2. Актуализация опорных знаний | В этом году вы начали путешествовать по разным странам мира, давайте вспомним с какими странами мы успели с вами познакомиться: Россия, Украина, Белоруссия, Польша, Италия, Австрия и сегодня мы с вами продолжим знакомиться с Австрией, которая дала миру замечательных композиторов. Вспомним каких? Какие произведения этих композиторов вам известны? Австрия-это европейское государство, имеет небольшую территорию, которое граничит со следующими странами: Австрия дала миру величайших композиторов это: В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен, Й. Гайдна | Россия, Украина, Белоруссия, Польша, Италия, Австрия Перечисляют произведения известные Смотрят на карту Австрии | Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности; Формировать навыки осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке Формировать эмоционально-осознанное отношение к музыкальному искусству. | Словесный метод (диалог) Рассказ |
3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания 3.2.1. Восприятие 3.3. Первичное закрепление (проходит после каждого вида музыкальной деятельности) 3.2.2. Вокально-хоровая работа 3.2.3.Музыкально-ритмические движения 3.2.5. Творческое задание 3.4. Повторение и включение в систему знаний | - На этом уроке мы продолжим знакомиться с музыкальной культурой Австрии, но только 19 века. Это совсем другая эпоха, связанная с новыми именами и новыми музыкальными традициями. Посмотрите на слайд. Как вы думаете, о каких новых традициях пойдет речь? -Совершенно верно! Но в творчестве какого композитора мы это увидим, узнаем, когда разгадаем ребус. -Какое слово получилось? -Верно! Мы познакомимся с творчеством австрийского композитора 19 века Франца Шуберта, с его песнями и танцами. Франц Шуберт родился в пригороде Вены. Его творческая жизнь была связана с этим -городом. Откройте учебники на стр.58 давайте прочитаем о жизни этого композитора. Главным жанром творчества Шуберта стала песня. Её герои – простые люди с их переживаниями, радостными и грустными. Одна из песен композитора называется «В путь». Это первая песня вокального цикла «Прекрасная мельничиха», в который вошли 20 песен. В ней поется о юноше, отправившемся в долгое странствие навстречу новым испытаниям, встречам, радостям и горестям. Послушайте эту песню. Это музыкальный рассказ о первой встрече. О чем рассказывает песня? Какое настроение господствует в песне? Послушайте ещё раз начало песни, опишите мелодию, какая она. Чему подражает звучание ритма? Чтобы ощутить движение мелодии воспользуемся приемом пластического интонирования.
Что мы видим на слайде? В 19 веке стал популярным танец вальс. Австрийцам этот танец был особенно близок, ведь Австрия – родина вальса. Поначалу вальсы представляли собой музыкальные миниатюры. Шуберт является автором около 400 танцевальных миниатюр. Миниатюрный – маленький, изящный. Послушайте 2 вальса Шуберта, определите характер музыки. Изменялась ли музыка на протяжении звучания миниатюры? Музыка изменялась один раз на протяжении всего звучания, каждый вальс состоит из двух разделов, двух частей. И вы это услышали. Музыкальная форма, в которой две части объединяются в целое, называется двухчастной формой.
Давайте встанем и выполним физкультминутку. Отлично! Ребята, а сейчас я предлагаю вам вспомнить песню «Большой хоровод» -Прослушайте её. -Теперь давайте исполним её все вместе -По рядам куплеты. А теперь вернемся к музыке Шуберта, познакомимся с ещё одной миниатюрой, послушайте «Музыкальный момент». Как вы думаете, почему произведение так названо? Какое настроение вызвала эта музыка? Черты какого танцевального жанра явно ощутимы в его звучании? Франца Шуберта называют первым композитором-романтиком. 19 век называют эпохой романтизма. Его музыка передает самые искренние чувства, присущие человеку. Давайте назовем, какие произведения создавал композитор? Какая музыка характерна для романтизма?
Сейчас я вам включу песню Франца Шуберта «В путь», а вы должны раскрасить картинку теми цветами, которые вы услышите в музыке. -Почему использовали такие цвета?
-Давайте вспомним, с каким композитором мы познакомились на уроке? -Какой жанр был главным в творчестве Франца? - С какими произведениями этого композитора мы познакомились? | Слушают учителя -О новых жанрах музыки, песнях танцах. -Шуберт -Читают о жизни композитора Настроение радостное, безмятежное, светлое. Песня звучит неторопливо, но ощущается постоянное движение водяной мельницы. Музыка передает движение времени, скоротечного пути, в который отправился юноша. Выполняют задание - пластически интонируют мелодию. Мелодия все время движется то вверх, то вниз – волнообразная Аккомпанемент очень быстрый, без пауз и остановок, отражает крутящееся колесо мельницы. На слайде видим танцующих людей. Записывают в тетрадь понятие: миниатюра –произведение искусства маленькой формы Слушают музыкальные миниатюры. Музыка нежная, проникновенная, напевная, плавная. Мелодия немного изменялась, но не было сильного разъединения. Общее настроение нежности, проникновенности сохранялось. Музыка изящная, легкая, танцевальная. Передает настроение композитора, когда он сочинял музыкальное произведение, в тот момент. Ощущаются черты вальса. Шуберт создавал песни, вокальные циклы, миниатюры, вальсы. Этот танец стал популярным в 19 веке. Для романтиков характерна выразительная, эмоциональная музыка. Очень много создавалось произведений для фортепиано. Ведущие жанры – вальс и песня. Раскрашивают Отвечают на вопрос. Отвечают на вопросы учителя | Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности; Развивать умение анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер музыки; Познакомить с биографией композитора Ф. Шуберта Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности Развивать умение анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер музыки; Развивать умение анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер музыки; Познакомить с биографией композитора Ф. Шуберта Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности; | Рассказ Беседа Работа с учебником Восприятие Диалог Анализ Рассказ Слушание Исполнение Слушание Творческая работа Устный опрос |