Тема. Песни зимнего цикла
Цель: познакомить учащихся с песнями зимнего цикла – «Здравствуй, гостья-зима», «Как на тоненький ледок»; учить чисто интонировать мелодию, подпевая голосу учителя и под аккампонемент, выразительно артикулировать все звуки текста; расширять и обогащать знания о зимних явлениях в природе и в деятельности человека; формировать умения слушать музыку и рассказывать о своих впечатлениях от неё; воспитывать любовь к музыке, интерес к музыкальной деятельности, к природе и родному краю.
Оборудование: аккордеон, ноутбук, фонограммы песен, альбом фоторепродукций картин русских художников, загадки о зиме.
Ход занятия
Учитель. Здравствуйте, дети!
Дети. Здравствуйте!
Учитель. Поиграем в музыкальную игру - я пою фразу, вы повторяете за мной:
-Встретились мы снова (дети повторяют).
-Слушать музыку и петь мы всегда готовы! (дети повторяют).
Ребята, когда я сегодня шла в школу, я любовалась природой: « Ах, что за дивная пора настала! Так хочется разбежаться и съехать с горки, ловить на ладошку красивые снежинки, слушать, как скрипит под ногами снег и хрустит замершая в лужицах вода…И я подумала о том, а знают ли про это дети? (ответы детей). Вот посмотрите, как изобразили эту дивную пору русские художники Шишкин, Саврасов, Суриков, Васнецов (дети рассматривают фотоальбом, обмениваются впечатлениями). И загадки я знаю об этой дивной поре. Отгадаете – услышите песни об этом времени года…
Загадки:
В холодный день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовет
Синий крепкий гладкий…
(Лед)
Снежный шарик сделать можно,
Это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки:
Для игры нужны…
(Снежки)
Много снега во дворе —
Вот забава детворе!
Ходим по снегу. На ножки
Все надели мы…
(Сапожки)
Пальцы в них не замерзают.
Как в чехольчиках, гуляют.
С холодом сыграем в прятки,
Спрячем ручки мы в…
(Перчатки)
Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает…
(Снеговик)
По сугробам возле речки
Едут длинные дощечки,
Ищут горочки повыше.
Назови дощечки!
(Лыжи)
Учитель. Так скажите, ребята, как называется это время года, эта дивная пора?
Дети. Зима!
Звучат песни «Здравствуй, гостья-зима», «Как на тоненький ледок».
Учитель проводит с учащимися беседу « Расскажи о песнях».
Учитель. Ребята, вам понравилась песни? А вы хотите научиться так красиво петь? (ответы детей).
Сегодня на занятии мы начнём разучивать эти песни, а самые лучшие исполнители будут выступать на Новогоднем празднике. Вы будете настоящими артистами, которые выступают на сцене. А также вас ждет очень веселая игра. Что нужно сделать, прежде чем начать пение? (настроить голоса, сделать «зарядку для горлышка»).
Настройка певческих голосов.
-Упражнения для дыхания по методике А.Н. Стрельниковой: «Свечка», «Ладошки», «Кошечка», «Спускаем шарик», «Обними плечи»;
-дыхательная гимнастика (короткий вдох через нос – выдох на счёт, короткий вдох – выдох на счёт с произношением звуков «у», «о», «а», «и»);
-игра-распевание «Флажок» (пение небольших народных попевок «Ходит зайка по саду», «Андрей-воробей» с передачей флажка от ребёнка к ребёнку).
Подпевание и пение.
Учитель. Разобьём песню «Здравствуй, гостья-зима» на несколько частей –фраз, чтобы легче и быстрее запоминалось (показывает и играет мелодию на аккордеоне, дети поют с учителем 1 и 2 куплеты несколько раз).
Игра «Кто лучше споёт 1 куплет, 2 куплет»
Учитель. А сейчас физкультминутка
Все подняли руки - раз!
На носках стоит весь класс,
Два - присели, руки вниз,
На соседа повернись.
Раз! - И вверх,
Два! - И вниз,
И к соседу повернись.
Будем дружно мы вставать,
Чтобы ногам работу дать.
Раз - присели,
Два - поднялись.
Кто старался приседать,
Может уже отдыхать.
У меня спина прямая, - дети встают и расправляют плечи
Я наклонов не боюсь - наклоны вперед.
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
Поворачиваюсь. - делаем повороты.
Раз - два, три - четыре.
Три - четыре, раз - два.
Я хожу с осанкой гордой. - поворачиваются в стороны
Прямо голову держу, - поклон вперед
Никуда я не спешу. - руки за спину и ходьба на месте
Раз - два, три - четыре, - повороты туловищем
Три - четыре, раз - два. - снова ходьба на месте
Я могу и поклониться. - поклон
И присесть, и наклониться, - приседание и поклон вперед
Повернись туда - сюда! - повороты
Ох, прямешенька спина!
Раз - два, три - четыре, - повороты туловищем
Три - четыре, раз - два. - снова ходьба на месте.
Учитель. А вот следующую песню узнайте по инструментальному сопровождению (звучит фонограмма песни «Как на тоненький ледок»)
Эта песня исполняется по-другому - весело, задорно.
Исполнение песни учителем.
Игра на запоминание текста «Эхо».
Подпевание и пение песни.
Рефлексия.
Учитель. Что вы нового узнали сегодня? Что запомнилось больше всего? Что понравилось больше всего?
А теперь выразите свое настроение, удовлетворенность занятием: если вы довольны – большой палец вверх, если недовольны – вниз!
Учитель под музыку благодарит детей и прощается с ними.