А.Ю. Инякова
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Т. Н. Литовченко
ПЕСНИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
В РЕПЕРТУАРЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В последнее десятилетие XX века в нашей стране существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного образования. Такие явления, как демографический спад, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, уменьшение детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, падение интереса родителей к музыкальному образованию, определили уменьшение числа детей, поступающих в учреждения дополнительного музыкального образования. Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию музыкального, художественного, эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Домов творчества детей и молодежи, клубов и студий.
Человек наделен от природы особым даром - голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат -необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Задачи, которые решает современное дополнительное музыкальное образование на уроках вокала и хорового пения:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, воспитание художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия учениками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно - образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально - творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально - пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Список использованных источников:
Безбородова, Л. А. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях». - Академия. - 2002 г.- с. 416.
Школяр, Л. В. Теория и методика музыкального образования детей - ФЛИНТА - НАУКА. - 1998 г.