Осмысление: Учитель. Любое сообщество динамично, в нем постоянно происходят изменения в состоянии и жизнедеятельности его членов и соотношении популяций. Поступательные изменения в сообществе приводят в конечном итоге к смене этого сообщества другим, с иным набором господствующих видов. Сукцессия ( от лат. «succesio»— преемственность, наследование) последовательная смена биогеоценозов(экосистем), выраженная в изменении видового состава и структуры сообщества. Учитель делит класс на 2 группы цветными жетонами. Задание: Составить презентацию используя теоретический материал 1группа: Первичная сукцессия. 2 группа: Вторичная сукцессия. Учащиеся определяют КО (записывают на доске). Выступление групп. Взаимооценивание по стратегии «2 звезды и 1 пожелание» (по критериям, которые записаны на доске). Закрепление: Вывод: Первичная сукцессия начинается на субстратах. Не затронутых почвообразованием (скалистые породы, водоёмы), в процессе которых формируются не только фитоценозы, но и почва. Вторичная сукцессия происходит на месте сформировавшихся биоценозов после их нарушения (в результате эрозии, вулканических извержений, засухи, пожара, вырубки леса и т. д.) Этапы сукцессии: 1) возникновение незанятого жизнью участка; 2) миграция на него различных организмов или их зачатков; 3) проживание их на данном участке; 4) преобразование живыми организмами местообитания, постепенная стабилизация условий и отношений. Сукцессии любого масштаба и ранга характеризуются целым рядом закономерностей. 1) В любой сукцессионной серии темпы происходящих изменений постепенно замедляются. Конечный итог сукцессии – формирование относительно устойчивой стадии климаксового (коренного) сообщества. Начальные виды отличаются наибольшей динамичностью и неустойчивостью. 2) В ходе сукцессии постепенно нарастает видовое многообразие. Это ведет к усложнению связей внутри биоценоза, разветлению цепей питания и усложнению трофической сети. 3) В молодых сообществах преобладают мелкоразмерные виды с короткими жизненными циклами и высоким потенциалом размножения. Постепенно в развивающихся сообществах появляются и закрепляются более крупные формы с длительными и сложными циклами развития. 4) Нарастание экологического разнообразия сообщества ведет к более четкому распределению групп организмов по экологическим нишам. Конкурентные взаимоотношения постепенно заменяются мутуалистическими. Учитель предлагает учащимся просмотреть видео https://www.youtube.com/watch?v=iurtM5C0pTU Более сильным учащимся (или учащимся, которые быстрее справились с заданиями), можно предложить биологические задачи: Почему сорные растения первыми осваивают обнажившиеся участки? Почему чужеземные виды растений чаще всего внедряются в местную растительность по обочинам дорог, насыпям, берегам рек и другим местообитаниям и не приживаются в лесах, на лугах или в степях? Саморазвитие сообществ на скалах – длительный вековой процесс. Какими способами его можно ускорить? |