Тема урока: «Петр I- царь и человек».
Цель урока: охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества, выяснить благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе.
Задачи урока:
Формировать образное представление о России начала XVIII века.
Сформировать представления о времени правления Петра 1, его реформах.
Формировать у учащихся умения работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений.
Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, чувство любви к истории Отечества.
Прогнозируемые результаты:
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Развивать творческие исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы, развивать умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
Познавательные:
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Формировать умение овладевать основами синтеза. Осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми.
Коммуникативные:
Строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технологии: групповая технология, ИКТ.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы обучения: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, экран, карточки, тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинаем наш урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Стоит всем нам потрудиться,
Чтобы новое узнать
Об одном царе Великом.
II. Повторение изученного.
1. Работа в парах.
У. – Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим, как вы усвоили ранее изученный материал. Работать будете в парах. У вас на столе лежат листочки с заданием. Соедините с именем.
Иван IV Ярослав Олег Владимир Дмитрий Александр Иван | Мудрый Вещий Грозный Красное Солнышко Калита Донской Невский |
У. – Давайте проверим. Поменяйтесь листочками по рядам. Оценивание.
2. Дидактическая игра “Неотосланная депеша”.
У. – Кто мог сказать такие слова?
1. “Я первым сделал взнос (пожертвовал большую сумму денег и драгоценности жены на вооружение народного ополчения”.
(Кузьма Минин.)
– Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?
2. “Повелел мне царь Иван Грозный открыть типографию в Москве”.
(Иван Федоров.)
3. “И повел я войско навстречу Ахмату”.
(Иван Грозный.)
4. “Во главе собравшейся рати я стал полководцем”.
(Дмитрий Пожарский.)
III. Сообщение темы и целей урока.
2. Подведение к проблеме. Слайд №2
Прочитаем на слайде строчки А. С.Пушкина
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Учитель. Догадались, о ком идет речь? Обоснуйте свой ответ.
3. Формулирование проблемы учащимися. Слайд №3
Вывешивается на доске портрет Петра I и открывается часть записи темы урока.
4. Составим план исследования: Слайд №4
Посмотрим в книге
Спросим
Понаблюдаем
Подумаем сами
Проведем эксперимент
Заглянем в компьютер
5. Проведение исследования. Слайд №5
Выполняя домашнее задание, ребята заглянули в компьютер, воспользовались Интернет-ресурсом. Послушаем, какие сведения о Петре I они отыскали.
Сообщения
1 группа
(Личность Петра Великого.
Петр Алексеевич Романов – первый российский император. Он родился в Москве, в Кремле 30 мая 1672 года.
ПетрI был четырнадцатым ребенком в семье. В 10 лет вместе со своим братом Иоанном был провозглашен царем. С детства Иоанн болел.
Правила страной при малолетних братьях их сестра – царевна Софья. В 1689 году Петр окончательно утвердился на царствование. Софья была свергнута и отправлена в монастырь. (
От ранней юности до самой смерти трудился Петр . Летом и зимой он вставал очень рано, трудился целый день. Прежде всего, ходя по комнате, читал иностранные газеты и журналы, отмечая в них карандашом, что нужно перевести на русский язык. Потом он шел осматривать работы на фабриках, в мастерских, на заводах, особенно часто посещал корабельные верфи, где собственноручно помогал рабочим. В 6 или 7 часов шел в присутственные места, принимал просителей, решал дела скоро и справедливо. В полдень обедал, ел самые простые блюда. После обеда отдыхал 2 часа. Потом слушал своих помощников, диктовал новые указы. В виде отдыха любил вырезать или точить из дерева или кости.
2 группа
Внешний облик Петра I
Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста — 204 см — он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 39 размера, а одежду 48 размер.Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова была также мала по сравнению с телом.
Окружающих пугали очень сильные судорожные подёргивания лица, особенно в минуты гнева.
В своем образе жизни он подавал пример простоты обхождения и бережливости. С каждым из своих подданных он обращался как с равным, совершенно просто. От своих подданных он требовал: «Будь исправен, будь проворен и говори правду. Боже тебя сохрани солгать, хотя бы что и худо было»
3 группа
Черты характера Петра I
У Петра I практическая сметливость и сноровка, весёлость, кажущаяся прямота сочеталась со стихийными порывами в выражении как ласки, так и гнева, а иногда и с необузданной жестокостью. В гневе он мог избить приближённых. Жертвами своих злых шуток он избирал «знатных персон» и «старых бояр» .
Петра I отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание много узнать и многому научиться. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице. Он хорошо знал 14 ремёсел: был плотником, кузнецом, токарем, корабельным мастером, артиллеристом и даже зубодёром.
Неутомимый, волевой царь Пётр всё хотел постичь. Он хорошо изучил математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Эти качества и позволили ему многому добиться и заслужить от современников уважение и славу… В зрелые годы Пётр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию.
Летом он ездил в одноколке, а зимой в санях в одну лошадь. Петр запретил падать перед ним на колени или на землю, а велел просто кланяться. Но низкопоклонства он не любил. «Не кланяйся так, братец, не кланяйся, - сказал он одному из своих приближенных.- Я вам от бога приставлен, и должность моя смотреть, чтобы во всем соблюдалась должная справедливость». Он не любил, если кто, встретив его , остановится. Таким он обыкновенно говорил: « У тебя свои дела, а у меня свои: ступай себе своей дорогой».
4 группа
Государь не любил роскоши. Одно платье он носил по году, простой суконный кафтан по два года. Нередко ходил в чулках, зашитых его супругой. Царь Петр не раз говорил: « Мне мотать не из чего: заслуженного жалованья у меня не много, а с государственными доходами надо осторожно поступать – я должен в них отдать отчет Богу».
Учитель. Царь Петр был бережлив. Когда императрица подарила ему вышитый блестками кафтан, и несколько блесток упало на пол, он сказал ей: «Знаешь ли, Катенька, на деньги, что стоят упавшие блестки, можно бы сутки прокормить солдата.»
Понаблюдаем. Слайд №6
Предлагаю вам совершить мини-экскурсию в музей. Слово нашим экскурсоводам.
1 экскурсовод
Перед вами корабли Петра Первого, построенные в Воронеже.
Однажды маленький Петр осматривал старые вещи в доме прадеда Никиты Ивановича Романова и нашел брошенную лодку. Это оказался английский бот. Нетерпеливый Пётр хотел сразу отправиться в плавание по реке Яузе, но плот был неисправен. Тотчас отправились искать плотника. С детства Петр страшно боялся воды, больших трудов стоило ему преодолеть страх. Из Голландии выписали мастеров и построили корабельную верфь . Петр прошел все чины сухопутной военной службы, решил сам научиться строить корабли и с точностью узнать морскую службу. Главный мастер заложил две яхты: для себя и для Петра. Петр сам забивал гвозди, клал каждую доску. Невероятно, но факт, что Петр опередил своего учителя и закончил работу раньше.
. Исценировка
Звучат фанфары труб
Петр I (обращается к Меншикову) – А скажи-ка Данилыч, как у нас идут дела?
Меньшиков – Продвигаемся помаленьку. Вот вчерашнего дня в церкви Преображения по окончании службы солдаты при выходе стригли бороды прихожанам, а кто не подчинялся, ну того наказывали маленько.
Петр I – Маленько.
Меньшиков – Побили батогами.
-Почему Петр1 заставлял сбривать бороды? Давайте узнаем
2 экскурсовод Перед вами картина И.Филипса «Укорочение кафтанов на заставе»
У наших предков были золотые кафтаны, дорогие шубы, длинные бороды. Этим они отличались от европейцев. Петр выписывал из-за границы иностранцев, которые выходя на улицу, подвергались опасности. Вскоре царь издает указ о том, что все дворяне и военные люди должны брить бороду, носить новое платье, похожее на платье немцев и голландцев. Петр был неумолим: он приказывал на улицах обрезать полы кафтанов у упрямцев и брать штрафы с не хотевших расстаться со своими бородами.
Звучат фанфары труб
Инсценировка
ПЕТР I (обращаясь к Головину): А скажи-ка, Гаврил Иванович, как там наши юноши за границей обучаются, когда я их экзаменовать буду?
ГОЛОВИН: На днях вернутся из-за границы пятеро. Да вот, Петр Алексеевич, неохотно наши дворяне за границу едут, учиться не хотят.
ПЕТР I: А мы указ издадим о запрещении молодым дворянам жениться, если школы не окончили.
(К Петру I бросается молодой щеголь).
ЩЕГОЛЬ: Батюшка-царь! Не издавай указ. Хочу жениться, невеста больно хороша, Елизавета Бутурлина.
ПЕТР I:Так женись! Как звать то тебя?
ЩЕГОЛЬ: Василий.
ПЕТР I: А невеста то далеко, Василий?
ЩЕГОЛЬ: Да здесь она, Ваше величество.
ПЕТР I: Так зови ее!
(Парень выводит смущенную девушку)
ПЕТР I: Хороша у тебя невеста, Василий. Когда свадьба-то?
ЩЕГОЛЬ: Да хоть завтра!
ПЕТР I: А школу- то закончил?
ЩЕГОЛЬ: Нет, батюшка-царь, не хочу учиться.
ПЕТР I: Ну, Василий, тогда с женитьбой придется повременить. Вот школу окончишь, тогда и на свадьбу зови.
ЩЕГОЛЬ: Батюшка-царь, Петр Алексеевич!..
ПЕТР I: И не проси, Василий. Вначале учиться, а потом жениться.
- Почему Петру I пришлось вынуждать дворянских сыновей к учебе?(Потому что он считал, что Россия отстает от Европы, народ малограмотный, необученный, ленивый. Поэтому он издал указ, чтобы дворяне, бояре выучились, а потом женились.Это его одна из реформ)
3 экскурсовод С большим уважением относился Петр к знаниям и знающим людям. Петр понимал, что без знаний, опыта и помощи Европы не обойтись, поэтому всячески старался привлечь западных специалистов для работы в России, не скупясь ни на деньги, ни на щедрые посулы. Важное условие, которое Петр ставил приглашенным иностранцам – обучение русских.
Слово “учиться” стало важным в петровских преобразованиях. Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы – навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Еще со времен первой поездки за границу, Петр вынашивал план создания морской школы в России. В 1701 г. его указом открывается в Москве Навигацкая школа. В составлении программы принимал участие сам царь, упор делался на математические и морские науки – арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация. Дворяне в новое учебное заведение поступали неохотно, поэтому приходилось их брать “с принуждением”. Большинство дворянских сынков бегали от учебы, Петр издал указ запретить жениться, пока не получат образование. Около пятисот учеников школы получали ”кормовые деньги”, а те, кто победнее, еще и одежду. Школа просуществовала до 1715 г. и передала эстафету открывшейся в Петербурге Морской Академии.
ПетрI был основателем первого русского музея – Кунсткамеры, где посетителям показывали разные интересные диковинки, собранные со всего света. Созданная Кунсткамера- положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов.
Для расширения кругозора всех русских людей в 1703г. была издана первая русская газета «Ведомости».В ней печатались, в основном, новости из других стран. Слайд №7. Перед вами заглавный лист первой русской газеты «Ведомости», вышедшей в 1704 году.
При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.
Слайд №8
В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв. Произошли изменения в русском языке, в который вошли четыре с половиной тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.
Пётр I ввёл арабские цифры, которыми мы пользуемся сейчас. Потому, что раньше цифры обозначали буквами, а это было трудно и неудобно.
Для печатания учебной литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.
Развитие книгопечатания сопровождалось началом книготорговли, созданием в 1714 году государственной библиотеки.
Петр в 1700г. приказал считать началом года не 1 сентября,
а 1 января. Одновременно ввел счет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.
В допетровские времена новый год на Руси начинался с 1 сентября, а день 1 января считался языческим праздником, который, естественно, не приветствовался христианской церковью.
В 1699г. Петром I был издан указ, согласно которому за начало года стали принимать 1 января. Петр следил чтобы новогодние праздники отмечались не беднее и хуже, нежели в иных европейских странах. В царском указе повелевалось знатным людям устанавливать перед воротами украшения из сосновых деревьев или ветвей можжевельника, бедные могли ограничиваться любым деревцем или ветвью на воротах, которое украшали фруктами, конфетами, орехами, овощами. Стали проводиться маскарады, праздники с фейерверками, иллюминацией.
В 1717 г. выходит книга «Юности честное зерцало»- своего рода учебник этикета. В книге говорилось о том, как должны себя вести молодые дворяне.
Петр Iв вез в Россию картофель, табак, а по утрам заставлял пить кофе.
ПетрI.
4 экскурсовод
Слайд №9. Перед вами картина А.В.Серова « Петр I на набережной Невы»
16 мая 1703 г. Царь Петр своими руками срубил березу и сделал из нее крест. Утвердив его в земле, сказал: «Здесь будет крепость и церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла», отчего крепость стала называться Петропавловской, а вскоре возникший вокруг нее город – Санкт-Петербургом, т.е. городом святого Петра. Трудно было строить город на низком болотистом месте, которое иногда затоплялось водой с моря. Но для великого Петра не существовало препятствий. Работа кипела беспрерывно. Десятки тысяч рабочих из разных областей вызваны для построения города. Всеми работами распоряжался царь лично, трудился с топором в руке, подавая пример остальным.
Слайд № 10. Для него построен был домик в 2 комнаты с сенями и кухней. Этот домик сохранен и поныне. Одна из комнат сохранена в прежнем виде: стол, шкаф сделаны руками Петра. Петр часто ходил по городу с планом в руках, распоряжался работами, кого наградит ласковым словом, а кому пригрозит дубинкой, с которой он обыкновенно ходил по городу. Часто город он называл рай. Здесь он беседовал запросто с матросами, крестил детей, ходил за гробом простых людей.
Учитель. Вникал Петр в большое малое. Заметил, птиц мало по берегам Невы, велел купить в Москве несколько тысяч и выпустить в Петербурге. Приготовились послушать пение певчих птиц птиц.( Упражнение на релаксацию.)
-
Реформы Петра I.
Реформы Петра I.
В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в
результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться 2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах.
Чтобы вывести Россию из отсталости, Пётр стал строить заводы и фабрики. Он давал купцам деньги, не брал с них налоги и тысячи крестьян направлял на заводы. За 25 лет Пётр создал более двух сот заводов и фабрик. На этих заводах изготовляли оружие, боеприпасы, ткани, кожи, получали железо. Пётр не разрешал привозить из-за границы те товары, которые выпускались в России.
Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Таким образом, знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.
Пётр заставил бояр сбривать бороду для того, чтобы русские люди были похожи на европейцев, а не на стариков. Кроме того, царь питал неприязнь к традиционной русской одежде - длинным платьям с широкими рукавами. Он считал, что она стесняла движения и мешала работать. Вскоре вышел царский указ: отныне надлежало носить вместо русского платья венгерские кафтаны.
Во времена Петра Первого появились и первые модники. Наряд русского дворянина изменился до неузнаваемости, неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка и галстук в виде ленты, поверх одевался камзол и кафтан. Кафтан носили незастегнутым - нараспашку. В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия. Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги – ботфорты.
- Проверим что вы узнали о реформах Петра I из учебника
На доске выставлены карточки со слов детей:
ЦАРЬ ЧЕЛОВЕК
Открыл школы трудолюбивый
Построил город Петербург простой в обхождении
Учеба за границей требовательный
Вышла первая газета не любил роскоши
Ввел арабские цифры бережливый
Новый год стали отмечать 1 января любознательный
Создал армию, флот, заводы, фабрики настойчивый
решительный
сильный
бесстрашный
. НО: люди нищали, бежали на
Закройте глаза и представьте что, вы потешные полки Петра I.
( выполняют под музыку марша Преображенского полка)
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!
Флот плывёт к родной земле
Флаг на каждом корабле.
Мы теперь Петра полки!
Раз! Два! Три!
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
И направо, и еще
Через левое плечо.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!
6. Вторичное закрепление
А теперь проверим как вы запомнили.Задания группам.
1группа- составить газету «Реформы Петра I». (раздаю материалы, которые ранее заготовила)
2 группа-отгадает кроссворд
Кроссворд
1.Первая русская газета.
2.Орган управления страной.
3.На реке Воронеж был построен русский...
4.В ходе Северной войны появилась регулярная...
5.Навигацкие, артиллерийские, инженерные, "цифирные"...
6.Область, которой управлял губернатор...
7.Кунсткамера - это первый русский...

-Какое слово получилось по вертикали?
-Подходит ли это слово к оценке деятельности Петра I?
-3 группа- поработает с текстом с недостающими данными.
Вставьте в текст пропущенные имена и даты.
В _________ году родился первый император России __________. Он был _____ ребенком в семье. Отцом Петра I является царь __________________________________, а матерью - _________________________________. Отец Петра умер, когда мальчику исполнилось _____ года. После смерти отца на престол взошел старший сын от первого брака _______________. Когда Федор скончался, правителями стали малолетние __________ и _________. Однако фактически власть оказалась в руках их сестры ______________. Она правила ________ лет.
После раскрытия заговора против __________, Софью сослали в монастырь, и он стал единоличны правителем.
Итог занятия
Мозговой штурм ( Игра «ты мне я тебе»)
1.Какой титул получил Петр I в России?
2.Во сколько лет ПетрI был провозглашен на престол?
3.Какое увлечение было у Петра?
4.Как назывался его полк?
5.Из кого набирался этот полк?
6.Что дала Петру I эта игра?
7.Чем отличался ПетрI от европейских государей того времени?
8. Каковы главные черты характера Петра?
9. Что нового появилось в России при Петре?
10.Какие дела Петра I вошли в историю?
11.Зачем надо было устанавливать контакты с европой?
12.Когда был заложен город на Неве?
13.С чего началось строительство города?
Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?
-Петр I – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.
-Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой.