13
Урок литературы в 5-6 классе
«Песнь о бессловесных друзьях»
Цели урока:
обучающие – познакомить с личностью и творчеством писателя- современника;
развивающие – развитие памяти, навыков выразительного чтения, умения мыслить, рассуждать и анализировать, делать выводы;
воспитательные – интерес к личности писателя, к его произведениям; воспитание добрых чувств (милосердия, сострадания, душевной чуткости и любви к животным, ответственности за свои поступки).
Задачи в процессе подготовки к уроку:
учитель | учащиеся |
Пробудить интерес к стихам Асадова, познакомить с новым для ребят именем в литературе – писателем-современником. | Выбрать стихотворение, близкое душе и вкусам. Выразительное чтение наизусть. Подготовить иллюстрации к понравившимся стихам. Подготовить наглядный материал. |
Организация учебной деятельности на уроке:
учитель | учащиеся |
Рассказ. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Пробуждать интерес к произведениям писателя. Помогать сделать выводы. | Слушание. Рассказывали наизусть стихи. Анализировали, делали выводы. |
Форма урока: рассказ учителя, иллюстрируемый чтением стихов учащимися и рассказом о жизни поэта.
Тип урока: изучение нового материала.
Итог: составление эмоционально-чувственного букета впечатлений, эмоций. Желание прочитать стихи.
Ход урока
Эдуард Асадов… Не все пятиклассники знают кто это. А вернее сказать, не все знают это имя, но его стихи хотя бы раз, но слышали все. Стоит прочесть строки:
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка – хрупкий стебелек.
………………………………………….
И многие тут же ответят: «А! Это слышали!» Это строчки из стихотворения «Трусиха».
Моя любовь к стихам Эдуарда Асадова началась очень давно… я была тогда ещё школьницей, ученицей 6 или 7 класса. Сейчас трудно сказать в каком издании я впервые прочла его стихи, но они запали в душу… книги со стихами Асадова тогда трудно было найти на полках книжных магазинов, поэтому приходилось переписывать понравившиеся стихи в тетрадь. Именно стихи Асадова в эту тетрадь я записала первыми. Потом появлялись новые и новые, каждое из них было дорого по-своему. Это был своеобразный дневник взросления души. Каждое из этих стихотворений связано с определенным этапом в жизни. Стихотворения многих поэтов вписаны в эту тетрадь, но особенно дороги, наверное, все-таки первые – стихи Эдуарда Асадова, а именно:
Бурундучок
Блеск любопытства в глазишках черных,
Стойка, пробежка, тугой прыжок.
Мчится к вершине ствола задорно
Веселый и шустрый бурундучок.
Бегает там он не для потехи –
Трудяга за совесть, а не за страх.
В защечных мешочках, как в двух рюкзачках,
Он носит и носит к зиме орехи.
А дом под корнями – сплошное чудо:
Это и спальня, и сундучок.
Орехов нередко порой до пуда
Хранит в нем дотошный бурундучок.
Но жадность сжигает людей иных
Раньше, чем им довелось родиться.
И люди порою «друзей меньших»
Не бьют, а «гуманно» лишь грабят их,
Грабёж – это все-таки не убийство!
И если матерому браконьеру
Встретится норка бурундучка,
Разбой совершится наверняка
Самою подлою, злою мерой!
И разве легко рассказать о том,
Каким на закате сидит убитым
Хозяин, что видит вконец разрытым
И впрах разоренным родимый дом.
Охотники старые говорят
(А старым охотникам как не верить!),
Что слёзы блестят на мордашке зверя,
И это не только от злой потери,
Сколько обида туманит взгляд.
Влезет на ветку бурундучок,
Теперь его больше ничто не ранит,
Ни есть, ни пить он уже не станет,
Лишь стихнет, сгорбясь, как старичок.
Тоска – будто льдинка: не жжёт, не гложет.
Охотники старые говорят,
Что так на сучке просидеть он может
Порой до пятнадцати дней подряд.
От слабости шею не удержать,
Стук сердца едва ощутим и редок…
Он голову тихо в скрещенье веток
Устроит и веки смежит опять…
Мордашка забавная, полосатая
Лежит на развилке без всяких сил…
А жизнь – в двух шагах с чабрецом и мятою,
Да в горе порою никто не мил…
А ветер предгрозья тугой, колючий
Вдруг резко ударит, тряхнет сучок,
И закачается бурундучок,
Повиснув навек меж землей и тучей…
Случалось сова или хорь встревожит,
Он храбро умел себя защитить,
А подлость вот черную пережить
Не каждое сердце, как видно, может…
1975.
Несомненно, что такие стихи мог написать только очень добрый человек, очень любящий животных, умеющий чувствовать чужую боль, как свою. Много позже я узнала, что это стихотворение входит в поэтический цикл под названием «Песнь о бессловесных друзьях». Давайте послушаем стихи из этого цикла:
Пеликан
Смешная птица пеликан:
Он грузный, неуклюжий,
Громадный клюв, как ятаган,
И зоб – тугой, как барабан,
Набитый прок на ужин…
Гнездо в кустах на островке,
В гнезде птенцы галдят,
Ныряет мама в озерке,
А он стоит невдалеке,
Как сторож и солдат.
Потом он, голову пригнув,
Распахивает клюв.
И, сунув шейки, кк в трубу,
Птенцы в его зобу
Хватают жадно, кто быстрей,
Хрустящих окуней.
А степь с утра и до утра
Все суше и мрачнее.
Стоит безбожная жара,
И даже кончики пера
Черны от суховея.
Трещат сухие камыши…
Жара – хоть не дыши!
Как хищный беркут над землей,
Парит тяжелый зной.
И вот на месте озерка –
Один засохший ил.
Воды ни капли, ни глотка.
Ну хоть лужица пока!
Ну хоть бы дождь полил!
Птенцы затихли. Не кричат.
Они как будто тают…
Чуть только лапами дрожат
Да клювы раскрывают.
Сказали ветры: «Ливню быть.
Но позже, не сейчас».
Птенцы ж глазами просят: «Пить!»
Им не дождаться, не дожить.
Ведь дорог каждый час!
Но стой, беда! Спасенье есть,
Как радость, настоящее,
Оно в груди отца, вот здесь!
Живое и горящее,
Он их спасет любой ценой,
Великою любовью.
Не чудом, не водой живой,
А выше, чем живой водой, -
Своей живою кровью.
Привстал на лапах пеликан,
Глазами мир обвел
И клювом грудь себе вспорол,
А клюв, как ятаган!
Сложились крылья-паруса,
Доплыв до высшей цели,
Светлели детские глаза,
Отцовские – тускнели…
Смешная птица пеликан:
Он грузный, неуклюжий,
Громадный клюв, как ятаган,
И зоб – тугой, как барабан,
Набитый впрок на ужин…
Пусть так. Но я скажу иным
Гогочущим болванам:
- Снимите шапки перед ним,
перед громадным и смешным,
нескладным пеликаном!
А следующее стихотворение о преданных существах, которые всегда рядом с нами. Порою мы, заводя в доме собаку, не думаем о её будущем, а надо бы… Ведь действительно, мы «в ответе за тех, кого приручили». Задумайтесь, пожалуйста, над этим.
Стихи о рыжей дворняге
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но всё же тебя я покину.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: - Что оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз то есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой.
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом покинули тело
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце – чистейшей породы!
Действительно, мы порою не задумываемся о том, что животные, окружающие нас с вами, обладают добрыми, преданными сердцами. И бывает, что они ведут себя гораздо умнее, чем люди… послушайте следующее стихотворение, которое называется
Дикие гуси
(Лирическая быль)
С утра покинув приозёрный луг,
Летели гуси дикие на юг,
А позади за ниткою гусиной
Спешил на юг косяк перепелиный.
Всё позади: простуженный ночлег,
И ржавый лист, и первый мокрый снег…
А там, на юге, пальмы и ракушки
И в тёплом Ниле тёплые лягушки.
Вперед, вперед! Дорога далека,
Всё крепче холод, гуще облака,
Меняется погода, ветер злей,
И что ни взмах, то крылья тяжелей.
Смеркается… Все резче ветер в грудь,
Слабеют силы, нет, не дотянуть!
И тут протяжно крикнул головной:
- Под нами море! Следуйте за мной!
Скорее вниз! Скорей, внизу вода!
А это значит – отдых и еда! –
Но следом вдруг пошли перепела.
- А вы куда? Вода для вас – беда!
Да, видно, на миру и смерть красна,
Жить можно разно. Смерть – всегда одна!
Нет больше сил… И шли перепела
Туда, где волны, где покой и мгла.
К рассвету всё замолкло… Тишина…
Медлительная, важная луна,
Опутав звёзды сетью золотой,
Загадочно повисла над водой.
А в это время из далёких вод
Домой, к Одессе, к гавани своей,
Бесшумно шёл красавец-турбоход,
Блестя глазами бортовых огней.
Вдруг вахтенный, стоявший с рулевым,
Взглянул за борт и замер, недвижим.
Потом присвистнул: - Шут меня дери!
Вот чудеса! Ты только посмотри!
В лучах зари, забыв привычный страх,
Качались гуси, молча, на волнах.
У каждого в усталой тишине
По спящей перепелке на спине…
Сводило горло… Так хотелось есть!..
А рыб вокруг – вовек не перечесть!
Но ни один за рыбой не нырнул
И друга в глубину не окунул.
Вставал над морем искрометный круг,
Летели гуси дикие на юг,
А позади за ниткою гусиной
Спешил на юг косяк перепелиный.
Летели гуси в огненный рассвет,
А с корабля смотрели им вослед, -
Как на смотру – ладонь у козырька,
Два вахтенных – бывалых моряка.
Замечательные строки, не правда ли?
- А какие чувства вызывают у вас эти стихи?
- Какое стихотворение вам понравилось (ли запомнилось) больше всего?
- Что нового вы узнали из них о животных?
- С какими стихотворениями о животных мы с вами уже знакомились в
этом году?
А вот что писал об этих стихах Сергей Баруздин: “Одна из основополагающих черт его поэзии – обостренное чувство справедливости. Воспринимая буквально как своих личных врагов злейшие пороки на земле, ведя по ним шквальный огонь из всех поэтических “огневых средств”, он как бы протягивает дружескую руку испытавшему горе, оскорбленному или попавшему в беду. Люди признательны ему за то, что он сумел выразить и передать их самые сокровенные чувства в минуты сомнений, раздумий, радости, любви.
… Но настоящая высокая любовь не узка, не локальна, она непременно многоцветна и широка. И если у всего прекрасного нет предела, то разве может бытть предел у любви?! И если невозможно, к примеру, восхищаясь звездным небом, оставаться равнодушным, ну скажем, к Венере или к Луне, так невозможно, любя природу, не любить всё живущее на земле. Вот почему у Эдуарда Асадова много стихов, которые буквально “населены всевозможными птицами, бабочками, зверями”.
Так кто же этот человек, любящий всё живущее на земле?
1-й ученик:
Эдуард Аркадьевич Асадов родился 7 сентября 1923 года в г. Мары Туркменской ССР. При своем появлении на этот свет он заявил всему родительскому дому о своём появлении таким жизнерадостным криком, что вокруг зазвенели стекла, а старая акушерка, вздрогнув, сказала: “Ну, этот не помрет!” И действительно, он жил и “не помирал” даже там, где, по всем правилам медицины, должен был, кажется, отправиться к праотцам. Но все это произошло позже, более чем через 20 лет.
Он родился на стыке двух эпох, двух миров, двух цивилизаций, на стыке древнего и нового Востока. В его детских воспоминаниях нашли свое отражение и пионерский галстук, и черная паранджа, и европейский костюм, и красный на вате туркменский халат с черной бараньей папахой, и автомобиль, и длинные караваны верблюдов, и сверкающий в небе самолет, и надрывно стонущий муэдзин.
… Отец его умер рано и неожиданно, в течение трех дней. Врачи поставили неверный диагноз, ибо их ввела в заблуждение его спокойная улыбка и то, что он ни разу не застонал при невероятной физической боли. Отец же считал, что врачи должны все понимать сами, а стонать – это просто не достойно мужчины. Эдику было тогда неполных 6 лет.
2-й ученик:
После смерти мужа его мать не могла больше оставаться в этом городе, и она вместе с сыном уехала на Урал, в Свердловск, где жил её отец, Иван Калустович Курдов, в юности работавший секретарем у самого Н.Г.Чернышевского. вскоре они вместе пошли в “первый класс”. Только мама в качестве учителя, а мальчик – ученика. Правда, учиться он попал не в мамин класс, а в параллельный.
У каждого человека, вероятно, есть “страна своего детства”. Асадов считал такой страной Свердловск, рабочий Урал с его спокойными, строгими, но добрыми людьми, с могучими заводами, бескрайней тайгой и крепчайшими морозами. Здесь он прожил от 6 до 16 лет, а это в юности – целая эпоха. Тут, в 8-летнем возрасте, он написал свое первое стихотворение, полюбил литературу, театр, музыку и вообще искусство. Занимался в драмкружке свердловского Дома пионеров, состоял в активе ТЮЗа. Выступал на партийных и комсомольских конференциях. Как он пишет: “Вовсю бурлила моя армянская энергия и литературная душа!”
Часто он приходил в гости к деду, слушал его немногословные рассказы о революционерах демократах, о Чернышевском и вообще о жизни.
Горячо любила его мать. К каким-то минусам она была снисходительна, но больше всего она не терпела лжи и лени.
Ну а дальше жизнь снова изменилась. Умер дедушка. Маму перевели работать в Москву. На время переезда его отправили в Мары, где и закончил он 8-й класс, а затем перебрался к маме.
3-й ученик:
Началась жизнь, полная новых и ярких впечатлений…
Первое выступление Эдуарда Асадова как поэте состоялось 23 февраля 1940 года в Краснознаменном зале ЦДКА. Первый успех как бы укрепил ростки поэзии в его душе.
Выпускной бал! Вряд ли найдется на земле человек, который не сохранил бы в душе своей навсегда этот единственный в жизни вечер. Выпускной вечер в 38-й московской школе состоялся 14 июня 1941 года. Теплая звездная ночь мягко заглядывала в окна, птицами летали по всем этажам шумные веселые голоса. Мечтали, строили планы, шутили, о чем-то спорили…
В актовом зале сияли все плафоны и люстры, кружились в танце бесконечные пары, над головами звучала песня:
Давай пожмем друг другу руки –
И в дальний путь на долгие года!..
Они танцевали, острили, пожимали друг другу ладони и никак не знали, что со многими расстаются не на месяц, не на год и не на “долгие года”, а навсегда…
22 июня 1941 года над Москвой стоял солнечный яркий рассвет…
перед репродуктором плотная толпа молчаливых людей. На одних лицах – растерянность, а на других – напряжение и суровость. Неторопливый, но взволнованный голос Молотова сообщает о нападении гитлеровской Германии на нашу страну…
Дома на столе лежало два заявления в институт. (“Театр”, “Литература”). Началась война и решать теперь уже надо было совсем иные проблемы. Над страной полетел призыв: “Комсомольцы – на фронт!” Эдуард порвал оба заявления и написал третье с просьбой отправить его добровольцем на фронт. Ему было тогда 17 лет…
Учитель:
И если бы в то памятное утро, утро первого месяца войны, случилось чудо и какой-то пророческий голос вдруг сказал бы: “ Смотри же внимательней. Смотри и запоминай и этот пунцовый букетик гвоздик, и эту пестренькую косынку, и улыбку, и полные слез глаза матери, потому что встретиться в будущем ещё придется, но видишь ты маму в последний раз… В последний раз в твоей жизни…” – то он, ещё не ведавший жизни, наверное, был бы попросту поражен, и ничего бы не понял…
4-й ученик:
Служить Эдуард Асадов попал в подразделение гвардейских минометов. Летом 1941 года под Москвой формировались первые дивизионы и полки знаменитых “катюш”. Оружие это было секретным, и личный состав гвардейских частей состоял в те дни только из коммунистов и комсомольцев. Должность он получил уважаемую и серьезную – наводчик орудия.
В перерывах между боями писал стихи. ( “Письмо с фронта”, “На исходный рубеж”, “В землянке” ).
Весной 1942 года был тяжело ранен командир орудия, и на его место назначили Эдуарда Асадова. А осенью 1942 года с группой товарищей был срочно командирован во 2-е омское гвардейское артминометное училище. За 6 месяцев прошли курс 2-х лет.
В мае 1943 года он успешно сдал экзамены и получил офицерское звание и грамоту за отличные успехи. Впереди – Москва, где ждало распределение по фронтам.
Он шел по военной Москве и узнавал и не узнавал знакомых улиц… Опущенные жалюзи магазинов, бумажные наклейки крест-накрест на стеклах домов, мешки с песком, военные патрули, аэростаты заграждения, вокруг них девчата в военной форме. Обошел знакомые места, посидел на бульваре и … назад. Прощай, мирная юность!
5-й ученик:
И снова на фронт, под станицей Крымской. Затем 4-й Украинский фронт. В боях за Севастополь, утром 4 мая 1944 года Эдуард Асадов был ранен. Это скупые строчки из его биографии.
Учитель:
А вот как об этом вспоминает генерал-лейтенант И.С.Стрельбицкий:
“Эдуарду Асадову шел двадцать первый год, когда он совершил удивительный подвиг. Нет, я не преувеличиваю, назвав его удивительным. Рейс сквозь смерть на старенькой грузовой машине, по залитой солнцем дороге, на виду у врага, под непрерывным артиллерийским и минометным огнем, под бомбежкой – это подвиг. Ехать почти на верную гибель ради спасения товарищей – это подвиг.
Но вот все, что произошло дальше, уже выходит за рамки обычных представлений о подвиге. Любой врач уверенно бы сказал, что у человека, получившего такое ранение, очень мало шансов выжить. И он не способен не только воевать, но и вообще двигаться. А Эдуард Асадов не вышел из боя. Поминутно теряя сознание, он продолжал командовать, выполняя боевую операцию и вести машину к цели, которую теперь он видел только сердцем. И задание выполнил. Выполнил блестяще. Подобного случая я за свою долгую военную жизнь не помню”. ( Из книги “Ради вас, люди”).
5-й ученик:
А потом был госпиталь и 26 суток борьбы между жизнью и смертью. Было плохо, но молодость и жизнь все-таки победили. Впереди будет все. Все, кроме света.
Он вновь стал писать стихи. Писал и ночью и днем, и до и после операции, писал настойчиво и упорно.
Затем была учеба в литературном институте.
“Все о чем пишу, считаю лирикой. Во всякое стихотворение я вкладываю кусочек своей души, каждое – пропускаю через сердце”, - пишет Асадов.
Много стихов написано с тех пор. У стихов Асадова – счастливая судьба, их помнят, любят и носят в сердце вот уже несколько поколений. Более 30 книг, выпущенных за годы творчества, давно уже стали классикой. Такие стихи Асадова, как “Трусиха”, “Стихи о рыжей дворняге”, “Они студентами были”, многие наши современники знают наизусть.