В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – психологов, логопедов, дефектологов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. Песок является одним из самых лучших природных материалов для творчества: он мягкий, податливый, с помощью него так легко «перекинуть мостик» от мира внутреннего к миру внешнему, материальному. Игры детей с песком популярны с давних лет и являются одной из наиболее любимых детьми видов творческой активности. Внедрение методов песочной терапии в работу с детьми с ограниченными возможностями является наиболее легкодоступным, естественным и безопасным средством развития и самотерапии. Песочная терапия – возникла в русле аналитической психотерапии. Это средство взаимодействия не только с миром, но и с самим собой; средство снятия психоэмоционального напряжения, что само по себе раскрывает новые линии развития и повышает уверенность в себе. Маргарет Ловенфельд (английский детский психотерапевт) в 1930-х годах была одной из первых, кто начал использовать песочницу в играх с больными детьми и детьми группы риска. Ловенфельд присваивала огромное значение тактильному взаимодействию ребенка с водой и песком, который дополнял проективную игру с разными предметами (формочки для игр в песочнице, миниатюрные игрушки). Стоит отметить, что также Эрик Эриксон, Анна Фрейдактивно использовали в своей работе с детьми миниатюры и игрушки. Работа в песочнице позволяет вернуться в детство, активизирует «архетип ребенка», благоприятствует творческому регрессу. Игра с песком – один из видов естественной, натуральной активности детей, что позволяет использовать ее в рамках коррекционных, развивающих и обучающих занятий. Создавая песочные картины, сочиняя всевозможные истории, ребенку передаются жизненный опыт, правила окружающей действительности в наиболее безопасной для него форме. Контакт ребенка с песком гармонизирует психоэмоциональное состояние, стимулирует нервные окончания кончиков пальцев, а также улучшает самочувствие. Общая структура занятий в песочнице включает в себя: ритуал вхождения в песочный мир; новая психолого-педагогическая игра; ритуал выхода из песочного мира. Существует несколько видов работ в педагогической песочнице: конструирование из песка; рисование цветным песком; составление узоров на песке; создание картин на песке; создание песочных композиций; разыгрывание сказок на песке. Здесь можно применять как магический песок, который используя я в своей работе (конструируем из песка, строим замки, лепим фигуры), так и сыпучий песок (создавать картины), а также используя и тот и другой песок создавать сказки. Современная технология дает возможность увидеть композиции в цветном изображении (есть такие песочницы с подстветкой), ребенок, создавая композиции и рисуя пальцем на песке, песочница светится разным цветом. Данные виды работ развивают у ребенка с ограниченными возможностями: мелкую моторику; тактильно-кинестетическую чувствительность; воображение, любознательность; стимулируют проявление творчества; позволяют справиться со страхами; учат детей контролировать свое поведение и эмоции. Песочная терапия активно используется на занятиях с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детьми с умственной отсталостью, нарушениями речи. Работа с песком имеет ряд противопоказаний: наличие клинического диагноза «бронхиальная астма», инфекционные кожные заболевания и раны на руках, аллергия на пыль и мелкие частицы. Показателями эффективности работы с песком с детьми,меющими особые образовательные потребности являются: проявление спонтанного творчества и развитие творческого потенциала в целом; улучшение внимания; перенесение полученных навыков в ежедневные ситуации; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве; стимулирование интереса к занятиям; развитие речи (дети начинают импровизировать, передавать интонации, темп речи воспитателей и педагогов, имитировать звуки, которые издают их персонажи); совершенствование навыков положительной коммуникации; формирование представлений об окружающей действительности, «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, объяснение их смысла и способов поведения в них; гармонизация психоэмоционального состояния. Подводя итог вышесказанному можно утверждать, что проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии благоприятно влияют на развитие ребенка в целом. Помимо того, что отмечается гармонизация психоэмоционального состояния, также формируется произвольность действий, снижается уровень тревожности, исчезают страхи, повышается уровень мотивации к занятиям, улучшается мелкая моторика. В песочнице ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, творческого изменения ситуаций, формируется спонтанная творческая активность, что обеспечивает в дальнейшем эффективную адаптацию в социуме. |