (совм. с К.М.Симоновым) – о земляках-шахтерах, участниках Гражданской войны. В 1940 году вышел поэтический сборник Матусовского «Моя родословная». В военные годы вышли такие сборники, как «Фронт», «Когда шумит Ильмень-озеро», поэмы «Володя», «Песня об Айдогды Тахирове и его друге Андрее Савушкине», «Дед», «Янис», обе; «Снайперская баллада», «Баллада о партизанской расплате», «Седьмая симфония в Москве», и др.
Достоверным свидетельством современника прочитывается и состоящая из фрагментарных зарисовок-фиксаций непосредственных впечатлений мемуарная книга Матусовского «Семейный альбом» (1978–1979). Автор сценариев хроникально-документальных фильмов «Рабиндранат Тагор» (1961) и «Мелодии Дунаевского» (1964).
Стаханов Алексей Григорьевич - Герой Социалистического Труда. Стаханов Алексей Григорьевич – (21 декабря 1905 (3 января 1906 год) — 5 ноября 1977), — советский шахтёр, новатор угольной промышленности, основоположник Стахановского движения, Герой Социалистического Труда (1970). В 1914 г. отца забрали на фронт и мать отдала 9-летнего Алексея в наймы к кулаку.
С 1927 работал на шахте «Центральная-Ирмино» в Кадиевке (Донбасс) тормозным, коногоном, отбойщиком. В ночь с 30 на 31 августа 1935 года за смену (5 ч. 45 мин.) добыл 102 тонны угля при норме в 7 тонн, в 14 раз превысив норму и установив рекорд и заработав 220 рублей. До этого дня в забое одновременно работали несколько человек, которые вырубали при помощи отбойных молотков уголь, а затем, чтобы избежать обвала, укрепляли брёвнами свод шахты. За несколько дней до установления рекорда в беседе с забойщиками Стаханов предложил кардинально изменить организацию труда в забое. Забойщика необходимо освободить от крепёжных работ, чтобы он только рубил уголь. «Если разделить труд, то можно за смену не 9, а 70—80 тонн угля нарубить» — утверждал Стаханов. Этот рекорд доказал эффективность такого метода и способствовал изменению технологии труда шахтёров. Примеру последовали на других шахтах Донбасса, затем в других областях производства. Появилось поощряемое коммунистической партией движение последователей — стахановцев. После на других шахтах Донбасса рабочие последовали его примеру, а затем и работники и других отраслей производства, что и привело к так называемому стахановскому движению.
Дети рассказываю стихи о шахтерском труде и просматривают фрагмент из кинофильма «Большая жизнь» о шахтерах.
V Закрепление нового материала.
- Как нужно жить и к чему стремиться, чтобы быть достойными продолжателями славных дел предшествующих поколений, приумножать благосостояние родного края?
- Какой вклад делает каждый из нас в богатство, социальное благополучие, процветание Республики?
VI Творческая работа учеников в альбомах: учащимся предлагается выполнить рисунок на тему: «Мы живем в шахтерском городке». (Дети рисуют на фоне произведений М. Л. Матусовского.)
VII Итог урока.
Выставка ученических работ на доске.
Заключительное слово учителя:
- Развитие и успешность региона является результатом стараний его жителей, ее защитников и устроителей!