СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"петербургские повести " н.в.гоголя. "портрет"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"петербургские повести " н.в.гоголя. "портрет"»

Петербургские повести. Общая характеристика. Тематика повести Н. Гоголя «Портрет». УРОК В 10 КЛАССЕ

Петербургские повести. Общая характеристика. Тематика повести Н. Гоголя «Портрет».

УРОК В 10 КЛАССЕ

Петербург – один из красивейших городов России. Сейчас мы называем этот город второй столицей, но некогда он являлся первой столицей, все общественно важные события в жизни государства средоточились именно там. Итак, Россия времен гоголя. Это Аракчеев, декабристское восстание, крепостное право.

Петербург – один из красивейших городов России. Сейчас мы называем этот город второй столицей, но некогда он являлся первой столицей, все общественно важные события в жизни государства средоточились именно там. Итак, Россия времен гоголя. Это Аракчеев, декабристское восстание, крепостное право.

«Петербургские повести» 1. Это общее название ряда повестей, написанных Гоголем, написанных с 1982 по 1842 г. 2. Повести сборника объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом. 3. Произведения были написаны в разное время: Название повести Год создания «Невский проспект» Место публикации  1833-1834 г «Портрет»   1) 1833-1834 г «Записки сумасшедшего»» Сборник «Арабески» 2) 1841-1842 г Сборник «Арабески»  1834 Г «Нос»  1832-1833 Г.Г. Сборник «Арабески» «Шинель» в журнале «Современник» в 1836 году.  1836 – 1842 г.г.  третий том своего Собрания сочинений («Повести»)

«Петербургские повести»

1. Это общее название ряда повестей, написанных Гоголем, написанных с 1982 по 1842 г.

2. Повести сборника объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом.

3. Произведения были написаны в разное время:

Название повести

Год создания

«Невский проспект»

Место публикации

1833-1834 г

«Портрет»

1) 1833-1834 г

«Записки сумасшедшего»»

Сборник «Арабески»

2) 1841-1842 г

Сборник «Арабески»

1834 Г

«Нос»

1832-1833 Г.Г.

Сборник «Арабески»

«Шинель»

в журнале «Современник» в 1836 году.

1836 – 1842 г.г.

третий том своего Собрания сочинений («Повести»)

Ирония  – вид комического, горькая (или добрая) насмешка, осмеяние явления м целью разоблачить и исправить отрицательные его черты. Сарказм  – едкая язвительная насмешка над кем-либо или над чем-либо. Фантастика (не путать с жанром!) – изображение несуществующих явлений жизни и природы с целью показать абсурдность действительности. Фантасмагория – (греч. «призрак» и «публично выступать») нагромождение причудливых образов, видений, фантазий; хаос, сумбур, гротеск.

Ирония  – вид комического, горькая (или добрая) насмешка, осмеяние явления м целью разоблачить и исправить отрицательные его черты.

Сарказм  – едкая язвительная насмешка над кем-либо или над чем-либо.

Фантастика (не путать с жанром!) – изображение несуществующих явлений жизни и природы с целью показать абсурдность действительности.

Фантасмагория – (греч. «призрак» и «публично выступать») нагромождение причудливых образов, видений, фантазий; хаос, сумбур, гротеск.

Основные темы повестей Тема Петербурга Тема «маленького человека»  1. Гоголь возвеличивает «маленького человека», ставит проблему его трагического положения в обществе, призывает читателя посочувствовать и пожалеть его (герои часто поставлены в ситуацию несправедливости, бедности и т.д.) 2. У «маленьких людей» есть мечта, но они не могут ее воплотить, т.к. мир несправедлив, жесток. 3. Идеальный и добрый мир они могут получить только в мире мечтаний, грез, в иллюзиях, во сне и т.д. 4. Человек старается быть не тем, кто он есть на самом деле, т.к. не хочет и не может быть чем-то. Он «снимает свое истинное лицо», обезличивается. Лишь в иллюзиях он личность. 1. Петербург – не только место действия, но и самостоятельный организм, подчиняющий себе жизнь людей. 2. Он обманчив, лжив, враждебен человеку.

Основные темы повестей

Тема Петербурга

Тема «маленького человека»

1. Гоголь возвеличивает «маленького человека», ставит проблему его трагического положения в обществе, призывает читателя посочувствовать и пожалеть его (герои часто поставлены в ситуацию несправедливости, бедности и т.д.)

2. У «маленьких людей» есть мечта, но они не могут ее воплотить, т.к. мир несправедлив, жесток.

3. Идеальный и добрый мир они могут получить только в мире мечтаний, грез, в иллюзиях, во сне и т.д.

4. Человек старается быть не тем, кто он есть на самом деле, т.к. не хочет и не может быть чем-то. Он «снимает свое истинное лицо», обезличивается. Лишь в иллюзиях он личность.

1. Петербург – не только место действия, но и самостоятельный организм, подчиняющий себе жизнь людей.

2. Он обманчив, лжив, враждебен человеку.

Основные темы повестей  Тема Искусства  Тема соотношения Идеала и Действительности 1. Часто герои этих повестей художники, творцы. Они мечтатели, идеалисты. Они знают истинные ценности, но не могут их воплотить ввиду жестокости мира. Миру они не нужны. 2. Искусство теряет свою нравственную сторону, оно лишь способ наживы и «приукрашивания обыденности» . 1. Герои несущие в мир высшие идеалы гибнут либо физически либо морально, т.к. не знаю реальной жизни. 2. Люди без иллюзий, без идеалов, без буши выживают, т.к. разменивают жизнь лишь материально.

Основные темы повестей

Тема Искусства

Тема соотношения Идеала и Действительности

1. Часто герои этих повестей художники, творцы. Они мечтатели, идеалисты. Они знают истинные ценности, но не могут их воплотить ввиду жестокости мира. Миру они не нужны.

2. Искусство теряет свою нравственную сторону, оно лишь способ наживы и «приукрашивания обыденности» .

1. Герои несущие в мир высшие идеалы гибнут либо физически либо морально, т.к. не знаю реальной жизни.

2. Люди без иллюзий, без идеалов, без буши выживают, т.к. разменивают жизнь лишь материально.

Вывод:  осуществить мечту в реальном мире невозможно. Но человек не хочет мириться с ее пошлостью. Мечта достигается героями, но только не в реальном мире (мечта, сон, иллюзия, смерть).

Вывод:

осуществить мечту в реальном мире невозможно. Но человек не хочет мириться с ее пошлостью. Мечта достигается героями, но только не в реальном мире (мечта, сон, иллюзия, смерть).