СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Песня про купца Калашникова», ее герои

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

История создания песни "О купце Калашникове". Образы героев песни

Просмотр содержимого документа
««Песня про купца Калашникова», ее герои»


 ТЕМА: «ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА» М. Ю. ЛЕРМОНТОВА,

ЕЕ ГЕРОИ

Целиучить ориентироваться в тексте, отвечая на вопросы, анализировать его; отметить связь «Песни…» с народным творчеством.



Этап выявления восприятия. Беседа о прочитанном.

Трудно ли вам было читать?

Что было непонятно?

О чем повествуется в каждой части?

Какие события произвели на вас наибольшее впечатление и почему?

Какие события в «Песне..»  считаете основными?

Назовите главных действующих лиц.

Как поэт оживляет далекое прошлое?

Устно нарисуйте обстановку, в которой гусляры исполняют свой рассказ.

 Смысл вопросов в том, чтобы обратить внимание учеников на особенности композиции поэмы и привести их к мысли, что повествование Лермонтов неслучайно передал гуслярам: они, люди из народа, со своих позиций оценивают людей и события.

Перейдем к изучению темы нашего урока - "Песня про Ивана Васильевича.....". Это произведение написано в 1837 году. Главной особенностью является жанр. "Песня..." напоминает эпические фольклорные сказания, где события показаны достаточно достоверно. такой жанр называют историческая поэма.

-Что такое поэма7 (Поэма - это поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический.)

Несмотря на то, что поэма названа исторической, Лермонтов при ее написании не опирался ни на какой источник. Поэтому сюжет выдуман автором.

- А что же тогда в ней исторического? (В поэме присутствуют исторические персонажи - царь Иван Васильевич, а также его слуги. К тому же Лермонтов изобразил быт и порядок того времени.0


Анализ первой главы. Сцена пира у Ивана Грозного.

-Как изображен Иван Грозный? Меняется ли настроение государя?  Почему?

-Как пирует царь Иван Грозный?

-Как расположены гости  за столом? Что свидетельствует о том, что такое расположение  гостей за  столом у царя – давно заведенный порядок?

-Кто такой Кирибеевич? Какое впечатление он произвел на вас?

-А что привлекает гусляров в Кирибеевиче?

-Как  ведет себя Кирибеевич на пиру у Ивана Грозного? Почему?

- О чем, по мнению царя, может горевать добрый молодец?

-Какую помощь предлагает Иван Грозный Кирибеевичу?

-Докажите, что молодой опричник охвачен страстью. Прочитайте, как он говорит о полюбившейся ему женщине. Нет ли доли лжи в портрете героини, нарисованном опричником?

-О чем умалчивает Кирибеевич  за столом у царя и почему? Какой нравственный закон он преступает?

Комментарий. При анализе первой главы обращается внимание на сложность характеров являющихся в ней  лиц. Для ответов на поставленные вопросы обучающиеся отбирают цитатныйматериал.

Анализ второй главы.

Во второй главе гусляры передают свой рассказ Алене Дмитриевне.

- Почему о встрече с Кирибеевичем повествует сама оскорбленная женщина ?

-Дайте характеристику купцу Калашникову. Какой он?

-Почему, не застав дома молодой  жены, купец «смутился тогда думой крепкою»?

- Как отреагировал  Калашников на произошедшее с женой? Как это его характеризует? Почему так сурово, даже грубо обращается купец к своей молодой жене?

-Почему Алена Дмитриевна называет мужа своим «государем» и умоляет отомстить  обидчику?

-Любит ли Степан Парамонович свою жену? А Кирибеевич?

Анализ эпизода. Бой на Москве-реке. Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича.

-Почему купец Калашников принимает решение биться с царским опричником?

-Почему позор женщины — это позор и её мужа, и всей семьи?

- Почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно?

-Как ведёт себя Кирибеевич перед началом поединка? Кому он кланяется? Как посмеивается над «плохими бойцами»?

-Как ведёт себя Степан Парамонович? Кому он кланяется? Как отвечает на хвастливый вопрос Кирибеевича?

-Где ищет помощи Калашников? (Ищет помощи у своей семьи, братьев: «Мы тебя, родного, не  выдадим».)

-Почему Степан Парамонович призывает братьев вступиться за честь семьи, если Кирибеевич его побьёт? Подтвердите ответ цитатой из реплики братьев.


- Как отвечает Калашников на грозный вопрос царя?

-Каким представляется нам царь Иван Грозный?

(Грозный казнит Калашникова и одновременно даёт льготы его братьям-купцам. В народной традиции царь предстаёт перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. Поясним слово «позорною» в выражении «смертью лютою, позорную»: «позорною» означает «прилюдною», то есть купца казнили на глазах у всех людей. Что запрещали правила кулачного боя? Они запрещали убивать противника, убивать человека. Значит, прав был царь, когда казнил Калашникова? У купца не было иного выхода, как только убить противника и превратить это зрелище в суд чести. Он не скрывал, что не будет шутить, что собирается отомстить. Он не просто мстит, а выступает против произвола. Калашников потом казнен без суда и следствия. Что же обещал царь ему?




-Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника?

-Как гибнет каждый из них и какую память о себе оставляет?

-Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою? Справедливо ли он поступил? Помиловал бы царь Калашникова, если бы тот сказал, за что убил Кирибеевича?

-Прочитайте, как схоронили Калашникова, как ведут себя люди у его могилы.

Заключительное слово учителя: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» сложена в назидание людям, наделенным властью и могуществом, правом решать судьбы других людей.

Ираклий Андроников, исследователь творчества М.Ю. Лермонтова писал:

«Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало глубоко современно. Только что на дуэли с царским «опричником» погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить честь жены и своё

Домашнее задание.

1.Выберите и запишите постоянные эпитеты, которые рисуют образы Кирибеевича и Калашникова. Что сближает Кирибеевича и Калашникова? Что определяет глубокое своеобразие каждого из них?

2.Подготовьте выразительное чтение кулачного боя или словесно нарисуйте портрет Кирибеевича и Калашникова во время кулачного боя.



«

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!