Песенный марафон «Споемте, друзья!» в рамках проведения Недели музыки (для школьников основной школы)
Цель проведения песенного марафона – создать у школьников основной школы целостное представление о песенной культуре середины и второй половины ХХ века, о персоналиях в музыкальном искусстве и об особенностях массовой песни.
Алгоритм проведения песенного марафона: от получения сведений о через историюжизненном и творческом пути композиторов-песенников к осмыслению выразительных и изобразительныхсоздания песен возможностей музыкально-поэтического текста песни и их воплощению в к созданию целостногосольном и хоровом исполнительстве школьников представления об этом времени в России.
Примечание. Каким образом можно организовать проведение песенного марафона «Споёмте, друзья»? Проанализировать состав композиторов-песенников – юбиляров, выбрать одного композитора; затем в каждом классе отобрать 2-3-песни данного композитора (для исполнения в песенном марафоне на основе учета уровня развития певческих возможностей конкретных школьников), которые нужно будет разучить и спеть. Классы определяют (по жребию) последовательность своего участия. Участие в песенном марафоне каждый класс выстраивает следующим образом: коротко и интересно рассказывает о композиторе, авторе слов песни, о культурно-историческом контексте создания песни, затем песню исполняет. Присутствующие оценивают качество исполнения 2- 3 песен каждого классного коллектива. Далее из спетых каждым классом 2-3 песен присутствующие выбирают одну песню, которую хотят выучить (для этого уже при подготовке к марафону нужно создать презентации песен с текстами). Выбранная песня (по желанию присутствующих) разучивается с залом. Таким образом, складывается песенный репертуар для заключительного дня песенного марафона.
Лучшее исполнение отмечается призами (книги о музыке, о композиторах, о культурной жизни страны в ХХ веке, диски с записями этих же песен в исполнении лучших отечественных солистов, ансамблей, хоровых коллективов и т.п.).
В песенном марафоне можно петь соло, дуэтом, ансамблем, хором – главное, чтобы было выразительно и от души!
Песенный марафон может проходить в течение 3-4 дней.
Подведение итогов песенного марафона может сопровождаться размышлениями учащихся основной школы над вопросами: Что мы узнали о нашей стране середины и второй половины ХХ века, о людях искусства этого времени; о мемориальной культуре страны; о событиях этого времени благодаря массовой песне, страницам жизни и творчества композиторов-песенников?
Примерные задания для школьников основной школы (Учитель выбирает задания (из примерных заданий) в зависимости от уровня готовности школьников к их выполнению):
- Прочтите выразительно слова выбранной песни и составьте её исполнительский план. Начните медленно разучивать и петь мелодию песни и соотносите свое пение с исполнительским планом: нужно что-либо изменить, уточнить и т.п.?
- Узнайте об истории создания песни, о её «родителях» – авторах музыки и слов.
- Выберите того, кто будет объявлять песни (как на концерте).
Выберите, кто будет говорить о песне и композиторе на песенном марафоне.
- Создайте команду, которая подготовит текст выступления (можно дать видеоряд о жизни страны в этот период).
- Составьте список песен, сделайте их хронометраж.
Соблюдайте в последовательности песен следующее правило: не располагайте рядом одинаковые по характеру, жанру, стилю и темпу песни.
Примечание для учителя музыки. В процессе подготовки к песенному марафону целесообразно решать сопутствующие задачи: обращаться к выявлению музыкальной формы, в которой написано произведение, состава исполнителей, тембров музыкальных инструментов в сопровождении, средств музыкальной выразительности, которыми создается выразительность и изобразительность в музыке и т.п.
Примечание для учителя литературы и учителя истории. В процессе подготовки к песенному марафону целесообразно проанализировать время написания песен и выстроить с группой ребят текст, содержащий культурно-исторический контекст, который кто-то из них произнесет перед исполнением песни (возможно, на фоне видеоряда).
Материалы для проведения песенного марафона «Споемте, друзья!»
9 января – 95 лет со дня рождения Эдуарда Савельевича Колмановского (1923- 1994) – советского композитора, автора известных песен «Я люблю тебя, жизнь», «Хотят ли русские войны?», «Бежит река», «Вальс о вальсе», песня «Алеша» (музыкальная эмблема города Пловдива, Болгария). Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1963), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974), Народный артист РСФСР (1981), Народный артист СССР (1991).
25 января – 80 лет со дня рождения Владимира Семеновича Высоцкого (1938- 1980) – знаменитого советского поэта, барда, актёра театра и кино, прозаика и сценариста; лауреата Государственной премии СССР (1987 – посмертно). В его репертуаре более 600 песен и около 200 стихов. Тематика песен Высоцкого разносторонняя: баллады, любовная лирика, песни на политические темы, песни юмористические, песни-сказки, песнимонологи, песни-спектакли. Высоцкий дал больше 1500 концертов по всему миру, выпустил 7 собственных альбомов и 11 сборников песен других музыкантов в своем исполнении.
10 февраля – 115 лет Матвею Исааковичу Блантеру (1903-1990) – советскому композитору массовых и военных песен: «До свиданья, города и хаты», «Песня мщения», «В лесу прифронтовом», «Катюша», «Солнце скрылось за горою», «Летят перелетные птицы», «Марш физкультурников». Народный артист СССР. Лауреат Сталинской премии II степени. Герой Социалистического Труда.
4 апреля – 110 лет со дня рождения Сигизмунда Абрамовича Каца (1908-1984), советского композитора. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). Народный артист РСФСР (1980). Сталинская премия III степени (1950) – за песни «Сирень цветёт», «Шумел сурово Брянский лес…», «Как у дуба старого…», «Заздравная», «Стоит утёс».
Родился в Вене, где жила его семья в период в период командировки отца, крупного специалиста по тканям. Семья перебралась в Россию в 1915 г. и обосновалась в Твери.
Свои первые занятия музыкой мальчик начал с Еленой Ветошкиной, ученицей Антона Рубинштейна. Работал в «Синей блузе» (1924-1928), автор музыки «Гимна синеблузников».
В 1925 году поступил в музыкальный техникум Гнесиных. Обучался по классу фортепиано и классу композиции (у Михаила Гнесина). За активное участие в движении «синеблузников» был временно исключён, затем восстановлен и после окончания техникума ещё 2 года занимался в классе композиции Гнесина.
В 1932-1934 годах служил в музыкальном взводе 3-го стрелкового полка Московской Пролетарской дивизии. После службы в армии принят на 3 курс Московской консерватории, которую окончил по классу композиции (1937). Писал музыку к постановкам Московского театра юного зрителя, для цирковых программ, к игровым, документальным и анимационным фильмам.
Автор оперы «Капитанская дочка» (1941), оперетт «Взаимная любовь» (1940), «Я Вам пишу» (1944), «Южная ночь» (1948, совместно с Никитой Богословским), «Чемпион мира» (1950), «Звёздный рейс» (1961), ряда песен.
Мультипликация:
- 1955 – Трубка и медведь
1957 – Тихая пристань
1961 – Заокеанский репортёр
1961 – Окна сатиры
1962 – Кто сказал «мяу»?
1962 – Киножурнал «Фитиль» №5 (сюжет «Юбилей»)
1965 – Приключения запятой и точки
Интернет-источники:
https://www.youtube.com/watch?v=6wORzfEHj2w – Олег Биктимиров «Сирень цветёт» (запись с концерта Ансамбля п/у В. Мещерина «Песни военных лет». 1984 г. Музыка – С. Кац, слова – А. Сурков).
https://www.youtube.com/watch?v=6MFKN-1nw7o – песня «Два Максима». Слова Дыховичного, 1941, в исполнении Ансамбля имени Александрова.
https://www.youtube.com/watch?v=98OFEu4meXw – «Шумел сурово Брянский лес» в исполнении Ансамбля имени Александрова.
https://www.youtube.com/watch?v=vuC6sLkDg2Q – «Здравствуй, столица, здравствуй, Москва». Сл. А. Софронова, 1949, в исполнении детского хора.
Литература: Кац С. Дорогами памяти. Воспоминания. Встречи. Впечатления. Записки композитора. – М.: Советский композитор. 1978. 224 с., илл. Автор книги повествует о своем жизненном и творческом пути, вспоминает о встречах с выдающимися деятелями русской культуры, советского музыкального искусства, с писателями и поэтами. С тонким юмором рассказывает о своем композиторском ремесле.