СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Песочная терапия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Песочная терапия"

Просмотр содержимого документа
«Песочная терапия»

Песочная терапия Подготовила: Копорова У.Д.

Песочная терапия

Подготовила:

Копорова У.Д.

Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста

Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста

«В песочной терапии мир детства  вновь распахивает перед человеком свои двери,  и эти же двери ведут в бессознательное  и скрытые в нем тайны»    Дональд Сандер

«В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательное и скрытые в нем тайны» Дональд Сандер

Пескотерапия  – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного». Что такое песочная терапия?

Пескотерапия  – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».

Что такое песочная терапия?

Песочная терапия Плюсы Минусы Занятия песочной терапией помогают: лучше выражать свои мысли, объясняя песочные творения; научиться отвечать за свои поступки и действия; полагаться на собственные силы; развивать самооценку; преодолевать последствия психологических травм. Недостатком можно считать то, что этот вид деятельности по объективным показателям не подходит определённым категориям деток: аллергикам; страдающим от эпилепсии; испытывающим дефицит внимания; Возраст до 3 лет.

Песочная терапия

Плюсы

Минусы

  • Занятия песочной терапией помогают:
  • лучше выражать свои мысли, объясняя песочные творения;
  • научиться отвечать за свои поступки и действия;
  • полагаться на собственные силы;
  • развивать самооценку;
  • преодолевать последствия психологических травм.
  • Недостатком можно считать то, что этот вид деятельности по объективным показателям не подходит определённым категориям деток:
  • аллергикам;
  • страдающим от эпилепсии;
  • испытывающим дефицит внимания;
  • Возраст до 3 лет.
Для каких категорий детей подходит? Дети с гиперактивностью; Дети с нарушением слуха; Дети с умственной отсталостью; Дети с речевыми нарушениями; Дети с ЗПР; Дети с ДЦП; Дети с нарушениями зрения. Для каких категорий детей можно использовать данный метод?

Для каких категорий детей подходит?

  • Дети с гиперактивностью;
  • Дети с нарушением слуха;
  • Дети с умственной отсталостью;
  • Дети с речевыми нарушениями;
  • Дети с ЗПР;
  • Дети с ДЦП;
  • Дети с нарушениями зрения.

Для каких категорий детей можно использовать данный метод?

Противопоказания Методика не подходит в следующих случаях: эпилепсия, если случаются приступы с судорогами и обмороками; кожные заболевания; порезы и раны на руках; синдром дефицита внимания; аллергия на песок, пыль; туберкулез; бронхиальная астма; синдром навязчивых движений; возраст до 2-х лет (иногда – до 1,5); психические расстройства в тяжелой форме, когда ребенок не может контактировать с людьми и окружающим миром.

Противопоказания

  • Методика не подходит в следующих случаях:
  • эпилепсия, если случаются приступы с судорогами и обмороками;
  • кожные заболевания;
  • порезы и раны на руках;
  • синдром дефицита внимания;
  • аллергия на песок, пыль;
  • туберкулез;
  • бронхиальная астма;
  • синдром навязчивых движений;
  • возраст до 2-х лет (иногда – до 1,5);
  • психические расстройства в тяжелой форме, когда ребенок не может контактировать с людьми и окружающим миром.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с  песком  все становится возможно. Интересно, что получает педагог от этой терапии? Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из  песка , ребенок раскрывается, и педагог получает возможность  увидеть  внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно  «выльется»  на песчаную поверхность.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с  песком  все становится возможно.

Интересно, что получает педагог от этой терапии?

Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из  песка , ребенок раскрывается, и педагог получает возможность  увидеть  внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно  «выльется»  на песчаную поверхность.

 Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;    Формируют у ребенка представления об окружающем мире;  Развивают мелкую моторику, глазомер;    Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;  Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)  Помогают познавать внешний и свой внутренний мир. Чем полезны игры с песком?
  • Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
  • Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
  • Развивают мелкую моторику, глазомер;
  • Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
  • Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
  • Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Чем полезны игры с песком?

Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни. Игры с гиперактивными детьми все спокойные, требующие большой выдержки и терпения .

Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни. Игры с гиперактивными детьми все спокойные, требующие большой выдержки и терпения .

 Дидактическое упражнение «Отпечатки наших рук» Цель : учить совместному действию Задача : оценить собственные ощущения На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей  рук : внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих  ощущениях :

Дидактическое упражнение «Отпечатки наших рук»

Цель : учить совместному действию

Задача : оценить собственные ощущения

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей  рук : внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих  ощущениях : "Мне приятно. Я чувствую прохладу  (или тепло)  песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"

В какие игры можно играть с детьми?

Дидактическое упражнение «Песочный дождик» Цель : регуляция мышечного напряжения, расслабление. Ведущий : в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер. Инструкция : ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Дидактическое упражнение «Песочный дождик»

Цель : регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ведущий : в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Инструкция : ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Дидактическое упражнение «Необыкновенные следы» Цель : развитие тактильной чувствительности.

Дидактическое упражнение «Необыкновенные следы»

Цель : развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой  (в разных направлениях) .

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Дидактическое упражнение «Песочный круг» Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».

Дидактическое упражнение «Песочный круг»

Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».

Дидактическое упражнение «Узоры на песке» Цель:  закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности. Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т.д.. После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого. Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов - камешков, ракушек, монеток и прочее.

Дидактическое упражнение «Узоры на песке»

Цель:  закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.

Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т.д.. После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого. Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов - камешков, ракушек, монеток и прочее.

Дидактическая игра «Угадай, что спрятано в песке» Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию Содержание: Ребенку предлагается нащупать в песке предмет и описать, какой он формы.

Дидактическая игра «Угадай, что спрятано в песке»

Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию

Содержание:

Ребенку предлагается нащупать в песке предмет и описать, какой он формы.

Дидактическая игра «Путешествие в сказочный город» Цель: Развивать умение ориентироваться на плоскости. Содержание: Воспитатель предлагает детям отправиться в сказочный город, но путешествие будет не простое, а по песочной пустыне, дойдет тот, кто строго будет следовать инструкции (Шаг вправо, два шага вверх и т.д.).

Дидактическая игра «Путешествие в сказочный город»

Цель: Развивать умение ориентироваться на плоскости.

Содержание: Воспитатель предлагает детям отправиться в сказочный город, но путешествие будет не простое, а по песочной пустыне, дойдет тот, кто строго будет следовать инструкции (Шаг вправо, два шага вверх и т.д.).

позитивное влияние на эмоциональное состояние детей; положительная динамика в развитии:  образного мышления; тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; ориентировки в пространстве; сенсо-моторного восприятия. Какой эффект у песочной терапии?
  • позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
  • положительная динамика в развитии: образного мышления; тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; ориентировки в пространстве; сенсо-моторного восприятия.

Какой эффект у песочной терапии?

Подведем итоги Игра с песком  — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Подведем итоги

Игра с песком  — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Подведем итоги   Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.     Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Подведем итоги

  Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

    Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Подведем итоги Играя с песком у ребенка усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа  «ручного интеллекта» . Очень хорошо в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Песок как и вода, способен  «заземлять»  отрицательную энергию.

Подведем итоги

Играя с песком у ребенка усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа  «ручного интеллекта» . Очень хорошо в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Песок как и вода, способен  «заземлять»  отрицательную энергию.

Источники информации: https://infourok.ru/dokladpesochnaya-terapiya-kak-innovacionniy-metod-raboti-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-2236845.html  https://ped-kopilka.ru/blogs/natalija-igorevna-zhuchkova/peskoterapija.html http://2018.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/dekabr/no-4673-iz-opyta-raboty-kartoteka-didakticheskih-igr-i-uprazhneniy-po-pesochnoy-terapii-v-dou/ https://yandex.ru/images/

Источники информации:

  • https://infourok.ru/dokladpesochnaya-terapiya-kak-innovacionniy-metod-raboti-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-2236845.html
  • https://ped-kopilka.ru/blogs/natalija-igorevna-zhuchkova/peskoterapija.html
  • http://2018.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/dekabr/no-4673-iz-opyta-raboty-kartoteka-didakticheskih-igr-i-uprazhneniy-po-pesochnoy-terapii-v-dou/
  • https://yandex.ru/images/