СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Песочная терапия

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

На сегодняшний день возрос интерес к использованию песка в коррекционной работе. Я в своей работе использоваю песок как метод арттерапии для ребенка с ТМНР.

Просмотр содержимого документа
«Песочная терапия»

Песочная терапия как один из видов арт-технологий в работе с детьми с ОВЗ



В настоящее время значительно возрос интерес специалистов –  психологов, логопедов, дефектологов  к специально организованным занятиям с использованием песочницы.

Песок является одним из самых лучших природных материалов для творчества: он мягкий, податливый, с помощью него так легко «перекинуть мостик» от мира внутреннего к миру внешнему, материальному.

Игры детей с песком популярны с давних лет и являются одной из наиболее любимых детьми видов творческой активности. Внедрение методов песочной терапии в работу с детьми с ограниченными возможностями является  наиболее легкодоступным, естественным и безопасным средством развития и самотерапии.

          Песочная терапия – возникла в русле аналитической психотерапии. Это средство взаимодействия не только с миром, но и с самим собой; средство снятия психоэмоционального напряжения, что само по себе раскрывает новые линии развития и повышает уверенность в себе.

          Маргарет Ловенфельд (английский детский психотерапевт) в 1930-х годах была одной из первых, кто начал использовать песочницу в играх с больными детьми и детьми группы риска.

Ловенфельд присваивала огромное значение тактильному взаимодействию ребенка с водой и песком, который дополнял проективную игру с разными предметами (формочки для игр в песочнице, миниатюрные игрушки). Стоит отметить, что также Эрик Эриксон, Анна Фрейдактивно использовали в своей работе с детьми миниатюры и игрушки. Работа в песочнице позволяет вернуться в детство, активизирует «архетип ребенка», благоприятствует творческому регрессу.

          Игра с песком – один из видов естественной, натуральной активности детей, что позволяет использовать ее в рамках коррекционных, развивающих и обучающих занятий.

Создавая песочные картины, сочиняя всевозможные истории, ребенку передаются жизненный опыт, правила окружающей действительности в наиболее безопасной для него форме. Контакт ребенка с песком гармонизирует психоэмоциональное состояние, стимулирует нервные окончания кончиков пальцев, а также улучшает самочувствие.

Общая структура занятий в песочнице включает в себя:

  1. ритуал вхождения в песочный мир;

  2. новая психолого-педагогическая игра;

  3. ритуал выхода из песочного мира.

Существует несколько видов работ в педагогической песочнице:

  1. конструирование из песка;

  2. рисование цветным песком;

  3. составление узоров на песке;

  4. создание картин на песке;

  5. создание песочных композиций;

  6. разыгрывание сказок на песке.

Здесь можно применять как магический песок, который используя я в своей работе (конструируем из песка, строим замки, лепим фигуры), так и сыпучий песок (создавать картины), а также используя и тот и другой песок создавать сказки.

Современная технология дает возможность увидеть композиции в цветном изображении (есть такие песочницы с подстветкой), ребенок, создавая композиции и рисуя пальцем на песке, песочница светится разным цветом.

Данные виды работ развивают у ребенка с ограниченными возможностями:

  1. мелкую моторику;

  2. тактильно-кинестетическую чувствительность;

  3. воображение, любознательность;

  4. стимулируют проявление творчества;

  5. позволяют справиться со страхами;

  6. учат детей контролировать свое поведение и эмоции.

Песочная терапия активно используется на занятиях с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детьми с умственной отсталостью, нарушениями речи.

Работа с песком имеет ряд противопоказаний: наличие клинического диагноза «бронхиальная астма», инфекционные кожные заболевания и раны на руках, аллергия на пыль и мелкие частицы.

Показателями эффективности работы с песком с детьми,меющими особые образовательные потребности являются:

  1. проявление спонтанного творчества и развитие творческого потенциала в целом;

  2. улучшение внимания;

  3. перенесение полученных навыков в ежедневные ситуации;

  4. совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;

  5. стимулирование интереса к занятиям;

  6. развитие речи (дети начинают импровизировать, передавать интонации, темп речи воспитателей и педагогов, имитировать звуки, которые издают их персонажи);

  7. совершенствование навыков положительной коммуникации;

  8. формирование представлений об окружающей действительности, «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, объяснение их смысла и способов поведения в них;

  9. гармонизация психоэмоционального состояния.

Подводя итог вышесказанному можно утверждать, что проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии благоприятно влияют на развитие ребенка в целом. Помимо того, что отмечается гармонизация психоэмоционального состояния, также формируется произвольность действий, снижается уровень тревожности, исчезают страхи, повышается уровень мотивации к занятиям, улучшается мелкая моторика.

В песочнице ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, творческого изменения ситуаций, формируется спонтанная творческая активность, что обеспечивает в дальнейшем эффективную адаптацию в социуме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!