СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Петербург Ф.М. Достоевского" (по роману "Преступление и наказание")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно использовать на одном из первых уроков по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Петербург Ф.М. Достоевского" (по роману "Преступление и наказание")»

А.С.Пушкин «Медный всадник» Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. Невы державное теченье, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла…

А.С.Пушкин «Медный всадник»

  • Люблю тебя, Петра творенье,
  • Люблю твой строгий, стройный вид.
  • Невы державное теченье,
  • Береговой её гранит,
  • Твоих оград узор чугунный,
  • Твоих задумчивых ночей
  • Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
  • Когда я в комнате моей
  • Пишу, читаю без лампады,
  • И ясны спящие громады
  • Пустынных улиц, и светла
  • Адмиралтейская игла…
Эпиграфы к уроку 1. О Петербург, проклятый Петербург  Здесь, право, нельзя иметь души!  Здешняя жизнь давит меня и душит!  В.А.Жуковский 2. Город пышный, город бедный,  Дух неволи, стройный вид,  Свод небес зелёно-бледный,  Сказка, холод и гранит…  А.С.Пушкин

Эпиграфы к уроку

1. О Петербург, проклятый Петербург

Здесь, право, нельзя иметь души!

Здешняя жизнь давит меня и душит!

В.А.Жуковский

2. Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Сказка, холод и гранит…

А.С.Пушкин

Цели урока: совершить заочную экскурсию по современному Петербургу; выявить особенности Петербурга Достоевского по роману «Преступление и наказание»; определить главный конфликт романа

Цели урока:

  • совершить заочную экскурсию по современному Петербургу;
  • выявить особенности Петербурга Достоевского по роману «Преступление и наказание»;
  • определить главный конфликт романа
Городской пейзаж Пройдёмся вместе с Раскольниковым по улицам Петербурга. Какая атмосфера царит на них? Как эта атмосфера влияет на Раскольникова? Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются Раскольникову на этих улицах. Каков сам Раскольников ? Какое впечатление производит на вас городской пейзаж, который мы увидели вместе с Раскольниковым?

Городской пейзаж

  • Пройдёмся вместе с Раскольниковым по улицам Петербурга. Какая атмосфера царит на них?
  • Как эта атмосфера влияет на Раскольникова?
  • Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются Раскольникову на этих улицах.
  • Каков сам Раскольников ?
  • Какое впечатление производит на вас городской пейзаж, который мы увидели вместе с Раскольниковым?
Родион Раскольников «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный, человек посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу».

Родион Раскольников

  • «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный, человек посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу».
Сцены уличной жизни Какие сцены уличной жизни вас наиболее потрясли? Какой смысл вкладывает Достоевский в эти сцены? Для чего он их так подробно описывает? Зачем автор так часто выносит действие романа на улицу, площадь, в распивочные? К какому выводу приводят вас сцены уличной жизни?

Сцены уличной жизни

  • Какие сцены уличной жизни вас наиболее потрясли?
  • Какой смысл вкладывает Достоевский в эти сцены?
  • Для чего он их так подробно описывает?
  • Зачем автор так часто выносит действие романа на улицу, площадь, в распивочные?
  • К какому выводу приводят вас сцены уличной жизни?
Интерьеры Что мы видим в интерьерах, где обитают жители Петербурга? Прочитайте описание каморки Раскольникова. Как ощущает себя герой в этом жилище? Найдите и прочитайте описание комнаты Мармеладовых и Сони. Прокомментируйте их. Какие детали повторяются в этих описаниях? Что общего между обликом комнат и судьбой живущих в них людей?

Интерьеры

  • Что мы видим в интерьерах, где обитают жители Петербурга?
  • Прочитайте описание каморки Раскольникова. Как ощущает себя герой в этом жилище?
  • Найдите и прочитайте описание комнаты Мармеладовых и Сони. Прокомментируйте их.
  • Какие детали повторяются в этих описаниях?
  • Что общего между обликом комнат и судьбой живущих в них людей?
Символика цвета Какой цвет преобладает в романе? Приведите примеры. Случайно ли это? Почему именно этот цвет? К какому выводу подводит нас автор?

Символика цвета

  • Какой цвет преобладает в романе? Приведите примеры.
  • Случайно ли это?
  • Почему именно этот цвет?
  • К какому выводу подводит нас автор?
Резюме Каким предстаёт Петербург Достоевского в романе? Можно ли назвать Петербург соучастником скрытых преступлений? Найдите во 2-й главе 2-й части цитату, которая поможет нам понять основной конфликт романа. В чём заключается конфликт романа «Преступление и наказание»

Резюме

  • Каким предстаёт Петербург Достоевского в романе?
  • Можно ли назвать Петербург соучастником скрытых преступлений?
  • Найдите во 2-й главе 2-й части цитату, которая поможет нам понять основной конфликт романа. В чём заключается конфликт романа «Преступление и наказание»
Домашнее задание 1. Проанализировать подготовку Раскольникова к преступлению и само преступление. 2. Написать сочинение-миниатюру по одной из тем: Прогулка по Петербургу Достоевского. Почему Петербург Достоевского жёлтый?

Домашнее задание

1. Проанализировать подготовку Раскольникова к преступлению и само преступление.

2. Написать сочинение-миниатюру по одной из тем:

  • Прогулка по Петербургу Достоевского.
  • Почему Петербург Достоевского жёлтый?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!