СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Песни борьбы" (горномарийские песни)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена анализу горномарийских песен  периода Великой Отечественной войны. В годы войны песни рождались на стихи горномарийских поэтов, песни рождались  из уст женщин, которые ждали своих любимых из фронта. Темы, образы, содержание песен ис­ключительно полно передают эмоциональ­ную атмосферу военного времени.

Просмотр содержимого документа
«"Песни борьбы" (горномарийские песни)»

Т.К. Данилова

МБОУ «Еласовская СОШ» (с.Еласы)


ПЕСНИ БОРЬБЫ


Статья посвящена анализу горномарийских песен периода Великой Отечественной войны. В годы войны песни рождались на стихи горномарийских поэтов, песни рождались из уст женщин, которые ждали своих любимых из фронта. Темы, образы, содержание песен ис­ключительно полно передают эмоциональ­ную атмосферу военного времени.

Ключевые слова: песни, стихи, горномарийские поэты, Великая Отечественная война, сборники.


Каждую весну мы живём в преддверии самого светлого праздника – праздника Победы. Нынче мы отмечаем 75-летие Победы. Наш народ, горные марийцы, вместе с другими поднялся на защиту Отечества. Не было семьи, которую не затронула бы война.

С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Великая Отечественная война нашла свое отражение в творчестве марийских писателей. С первых же дней жестокой войны наши писатели и поэты встали в ряды защитников Отечества: Пет Першут, К.Беляев, Н.Ильяков, А.Канюшков, Г.Матюковский и др. [Ганичева, 2005: 3-199].


Песни на стихи Константина Беляева

В 1942 году тяжелораненым возвратился с войны поэт-песенник и композитор Константин Беляев, работал в редакции горномарийской районной газеты, выпускал альманах «За Родину». В августе 1944 г. Горномарийский филиал Маргосиздата выпустил его сборник стихов под названием «Юные патриоты». В годы войны стали широко известными его песни «Санитарка», «Герой-пионер», «Запад вецӹн шим пӹл куза…», «Олма садет», «Сäмӹрӹквлäн мыры», «Молодёжный звено», «Частушкывлä» и другие [Беляев, 1970: 72]. «Первое моё музыкальное произведение «Герой-пионер», потом «Цеверӹн код» быстро подхватил народ. Каждая песня имеет свою историю…», — читаем в автобиографии поэта [Беляев, 1990:].

Несомненно, К.Беляев, имея музыкальное образование, записывал народные песни, а некоторые обрабатывал. Так песни обретали новую жизнь.

Песни на стихи поэта Никандра Ильякова

С первых дней войны поэт был призван в ряды защитников Родины. Он был разведчиком-автоматчиком. С боями прошел Украину, Румынию, Польшу, дошёл до Германии. За отвагу и бесстрашие был награждён орденом и медалями.

Любовь к родине, ненависть к её врагам вдохновляли его и в бою, и в литературном творчестве. Большинство его произведений, написанных в фронтовых условиях, опубликованы в дни войны в республиканской и районной печати.

Н.Ильяков систематически переписывался с К.Беляевым, который в одном из писем просит его написать слова для песни:

«Дорогой друг, Никандр…Хотя вы воюете, у вас нет свободного времени, но всё-таки, найдите свободную минутку, Никандр, напишите стихи для песен. Если можете, то и рассказы…» [Ильяков, 1994: 528].

Никандр исполняет его просьбу. Высылает ему для альманаха «За Родину» стихотворение. На слова этого стихотворения рождается песня К.Беляева «Цеверӹн код», ставшая горячо любимой народом. К сожалению, в некоторых сборниках горномарийских песен, в частности в сборнике «Туан сем», авторство слов и музыки приписано К.Беляеву [Соснов, 2000: 15].

Песни на стихи Геннадия Матюковского

В 1943 году 17-летнему студенту второго курса Марийского педагогического института (в годы войны находился в городе Козьмодемьянске) вручили повестку о демобилизации и отправили на фронт. В институте он встретил свою первую любовь, которую пронёс через всю жизнь. Девушка-красавица из лесной марийской деревушки — Елена Королёва. Это ей он посвящает строки, ставшие народной песней, в стихотворении «Носовикет» («Платок»). Стихи были напечатаны в №1 альманаха «Родина верц», а в 1945 году в сборнике его стихов «Сӹнгӹмäшӹн корны доно» («Победной дорогой»). Обработка музыки А.Р.Сидушкиной.

По поводу этой песни возникло недопонимание между Иваном Светловым и Г.Матюковским. В газете «Ленин корны» Г.Матюковский написал статью ««Носовик» мыры гишäн». Приводит цитату из заявления И.Светлова заместителю председателя радиокомитета: «Факты говорят о том, что Г.Матюковский свои стихи «Носовикет» написал, используя мои стихи «Кловой валган носовикет», которые мною были написаны и использованы для песни в 1942 г… Музыкальная обработка моей песни для гуслей гусляршей А.Р.Сидушкиной в 1979 г.» На что Г.Матюковский приводит достоверные факты и опровергает плагиат песни Ивана Светлова «Кловой валган носовикет» [Матюковский, 1988: 3].

В сборнике песен композитора Кузьмы Смирнова «Кырык мары мырывлä» (1961 г.) имеется песня «Кловой валган соты пӹлгом», текст полностью совпадает с текстом стихотворения Г.Матюковского «Носовикет», но ни автор слов, ни автор музыки, ни информатор не указаны [Смирнов, 1961: 80].

Песни на стихи Ивана Светлова

Иван Иванович Светлов с первых дней Великой Отечественной войны сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Карело-Финской границе.

В 1942 году начал сам сочинять музыку. Написал стихотворение и музыку к нему. Эта песня называлась «Кловой тӹрäн носовикет». Это трогательная, волнующая песня о любви. Девушка подарила любимому носовой платок и дала наказ не забывать её ни в боях, ни в походах. Парень даёт слово сберечь свои светлые чувства, крепко бить врага. Песню запели не только в деревне, а во всём Горномарийском районе. Она стала народной, любимой.

В 1946 году на стихи Ивана Светлова К.Беляев сочинил музыку. Так родилась популярная в народе песня «Сола лошты шӹнзӹш клубна». В мирное время он продолжал писать на военную тему.

Народные песни военных лет сочинялись женщинами. Содержание многих песен гласит: мой любимый далеко на фронте бьёт врага, а я ему пишу письма, жду его; возвращайся с победой, а я здесь, на колхозной работе, приближаю победу своим ратным трудом. Как отмечает фольклорист Виталий Александрович Акцорин, «На основе стихотворений, близких по эстетике и поэтике к народной песне, народ создавал свои мелодии в традициях мелодичной, распевной песни. При этом терялось и забывалось имя поэта. Песня начинала бытовать как народная. Народными песнями становятся лирические стихотворения Н.Ильякова, Г.Матюковского, И.Светлова, П.Першута и других…» [Акцорин, 2005: 21].

Каждое время рождает свои песни. Но они не уходят вместе с породившим их временем, а остаются, волнуют и тревожат. Песня приходила между делом, когда возникала в ней потребность, становилась выразительницей чувств человека. Темы, образы, содержание песен ис­ключительно полно передают эмоциональ­ную атмосферу военного времени. В песнях представлены все оттенки героики и лири­ки военных лет: высокая гражданская пози­ция и патриотизм, дух мужества и борьбы (К.Беляев «Герой-пионер», «Санитарка», «Кужы курыман, партий, ли!»); любовь к родному очагу и женщине (Г.Матюковский «Носовик»); песня-шутка, создающая ат­мосферу молодецкого задора и веселья (К.Беляев «Масак агыл, ямак агыл»; частушка, написанная на злобу дня (К.Беляев «Частушкывлä»).

Во время Великой Отечественной войны горномарийская народная песня пополнялась за счёт заимствования и перевода русских песен. Песни очень мелодичны и легко запоминаемы, поэтому стали любимы народом. В настоящее время эти песни исполняются представителями старшего поколения. Среди молодёжи обращение к песням военных лет наблюдается в коллективах художественной самодеятельности [Акцорин, 2005: 22].

Песни периода Великой Отечественной войны можно найти в сборниках В.М.Васильева «Марийские народные песни» [Васильев, 1991: 278-283], К.А.Смирнова «Кырык мары халык мырывлä» [Смирнов, 1961: 69-85] и др.

Песни были одним из оружий нашей Победы.

Литература

  1. Беляев К. И. Аргамак. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1970.72 с.

  2. Васильев В. М. Марийские народные песни: Песни. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1991. 304 с.

  3. За Родину: Тематический сборник, посвящённый памяти писателей-фронтовиков Горномарийского района: [Составитель Ганичева А.М.]. Йошкар-Ола, 2005. 200 с.

  4. Ильяков Н. Ф. Айырен нäлмӹ произведенивлä. I том: Поэзи / Ген. Матюковский поген. Йошкар-Ола: Мары книга издательство, 1992. 520 с.

  5. Ильяков Н. Ф. Искусствыш ашкыл // Айырен нäлмӹ произведенивлä. 3 том: Проза, Драма: Шайыштмашвлä, повестьвлä, пьесывлä, äшӹндарӹмäшвлä / Ген. Матюковский поген. Йошкар-Ола: Мары книгä издательство,1994. 616 с.

  6. Матюковский Г. И. Айырен нäлмӹ лыдышвлä дä поэмывлä. Йошкар-Ола: Мары книгä издательство, 1996. 295 с.

  7. Матюковский Г. И. «Носовикет» мыры гишäн // Ленин корны. 1988 и. 26 ноябрь.

  8. Песни горных мари. Кырык мары халык мырывлä / Свод марийского фольклора. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ им. В. М. Васильева, 2005. 512 с.

  9. Светлов И. Мыры – шум, мыры – тäнг: мыры äршäш, лыдышвлä: [Р. Т. Капитонова, Р. В. Капитонов, Л. А. Калинина йäмдӹленӹт]. Йошкар-Ола, 2018. 256 с.

  10. Смирнов К. Кырык мары мырывлä. Йошкар-Ола: Мары книгä издательство, 1961 и. C.69-85/

  11. Туан сем. / [А.Соснов цымырен]. Йошкар-Ола: Мары Эл Республикын культура министерствыжы, 2000. 113 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!