СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Песочная игротерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практический материал использования песочной игротерапии для развития речи дошкольников с ТНР (ОНР)

Просмотр содержимого документа
«Песочная игротерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»

Песочная игротерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи Выполнила: Учитель-логопед Минакова Ирина Михайловна РМ ДОУ Мошковский детский сад № 3 «Улыбка» комбинированного вида

Песочная игротерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи

Выполнила: Учитель-логопед Минакова Ирина Михайловна РМ ДОУ Мошковский детский сад № 3 «Улыбка» комбинированного вида

  • В детском саду логопедом я работаю 14 лет. Все большее количество в логопедической группе детей с ОНР. Все чаще на практике речевое нарушение сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов (церебрастенический синдром, проявляющийся в виде повышенной истощаемости и эмоциональной неустойчивости, гипертензионно-гидроцефальный синдром, для которого характерно быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, двигательная расторможенность. Особенности поведения: выраженный негативизм, агрессивность, драчливость, конфликтность, повышенная впечатлительность, навязчивые страхи, повышенная обидчивость, ранимость. У многих детей выражены нарушения внимания, памяти. Игра очень часто соответствует более младшему возрасту. Недостаточно развита мелкая моторика.
  • Проблемы в общении.
  • Практикующие логопеды постоянно ищут новые методы, подходы в работе, чтобы добиться эффективного результата. Прочитав книгу Ленор Штейнхард «Юнгианская песочная психотерапия», я «заболела» созданием песочницы. Стала искать материал на данную тему. В журнале «Школьный психолог» прочитала статью «В гостях у песочной феи». Больше всего подкупает то, что занятия в песочнице приносят удовольствие. Ребенку предоставляется возможность строить свой мир, ощущая себя творцом.
  • Психологи и психотерапевты еще вначале прошлого века предприняли попытки как-то использовать потенциал игр на песке в лечебных целях. И сегодня песок продолжает привлекать психотерапевтов разных направлений. Песок используют в качестве одного из методов работы специалисты многих стран. Олег Паппе считает, что это самостоятельный метод.
Игры в песочнице – одна из форм естественной деятельности ребенка. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходит игра с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Самое главное – ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множество жизненных ситуаций. В песочнице один сюжет меняет другой, следуя законом бытия: все приходит и все уходит, старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения ребенок достигает состояния душевного равновесия.
  • Игры в песочнице – одна из форм естественной деятельности ребенка. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходит игра с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Самое главное – ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множество жизненных ситуаций. В песочнице один сюжет меняет другой, следуя законом бытия: все приходит и все уходит, старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения ребенок достигает состояния душевного равновесия.
Занятия в песочнице:   Усиливают желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.  Мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта» Развиваются все познавательные функции, (восприятие, внимание, память, мышление), речь и моторика. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, развивается сюжетно-ролевая игра и коммуникативные навыки ребенка. Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особенными» детьми. Развивается более позитивная Я-концепция. Помогает ребенку стать более ответственным в своих поступках и действиях. Помогает выработать большую способность к самопринятию. Овладеть чувством контроля. Развивать сензитивность к процессу преодоления трудностей. Развивать самооценку и обрести веру в самого себя.

Занятия в песочнице:

  • Усиливают желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • Мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»
  • Развиваются все познавательные функции, (восприятие, внимание, память, мышление), речь и моторика.
  • Совершенствуется предметно-игровая деятельность, развивается сюжетно-ролевая игра и коммуникативные навыки ребенка.
  • Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особенными» детьми.
  • Развивается более позитивная Я-концепция.
  • Помогает ребенку стать более ответственным в своих поступках и действиях.
  • Помогает выработать большую способность к самопринятию.
  • Овладеть чувством контроля.
  • Развивать сензитивность к процессу преодоления трудностей.
  • Развивать самооценку и обрести веру в самого себя.
У ребенка рождается и усиливается чувство доверия, принятия и успешности. Устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком, а это укрепляет доверие ребенка к миру. Происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения. Взаимодействуя со взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в социуме. Взрослый становится для ребенка проводником в освоении знаний умений и навыков об окружающем мире.
  • У ребенка рождается и усиливается чувство доверия, принятия и успешности.
  • Устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком, а это укрепляет доверие ребенка к миру.
  • Происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения.
  • Взаимодействуя со взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в социуме.
  • Взрослый становится для ребенка проводником в освоении знаний умений и навыков об окружающем мире.
Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к окружающим. Игра для детей – средство коммуникации. «Отыграть» свой опыт и чувства – естественная оздоровляющая деятельность. Игры в песке дают средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Чувства и установки, которые ребенок, возможно. Боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в психики человека».
  • Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к окружающим. Игра для детей – средство коммуникации. «Отыграть» свой опыт и чувства – естественная оздоровляющая деятельность. Игры в песке дают средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Чувства и установки, которые ребенок, возможно. Боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в психики человека».
Совершение манипуляций с поверхностью песка (дети делают отпечатки, рисуют на поверхности, заполняют песком формочки). Проникновение в толщу песка (роют ямки, норки, пещерки, прячут в песок предметы, раскапывают «секреты» и «клады». Создание композиций и сюжетов.
  • Совершение манипуляций с поверхностью песка (дети делают отпечатки, рисуют на поверхности, заполняют песком формочки).
  • Проникновение в толщу песка (роют ямки, норки, пещерки, прячут в песок предметы, раскапывают «секреты» и «клады».
  • Создание композиций и сюжетов.
Занятия в песочнице строим поэтапно пробуждение у ребенка интереса; - знакомство со свойствами сухого и мокрого песка; - обучение специальным движениям (строим заборы, лепим пирожки); Решаем следующие задачи:  Развитие тактильных ощущений, моторики рук, внимания, связанного с координацией движений, развитие речи, памяти, мышления.

Занятия в песочнице строим поэтапно

  • пробуждение у ребенка интереса;
  • - знакомство со свойствами сухого и мокрого песка;
  • - обучение специальным движениям (строим заборы, лепим пирожки);
  • Решаем следующие задачи:

Развитие тактильных ощущений, моторики рук, внимания, связанного с координацией движений, развитие речи, памяти, мышления.

2 этап: Развитие предметно-манипулятивной игры и переход к сюжетно-ролевой.  Решаем следующие задачи: Развитие коммуникаций, развитие пространственной ориентировки

2 этап:

  • Развитие предметно-манипулятивной игры и переход к сюжетно-ролевой.

Решаем следующие задачи:

Развитие коммуникаций, развитие пространственной ориентировки

3 этап: Познавательные игры на песке Решаем следующие задачи: Закрепление представлений об окружающем мире

3 этап:

  • Познавательные игры на песке
  • Решаем следующие задачи:
  • Закрепление представлений об окружающем мире
Игры и упражнения На первом этапе знакомим с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействие с песком. «Здравствуй, песочек» (по-разному дотрагиваемся до песка, каждым пальчиком, ладошкой, кулачком. Перетираем песок между пальцами, ладонями; ребенок с закрытыми глазами угадывает на кокой пальчик взрослый сыплет песок. «Оставляем следы» (ползут змейки, жуки, прыгают зайцы, идут медведи) ребенок оставляет самые разнообразные следы, придумывает названия для того, кто оставил загадочные следы (развиваем воображение) Знакомясь со свойствами песка, дети учатся сравнивать, анализировать и делать выводы. «Упражнение на дыхание» (сдуть песчинки через трубочку от коктейля)

Игры и упражнения

  • На первом этапе знакомим с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействие с песком.
  • «Здравствуй, песочек» (по-разному дотрагиваемся до песка, каждым пальчиком, ладошкой, кулачком. Перетираем песок между пальцами, ладонями; ребенок с закрытыми глазами угадывает на кокой пальчик взрослый сыплет песок.
  • «Оставляем следы» (ползут змейки, жуки, прыгают зайцы, идут медведи) ребенок оставляет самые разнообразные следы, придумывает названия для того, кто оставил загадочные следы (развиваем воображение)
  • Знакомясь со свойствами песка, дети учатся сравнивать, анализировать и делать выводы.
  • «Упражнение на дыхание» (сдуть песчинки через трубочку от коктейля)
«Выложи узор» (на песке выкладываются узоры из пуговиц, геометрических фигур, ракушек и. т. д. в заданной последовательности; развиваются сукцессивные процессы. «Закрепляем геометрические фигуры» (рисуем на мокром песке фигуры, угадай, что я нарисовала, меняемся ролями с ребенком). «Графический диктант», «Полянки» ( закрепляем ориентировку в пространстве, предлоги; ребенок ищет домик для героя, клад по карте-схеме) «Узнай на ощупь» (ребенок с закрытыми глазами отгадывает спрятанное «Учим цифры, буквы» (лепим из песка, закапываем, откапываем и лучше запоминаем) Ребенок без страха пишет буквы, фигуры, если не получится, всегда можно исправить. Песок дает право на ошибку и ее исправление. Причем, исправление ошибки приносит чувство радости, а не досады «Буква сломалась» (превращаем одну букву в другую; профилактика оптической дисграфии)
  • «Выложи узор» (на песке выкладываются узоры из пуговиц, геометрических фигур, ракушек и. т. д. в заданной последовательности; развиваются сукцессивные процессы.
  • «Закрепляем геометрические фигуры» (рисуем на мокром песке фигуры, угадай, что я нарисовала, меняемся ролями с ребенком).
  • «Графический диктант», «Полянки» ( закрепляем ориентировку в пространстве, предлоги; ребенок ищет домик для героя, клад по карте-схеме)
  • «Узнай на ощупь» (ребенок с закрытыми глазами отгадывает спрятанное
  • «Учим цифры, буквы» (лепим из песка, закапываем, откапываем и лучше запоминаем)
  • Ребенок без страха пишет буквы, фигуры, если не получится, всегда можно исправить. Песок дает право на ошибку и ее исправление. Причем, исправление ошибки приносит чувство радости, а не досады
  • «Буква сломалась» (превращаем одну букву в другую; профилактика оптической дисграфии)
Обучаем графическим способам обозначение эмоций человека «На что похоже?», «Дорисуй», «Преврати» (развитие воображения) Игры на ознакомление с окружающем (закрепляем лексические темы «Овощи», «Звери», «Птицы» и. т. д. песочницу делим на две половины: сад-огород, лес-двор, дети дифференцируют предметы) Закрепляем деление слов на части (песочницу делим на клумбы, в первой «садим» цветы из двух частей роза, пион, а в другой «садим» цветы из трех частей ромашка, василек). Обыгрываем диалоги, сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», ребенок учится соотносить речь с движением персонажей. Работает в подгруппе дети учатся: - организовывать совместную игру, - принимать и исполнять роль, - общаться с другими, - «слушать» свои чувства и переживания и высказывать свои мысли. Решаем такие задачи: - Развиваем фантазию и образное мышление - Способствуем проявлению эмпатии - Побуждаем к активным действиям -Совершенствуем навыки общения - Стимулируем развитие коммуникативной функции речи через обогащение и расширение речевых диалогов
  • Обучаем графическим способам обозначение эмоций человека
  • «На что похоже?», «Дорисуй», «Преврати» (развитие воображения)
  • Игры на ознакомление с окружающем (закрепляем лексические темы «Овощи», «Звери», «Птицы» и. т. д. песочницу делим на две половины: сад-огород, лес-двор, дети дифференцируют предметы)
  • Закрепляем деление слов на части (песочницу делим на клумбы, в первой «садим» цветы из двух частей роза, пион, а в другой «садим» цветы из трех частей ромашка, василек).
  • Обыгрываем диалоги, сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», ребенок учится соотносить речь с движением персонажей. Работает в подгруппе дети учатся: - организовывать совместную игру, - принимать и исполнять роль, - общаться с другими, - «слушать» свои чувства и переживания и высказывать свои мысли.
  • Решаем такие задачи:
  • - Развиваем фантазию и образное мышление
  • - Способствуем проявлению эмпатии
  • - Побуждаем к активным действиям
  • -Совершенствуем навыки общения
  • - Стимулируем развитие коммуникативной функции речи через обогащение и расширение речевых диалогов
Использование песочницы на занятиях по обучению грамоте Игры направлены на формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза, развитие графических навыков, зрительного внимания и памяти, мышления, связной речи, творческой фантазии. В процессе игр ребенок учится не только на слух выделять заданные звуки, но и соотносить их с буквами, которые может нарисовать палочкой, «вылепить» или «вырыть» на песке. В игре происходит «оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, что усиливает мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Реальное «проживание», проигрывание различных ситуаций вместе с героями, помогает развитию связной речи и грамматического строя речи.

Использование песочницы на занятиях по обучению грамоте

  • Игры направлены на формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза, развитие графических навыков, зрительного внимания и памяти, мышления, связной речи, творческой фантазии.
  • В процессе игр ребенок учится не только на слух выделять заданные звуки, но и соотносить их с буквами, которые может нарисовать палочкой, «вылепить» или «вырыть» на песке. В игре происходит «оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, что усиливает мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Реальное «проживание», проигрывание различных ситуаций вместе с героями, помогает развитию связной речи и грамматического строя речи.
Игра «Как мы помогали гному» Цели: Закрепление звуко-буквенных связей, звукового анализа, развитие логики, закрепление геом. фигур. Посмотри на нашего знакомого Гномика. Он сидит чем- то опечаленный. Подойдем поближе, спросим, что случилось (ребенок выбирает любую игрушку и от ее имени ведет разговор с гномиком) Гном: «В моих словах потерялись последние звуки. Вот они на дне озера, я не могу их достать, озеро очень глубокое (в песочнице «озеро» на дне красные фишки) Логопед: «Гномик, мы тебе поможем, говори слова лис…а, кенгур…у. Кто верно назовет нужный звук, тот удочкой вытащит из озера звуковичка и поселит в его домик. Гном: «Спасибо, все звуки вернули на место, а теперь вы мне загадаете слова, где потерялся последний звук. Логопед: «Непростая работа – искать звуки, а хотите повеселиться? Поиграем и игру «Узнай на ощупь» (игрушки зарыты в песке) Гномик: «Чтобы вернуться в детский сад выложите волшебные дорожки из геом. фигур. Смотрите треугольник, круг, квадрат и дорожка обрывается, что нужно делать дальше? Дети выкладывают логические дорожки.

Игра «Как мы помогали гному»

  • Цели: Закрепление звуко-буквенных связей, звукового анализа, развитие логики, закрепление геом. фигур.
  • Посмотри на нашего знакомого Гномика. Он сидит чем- то опечаленный. Подойдем поближе, спросим, что случилось (ребенок выбирает любую игрушку и от ее имени ведет разговор с гномиком) Гном: «В моих словах потерялись последние звуки. Вот они на дне озера, я не могу их достать, озеро очень глубокое (в песочнице «озеро» на дне красные фишки) Логопед: «Гномик, мы тебе поможем, говори слова лис…а, кенгур…у. Кто верно назовет нужный звук, тот удочкой вытащит из озера звуковичка и поселит в его домик. Гном: «Спасибо, все звуки вернули на место, а теперь вы мне загадаете слова, где потерялся последний звук. Логопед: «Непростая работа – искать звуки, а хотите повеселиться? Поиграем и игру «Узнай на ощупь» (игрушки зарыты в песке) Гномик: «Чтобы вернуться в детский сад выложите волшебные дорожки из геом. фигур. Смотрите треугольник, круг, квадрат и дорожка обрывается, что нужно делать дальше? Дети выкладывают логические дорожки.
Игра «Рыбалка» (развитие логики, речи) Хотите на рыбалку? Смотрите, несколько прудов, в каждом должно быть по четыре рыбки разного цвета: желтого, красного, зеленого и синего. Все ли рыбки на месте? Ой, какой не хватает (ребенок добавляет в пруд рыбку нужного цвета) Обыгрываем диалог «В тихой речке у причала рыбка рыбку повстречала…» Давайте вспомним название рыб (дети называют) Давайте заселим рыбок в пруд (в 1 – название из 2-х частей щу-ка, ка-рась, 2- из 1-ой части сом, лещ)
  • Игра «Рыбалка» (развитие логики, речи)
  • Хотите на рыбалку? Смотрите, несколько прудов, в каждом должно быть по четыре рыбки разного цвета: желтого, красного, зеленого и синего. Все ли рыбки на месте? Ой, какой не хватает (ребенок добавляет в пруд рыбку нужного цвета) Обыгрываем диалог «В тихой речке у причала рыбка рыбку повстречала…» Давайте вспомним название рыб (дети называют) Давайте заселим рыбок в пруд (в 1 – название из 2-х частей щу-ка, ка-рась, 2- из 1-ой части сом, лещ)
Игры на закрепление падежных конструкций Назови предметы по порядку, запомни (зарываю в песок) назови, проверь себя, раскопай, что нашел? (утку, кота В.п.) «Что нарисовала?» (на песке мяч – мячи, звезда – звезды, гриб-грибы и.т.д. мн. ч. сущ. Закрепляем) «Угости» зайцу- морковку, козе- капусту и.т.д. «Кому, что?» (повару – нож, швее- иглу). «Кто за кем стоит?» «Кто за чем прячется?» Автоматизация звуков в слогах «Поможем перебраться зайке к лягушонку» (ребенок произносит слова на определенный звук) «Козел» (диалог, автоматизируем «З», развиваем интонационную выразительность, умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них
  • Игры на закрепление падежных конструкций
  • Назови предметы по порядку, запомни (зарываю в песок) назови, проверь себя, раскопай, что нашел? (утку, кота В.п.)
  • «Что нарисовала?» (на песке мяч – мячи, звезда – звезды, гриб-грибы и.т.д. мн. ч. сущ. Закрепляем)
  • «Угости» зайцу- морковку, козе- капусту и.т.д.
  • «Кому, что?» (повару – нож, швее- иглу).
  • «Кто за кем стоит?» «Кто за чем прячется?»
  • Автоматизация звуков в слогах
  • «Поможем перебраться зайке к лягушонку» (ребенок произносит слова на определенный звук)
  • «Козел» (диалог, автоматизируем «З», развиваем интонационную выразительность, умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них
Игры на автоматизацию «Л» «Найди и назови» (ребенок откапывает игрушки и называет: «Я нашел белку, куклу, юлу, клоуна, флаг» «Откопай и сосчитай ( одна лодка…5 лодок, ложек, вилок и. т. д.) «Кто больше?» (заселить лес, полянку, словами с «Л» лось, белка, лиса, ландыш и. т. д. «Помочь зверюшкам добраться до любимой еды» проводя пальцем по дорожке и произнося слоги ла, ло, лу. «Помочь доплыть кораблику до острова» (проводя пальцем по волнам, произнося слоги ало, алу, ала. «Провести дорожки от клубочков к одежде соответствующего цвета, произнося слоги аш, ош, уш, иш… шапочка, шорты, шарф, штаны. «Соедини маму и детеныша» «Клубок» проговариваем слоги, рисуем, как разматывается клубок «Нарисовать путь самолета, рыбки и. т. д., произнося слоги «Ползет черепаха, крокодил, улитка»
  • Игры на автоматизацию «Л»
  • «Найди и назови» (ребенок откапывает игрушки и называет: «Я нашел белку, куклу, юлу, клоуна, флаг»
  • «Откопай и сосчитай ( одна лодка…5 лодок, ложек, вилок и. т. д.)
  • «Кто больше?» (заселить лес, полянку, словами с «Л» лось, белка, лиса, ландыш и. т. д.
  • «Помочь зверюшкам добраться до любимой еды» проводя пальцем по дорожке и произнося слоги ла, ло, лу.
  • «Помочь доплыть кораблику до острова» (проводя пальцем по волнам, произнося слоги ало, алу, ала.
  • «Провести дорожки от клубочков к одежде соответствующего цвета, произнося слоги аш, ош, уш, иш… шапочка, шорты, шарф, штаны.
  • «Соедини маму и детеныша»
  • «Клубок» проговариваем слоги, рисуем, как разматывается клубок
  • «Нарисовать путь самолета, рыбки и. т. д., произнося слоги
  • «Ползет черепаха, крокодил, улитка»
Используемые упражнения стимулируют действия речевых зон коры головного мозга, что улучшает эффект исправления произношения. Позволяет превратить автоматизацию звуков в увлекательную эмоциональную игру. Автоматизация звука -важный, но малоинтересный для ребенка вид работы, заключающийся в многократном повторении за логопедом. Если к этому процессу подключить тактильный, зрительный и слуховой анализаторы, то дело пойдет успешнее.   «Веселая грамматика», «Кого нет?» (прячу в песке игрушки, оставив на поверхности лишь часть лапу, хвост и. т. д., а ребенок отгадывает, кто спрятался) «Большой-маленький» (найти в песке маленький предмет и назвать)
  • Используемые упражнения стимулируют действия речевых зон коры головного мозга, что улучшает эффект исправления произношения. Позволяет превратить автоматизацию звуков в увлекательную эмоциональную игру.
  • Автоматизация звука -важный, но малоинтересный для ребенка вид работы, заключающийся в многократном повторении за логопедом. Если к этому процессу подключить тактильный, зрительный и слуховой анализаторы, то дело пойдет успешнее.
  • «Веселая грамматика», «Кого нет?» (прячу в песке игрушки, оставив на поверхности лишь часть лапу, хвост и. т. д., а ребенок отгадывает, кто спрятался)
  • «Большой-маленький» (найти в песке маленький предмет и назвать)
 «Кого нет?» (прячу в песке игрушки, оставив на поверхности лишь часть лапу, хвост и. т. д., а ребенок отгадывает, кто спрятался) «Большой-маленький» (найти в песке маленький предмет и назвать) «Прятки» (логопед прячет игрушку в песок, чего нет? Кубика) «Чей хвост, лапы?» (образование притяжательных прилагательных лисий хвост, коровий и. т. д.) «Мой, мои, мое, моя» (дети гуляли, начался дождь и забыли игрушки в песке, ребенок называет моя лопатка, мое ведро) и. т. д. «Артикуляционная гимнастика» ( ребенок откапывает игрушку-символ и выполняет гимнастику «чашечка», «гриб», «лопатка», «лошадка» и. т. д.
  • «Кого нет?» (прячу в песке игрушки, оставив на поверхности лишь часть лапу, хвост и. т. д., а ребенок отгадывает, кто спрятался)
  • «Большой-маленький» (найти в песке маленький предмет и назвать)
  • «Прятки» (логопед прячет игрушку в песок, чего нет? Кубика)
  • «Чей хвост, лапы?» (образование притяжательных прилагательных лисий хвост, коровий и. т. д.)
  • «Мой, мои, мое, моя» (дети гуляли, начался дождь и забыли игрушки в песке, ребенок называет моя лопатка, мое ведро) и. т. д.
  • «Артикуляционная гимнастика» ( ребенок откапывает игрушку-символ и выполняет гимнастику «чашечка», «гриб», «лопатка», «лошадка» и. т. д.
Игра «Кулак – ребро-ладонь» цель игры: развитие межполушарного взаимодействия, повышения устойчивости внимания. Три положения руки на плоскости песочного листа последовательно сменяют друг друга. Игру сопровождаем речевыми командами. «Кулак – ребро-ладонь», что необходимо для развития слухового внимания и двигательного самоконтроля. «Зеркальное рисование на песке» (одновременно правой и левой рукой ребенок рисует на песке фигуры, буквы, слоги, нужно найти правильную группу) «Будь внимателен» (на песке буквы правильно неправильно написаны «стереть» неправильные буквы, использую при автоматизации звуков Р,Р не Р) «Подбор признаков, действия к предмету (ребенок откапывает игрушку и подбирает нужные слова, например, еж- колючий, маленький, пыхтит, катится) «Живое- неживое» (учить правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы живые – кто это? Неживые- что это?, ребенок откапывает игрушку и верно ставит вопрос)
  • Игра «Кулак – ребро-ладонь» цель игры: развитие межполушарного взаимодействия, повышения устойчивости внимания.
  • Три положения руки на плоскости песочного листа последовательно сменяют друг друга. Игру сопровождаем речевыми командами. «Кулак – ребро-ладонь», что необходимо для развития слухового внимания и двигательного самоконтроля.
  • «Зеркальное рисование на песке» (одновременно правой и левой рукой ребенок рисует на песке фигуры, буквы, слоги, нужно найти правильную группу)
  • «Будь внимателен» (на песке буквы правильно неправильно написаны «стереть» неправильные буквы, использую при автоматизации звуков Р,Р не Р)
  • «Подбор признаков, действия к предмету (ребенок откапывает игрушку и подбирает нужные слова, например, еж- колючий, маленький, пыхтит, катится)
  • «Живое- неживое» (учить правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы живые – кто это? Неживые- что это?, ребенок откапывает игрушку и верно ставит вопрос)
Игры для детей с СДВГ(синдром дефицита внимания и гиперактивность) Занятия в песочнице позволяет: Менять позу Дает возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами и картинками Ребенок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, поэтому важно, чтобы ребенок меньше находился в статической позе, которая способствует нарастанию гиперактивности. Работая над звукопроизношением с ребенком с СДВГ даю больше двигательных упражнений «ездить» на маленькой машинке по извилистым дорожкам, «плыть» на лодке, произнося нужный звук.

Игры для детей с СДВГ(синдром дефицита внимания и гиперактивность)

  • Занятия в песочнице позволяет:
  • Менять позу
  • Дает возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами и картинками

Ребенок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, поэтому важно, чтобы ребенок меньше находился в статической позе, которая способствует нарастанию гиперактивности. Работая над звукопроизношением с ребенком с СДВГ даю больше двигательных упражнений «ездить» на маленькой машинке по извилистым дорожкам, «плыть» на лодке, произнося нужный звук.

  • Песок не имеет структуры и может превратиться по желанию ребенка во что угодно: поверхность луны, пляж, лес – возможности безграничны. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных, замкнутых детей.
  • В арт-терапии, где материалы отражают различные эмоции, песок ассоциируется с поверхностью тела, а одной из функций кожи является средство коммуникации и установления значимых отношений с другими, кроме того, кожа выступает в качестве «поверхности, на которой другие могут оставлять определенные следы». На бытовом языке «толстокожий» обозначает степень эмоциональной восприимчивости и ранимости человека.
  • Создание образов на песке – для детей удивительная игра.
  • Создание визуальных образов становится для детей одним из способов невербальной коммуникации. Игра для ребенка представляет основное средство познания и взаимодействия с окружающим его миром По мнению Винникотт, свободная игра способствует формированию и развитию «Я»
  • Многогранные возможности песочной игротерапии способствуют более эффективной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.