СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пьеса А.П.Чехова "Вишнёвый сад"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по литературе предназначена для студентов 1 курса (обучающихся 10 класса)

Просмотр содержимого документа
«Пьеса А.П.Чехова "Вишнёвый сад"»

"Вишневый сад": история создания, жанр, герои.

Разрушение дворянского гнезда .

7 марта 1901 года в письме к О. Книппер он признается:

7 марта 1901 года в письме к О. Книппер он признается:

"Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно

смешная, очень смешная, по крайней мере, по замыслу".

56 Антон Чехов Вишневый сад.mp4

Жанр произведения          К удивлению А.П.Чехова, первые читатели увидели в пьесе драму и даже трагедию .  Одна из причин – «драматический» сюжет, взятый из реальной жизни.  В 1880-90-х годах российская пресса была полна объявлениями о заложенных имениях и аукционах за неуплату долгов. А.П.Чехов был свидетелем подобной истории еще в детстве. Его отец обанкротился и бежал в Москву. А друг семьи обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых по низкой цене.  Вышла у меня не драма , а комедия , местами даже фарс.  А. П.Чехов
  • Жанр произведения

К удивлению А.П.Чехова, первые читатели увидели в пьесе драму и даже трагедию .

Одна из причин – «драматический» сюжет, взятый из реальной жизни.

В 1880-90-х годах российская пресса была полна объявлениями о заложенных имениях и аукционах за неуплату долгов.

А.П.Чехов был свидетелем подобной истории еще в детстве. Его отец обанкротился и бежал в Москву. А друг семьи обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых

по низкой цене.

Вышла у меня не драма , а комедия , местами даже фарс.

А. П.Чехов

Повторим теорию Драма – жанр, изображающий, как правило, частную жизнь человека, и его конфликт с обществом. При этом акцент - на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей. Комедия — жанр, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Фарс — комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами. Трагедия - жанр, основанный на развитии событий, носящих, как правило, неизбежный характер и приводящих к катастрофическому для персонажей исходу. «Вишнёвый сад» – это лирическая комедия
  • Повторим теорию

Драма – жанр, изображающий, как правило, частную жизнь человека, и его конфликт с обществом. При этом акцент - на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

Комедия — жанр, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.

Фарс — комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.

Трагедия - жанр, основанный на развитии событий, носящих, как правило, неизбежный характер и приводящих к катастрофическому для персонажей исходу.

«Вишнёвый сад» – это лирическая комедия

Действующие лица Раневская Любовь Андреевна —  помещица Аня —  её дочь, 17 лет Варя —  её приёмная дочь, 24 года Гаев Леонид Андреевич —  брат Раневской Лопахин Ермолай Алексеевич —  купец Трофимов Пётр Сергеевич —  студент Симеонов-Пищик Борис Борисович —  помещик Шарлотта Ивановна —  гувернантка Епиходов Семён Пантелеевич —  конторщик Дуняша —  горничная Фирс —  лакей, старик 87 лет Яша —  молодой лакей
  • Действующие лица
  • Раневская Любовь Андреевна —  помещица
  • Аня —  её дочь, 17 лет
  • Варя —  её приёмная дочь, 24 года
  • Гаев Леонид Андреевич —  брат Раневской
  • Лопахин Ермолай Алексеевич —  купец
  • Трофимов Пётр Сергеевич —  студент
  • Симеонов-Пищик Борис Борисович —  помещик
  • Шарлотта Ивановна —  гувернантка
  • Епиходов Семён Пантелеевич —  конторщик
  • Дуняша —  горничная
  • Фирс —  лакей, старик 87 лет
  • Яша —  молодой лакей
Конфликт И проблематика пьесы

Конфликт

И проблематика пьесы

Конфликт  – острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия. Выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой.  В центре действия – вопрос о продаже вишневого сада, ярко выраженного конфликта нет. Что такое конфликт?

Конфликт острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия. Выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой.

В центре действия – вопрос о продаже вишневого сада, ярко выраженного конфликта нет.

  • Что такое конфликт?
Проблематика пьесы – оскудение дворянства Куда же несешься ты, Русь?
  • Проблематика пьесы – оскудение дворянства

Куда же несешься ты, Русь?

Система образов пьесы

Система образов

пьесы

Первая группа Первая группа образов отражает социальное положение, характеры и нравы поместного дворянства поры его окончательного распада. Это – Раневская, Гаев, Симеонов-Пищик. Первая группа образов отражает социальное положение, характеры и нравы поместного дворянства поры его окончательного распада. Это – Раневская, Гаев, Симеонов-Пищик. Вторая группа Ко второй группе основных образов «Вишневого сада» относится по существу один образ – купца Лопахина. Ко второй группе основных образов «Вишневого сада» относится по существу один образ – купца Лопахина. Третья группа Третью группу основных действующих лиц пьесы «Вишневый сад» составляют студент Трофимов и Аня Раневская. Третью группу основных действующих лиц пьесы «Вишневый сад» составляют студент Трофимов и Аня Раневская.

Первая группа

  • Первая группа образов отражает социальное положение, характеры и нравы поместного дворянства поры его окончательного распада. Это – Раневская, Гаев, Симеонов-Пищик.
  • Первая группа образов отражает социальное положение, характеры и нравы поместного дворянства поры его окончательного распада. Это – Раневская, Гаев, Симеонов-Пищик.

Вторая группа

  • Ко второй группе основных образов «Вишневого сада» относится по существу один образ – купца Лопахина.
  • Ко второй группе основных образов «Вишневого сада» относится по существу один образ – купца Лопахина.

Третья группа

  • Третью группу основных действующих лиц пьесы «Вишневый сад» составляют студент Трофимов и Аня Раневская.
  • Третью группу основных действующих лиц пьесы «Вишневый сад» составляют студент Трофимов и Аня Раневская.
Гаев – брат Раневской Любовь Андреевна Раневская Кто хозяева вишнёвого сада?  Это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя и ничего не понимая.       А.М.Горький

Гаев – брат Раневской

Любовь Андреевна Раневская

  • Кто хозяева вишнёвого сада?

Это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые,

как старики. Они опоздали вовремя умереть и

ноют, ничего не видя вокруг себя и ничего не

понимая.

А.М.Горький

Раневская – обаятельная, добрая, непосредственная, является олицетворением паразитизма и легкомыслия. Раневская эгоистична. Она привыкла, чтобы все преклонялись перед её богатством, благоговели перед её красотой и выполняли все её прихоти. Гаев – либерал. Он охотно рассуждает о светлых идеалах добра и справедливости. Гаев, как и Раневская, эгоистичен, он ведёт паразитический образ жизни. Он настолько неприспособлен к жизни и ленив, что не может сам как следует ни одеться, ни раздеться. Это капризная, легкомысленная барыня. Неумный и чванливый болтун, человек, ничему не научившийся, кроме биллиардной игры… оставшийся беспомощным ребёнком, несмотря на свои пятьдесят лет.

Раневская – обаятельная, добрая, непосредственная, является олицетворением паразитизма и легкомыслия. Раневская эгоистична. Она привыкла, чтобы все преклонялись перед её богатством, благоговели перед её красотой и выполняли все её прихоти.

Гаев – либерал. Он охотно рассуждает о светлых идеалах добра и справедливости.

Гаев, как и Раневская, эгоистичен, он ведёт паразитический образ жизни. Он настолько неприспособлен к жизни и ленив, что не может сам как следует ни одеться, ни раздеться.

Это капризная, легкомысленная барыня.

Неумный и чванливый болтун, человек, ничему не научившийся, кроме биллиардной игры… оставшийся беспомощным ребёнком, несмотря на свои пятьдесят лет.

Выводы. Это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм  - в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг,

Выводы. Это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности,

простодушии. Комизм  - в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, "за чужой счет".

 «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадется ему на пути, так и ты нужен».  «У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…» Ермолай Лопахин - буржуазия, приходящая на смену дворянству.

«Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадется ему на пути, так и ты нужен».

«У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…»

Ермолай Лопахин - буржуазия, приходящая на смену дворянству.

"Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов".

  • Кто он, новый хозяин вишнёвого сада?
Выводы . Сложность и противоречивость характера говорят о временности. Лопахин не бездействует, как Раневская и Гаев, а трудится: встаёт «в пятом часу утра» и работает «с утра до вечера». Идеалы Лопахина – идеалы собственника, человека, не способного принести народу истинное благо. Лопахины – это люди, распоряжающиеся экономическими богатствами страны, «хозяева» жизни, власть имущие. В роли Лопахина - Виталий Петров. Малый театр.

Выводы .

Сложность и противоречивость характера говорят о временности. Лопахин не бездействует, как Раневская и Гаев, а трудится: встаёт «в пятом часу утра» и работает «с утра до вечера».

Идеалы Лопахина – идеалы собственника, человека, не способного принести народу истинное благо.

Лопахины – это люди, распоряжающиеся экономическими богатствами страны, «хозяева» жизни, власть имущие.

В роли Лопахина - Виталий Петров. Малый театр.

«Молодое поколение» В пьесе

«Молодое поколение»

В пьесе

Петя Трофимов «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» «Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычным, непрерывным трудом.» «Верьте мне, Аня, верьте! (…) душа моя всегда, во всякую минуту, и днем, и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…»  «Вся Россия наш сад»

Петя Трофимов

«Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и

счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем

неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не

отставай, друзья!»

«Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала

искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно

только страданием, только необычным, непрерывным трудом.»

«Верьте мне, Аня, верьте! (…) душа моя всегда, во всякую минуту,

и днем, и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я

предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…»

  • «Вся Россия наш сад»
Трофимов – демократ по происхождению (сын аптекаря), по привычкам, по убеждениям. Трофимов любит жизнь, её красоту. Для него подлинно прекрасно лишь то, что приносит радость и счастье всем, что связанно с идеалом борьбы за свободу народа. Его не страшит то, что, борясь за счастье, он не увидит его, счастье для него и в самой борьбе . Трофимов с гордостью говорит, что он в первых рядах человечества, идущего «к высшей правде, к высшему счастью». Но он заблуждается. Ни его социальная ориентация, ни его метод борьбы за лучшее будущее, ни его представления об этом будущем не делали его передовым борцом своего времени.

Трофимов – демократ по происхождению (сын аптекаря), по привычкам, по убеждениям.

Трофимов любит жизнь, её красоту. Для него подлинно прекрасно лишь то, что приносит радость и счастье всем, что связанно с идеалом борьбы за свободу народа. Его не страшит то, что, борясь за счастье, он не увидит его, счастье для него и в самой борьбе .

Трофимов с гордостью говорит, что он в первых рядах человечества, идущего «к высшей правде, к высшему счастью». Но он заблуждается. Ни его социальная ориентация, ни его метод борьбы за лучшее будущее, ни его представления об этом будущем не делали его передовым борцом своего времени.

Аня Раневская - сторонница Трофимова; это более сложный образ, чем все предыдущие. Аня росла в окружении легкомысленной, занятой только собой матери, кутилы–отца и неумного дяди. Её все любили, баловали, но её воспитанием никто не занимался. Несмотря на свои 17 лет, она во многом осталась ребёнком. Под влиянием матери, которую она обожает, в Ане развились чувства восторженности и сентиментальности. Аня Раневская – одна из тех, которые, поверив в правду трудовой жизни, расставались со своим классом. Путь Ани к новой жизни будет крайне трудным. Устремлённая к новой жизни, она по образу жизни и привычкам осталась барышней дворянско–поместного круга. Возможно, что Аня не выдержит новой жизни и отступит перед испытаниями. Но если она найдёт в себе силы, то её новая жизнь будет в учёбе, в просвещении народа и в политической борьбе за его интересы.

Аня Раневская - сторонница Трофимова; это более сложный образ, чем все предыдущие.

Аня росла в окружении легкомысленной, занятой только собой матери, кутилы–отца и неумного дяди. Её все любили, баловали, но её воспитанием никто не занимался. Несмотря на свои 17 лет, она во многом осталась ребёнком. Под влиянием матери, которую она обожает, в Ане развились чувства восторженности и сентиментальности.

Аня Раневская – одна из тех, которые, поверив в правду трудовой жизни, расставались со своим классом. Путь Ани к новой жизни будет крайне трудным. Устремлённая к новой жизни, она по образу жизни и привычкам осталась барышней дворянско–поместного круга.

Возможно, что Аня не выдержит новой жизни и отступит перед испытаниями. Но если она найдёт в себе силы, то её новая жизнь будет в учёбе, в просвещении народа и в политической борьбе за его интересы.

Как представлен образ вишнёвого сада?   Будущее Имение Настоящее Продажа Прошлое Дачи Символ Родины Символ красоты
  • Как представлен образ вишнёвого сада?

Будущее

Имение

Настоящее

Продажа

Прошлое

Дачи

Символ Родины

Символ красоты

О чём же комедия  «Вишневый сад»?       Пьеса «Вишневый сад» о России, о судьбе дворянского класса, о распаде дворянских гнёзд, о разрушении связей между людьми…
  • О чём же комедия «Вишневый сад»?

Пьеса «Вишневый сад» о России, о судьбе дворянского класса, о распаде дворянских гнёзд, о разрушении связей между людьми…