Песочная терапия
Подготовила:
Копорова У.Д.
Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста
«В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательное и скрытые в нем тайны» Дональд Сандер
Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».
Что такое песочная терапия?
Песочная терапия
Плюсы
Минусы
- Занятия песочной терапией помогают:
- лучше выражать свои мысли, объясняя песочные творения;
- научиться отвечать за свои поступки и действия;
- полагаться на собственные силы;
- развивать самооценку;
- преодолевать последствия психологических травм.
- Недостатком можно считать то, что этот вид деятельности по объективным показателям не подходит определённым категориям деток:
- аллергикам;
- страдающим от эпилепсии;
- испытывающим дефицит внимания;
- Возраст до 3 лет.
Для каких категорий детей подходит?
- Дети с гиперактивностью;
- Дети с нарушением слуха;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с речевыми нарушениями;
- Дети с ЗПР;
- Дети с ДЦП;
- Дети с нарушениями зрения.
Для каких категорий детей можно использовать данный метод?
Противопоказания
- Методика не подходит в следующих случаях:
- эпилепсия, если случаются приступы с судорогами и обмороками;
- кожные заболевания;
- порезы и раны на руках;
- синдром дефицита внимания;
- аллергия на песок, пыль;
- туберкулез;
- бронхиальная астма;
- синдром навязчивых движений;
- возраст до 2-х лет (иногда – до 1,5);
- психические расстройства в тяжелой форме, когда ребенок не может контактировать с людьми и окружающим миром.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно.
Интересно, что получает педагог от этой терапии?
Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка , ребенок раскрывается, и педагог получает возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.
- Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
- Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
- Развивают мелкую моторику, глазомер;
- Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
- Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
- Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Чем полезны игры с песком?
Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни. Игры с гиперактивными детьми все спокойные, требующие большой выдержки и терпения .
Дидактическое упражнение «Отпечатки наших рук»
Цель : учить совместному действию
Задача : оценить собственные ощущения
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук : внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях : "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"
В какие игры можно играть с детьми?
Дидактическое упражнение «Песочный дождик»
Цель : регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ведущий : в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.
Инструкция : ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Дидактическое упражнение «Необыкновенные следы»
Цель : развитие тактильной чувствительности.
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
Дидактическое упражнение «Песочный круг»
Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».
Дидактическое упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.
Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т.д.. После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого. Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов - камешков, ракушек, монеток и прочее.
Дидактическая игра «Угадай, что спрятано в песке»
Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию
Содержание:
Ребенку предлагается нащупать в песке предмет и описать, какой он формы.
Дидактическая игра «Путешествие в сказочный город»
Цель: Развивать умение ориентироваться на плоскости.
Содержание: Воспитатель предлагает детям отправиться в сказочный город, но путешествие будет не простое, а по песочной пустыне, дойдет тот, кто строго будет следовать инструкции (Шаг вправо, два шага вверх и т.д.).
- позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
- положительная динамика в развитии: образного мышления; тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; ориентировки в пространстве; сенсо-моторного восприятия.
Какой эффект у песочной терапии?
Подведем итоги
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Подведем итоги
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Подведем итоги
Играя с песком у ребенка усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта» . Очень хорошо в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Песок как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.
Источники информации:
- https://infourok.ru/dokladpesochnaya-terapiya-kak-innovacionniy-metod-raboti-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-2236845.html
- https://ped-kopilka.ru/blogs/natalija-igorevna-zhuchkova/peskoterapija.html
- http://2018.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/dekabr/no-4673-iz-opyta-raboty-kartoteka-didakticheskih-igr-i-uprazhneniy-po-pesochnoy-terapii-v-dou/
- https://yandex.ru/images/