СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Певец моря» Жизнь и деятельность Айвазовского

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Певец моря»

Жизнь и деятельность Айвазовского.

Просмотр содержимого документа
««Певец моря» Жизнь и деятельность Айвазовского»


«Певец моря»




Эпиграф к уроку:

Айвазовский, кто бы  и что ни говорил,
есть звезда первой величины во всяком
случае
,  не  только у нас, а и в истории
искусства вообще
.

И. Н. Крамской 


1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала.

На прошлом занятии мы с вами говорили о романтизме и о его проявлении в искусстве

- Что вы можете сказать о романтиках? Каковы были основные идеи романтизма?

Романтизм – это стиль в искусстве первой трети XIX века. Одновременно так называли целую эпоху. Романтики, отрицая действительность, критикуя абсолютизм и буржуазию, выдвинули идею бесконечного движения, развития. Можно выделить два лагеря романтиков: у одних – человек – игрушка судьбы, объект пассивный. У других – личность, бунтующая против враждебного ей окружающего мира. Их герой – мятущийся, борющийся, создающий свой мир, хотя пути ему не ведомы.

Как вы уже поняли, речь на сегодняшнем уроке пойдет о жизни и творчестве Айвазовского. Давайте запишем годы жизни (1817-1900)


Какие цели мы можем поставить перед изучением темы?

Цель: раскрыть черты романтизма в творчестве Ивана Константиновича Айвазовского.


1) Жизнь и деятельность Айвазовского.

Главной темой картин Айвазовского стало море.

Море! Может ли не полюбить море тот, кто хоть раз его видел? То ласковое, то гневное, изменчивое, как живое существо, сколько вдохновенных образов рождало оно в искусстве. Давайте вспомним, кто из русских поэтов обращался к образу моря? Приведем примеры.

А.С. Пушкин:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной.
Ты катишь волны голубые.
И блещешь гордою красой.

Все вы читали стихи А.С. Пушкина «К морю», «Море», где море—образ не пейзажный, а символический, море—символ жизни. А вот строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он мятежный, просит бури,
Как будто в бури есть покой!

За кажущейся простотой этого стихотворения скрывается сложный образ моря—выбора жизненного пути.


Давайте, обратимся к теме и эпиграфу нашего урока.

С творчеством, какого художника мы будем знакомиться? Как вы уже поняли речь на сегодняшнем уроке пойдет о жизне и творчестве айвазовского. Давайте запишем годы жизни 1817-1900


«Он был певцом о море ...», так как сам Айвазовский говорил: «Море - это моя жизнь».

И действительно, он страстно, до обожествления преклонялся перед объектом своей любви - морем. Обладая колоссальной трудоспособностью, за долгие десятилетия он создал около 6.000 картин. Творчество И.К. Айвазовского - это своего рода морская энциклопедия, из которой можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия: и штиль, и легкое волнение, и шторм, и буря, производящая впечатление вселенской катастрофы.

Лекция учителя:

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский (предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши) родился в Феодосии в армянской семье 17 июля 1817 года. Уже в раннем детстве мальчик проявил исключительные способности к рисованию и музыке. Двадцати лет он с большой золотой медалью окончил Петербургскую Академию художеств и в 1840 году был направлен в Италию для усовершенствования. Через четыре года Айвазовский – европейски известный художник, почетный член нескольких академий – с триумфом возвращается в Россию. С почестями встретили мастера в Петербурге. Он удостоен звания академика, живописца Главного Морского штаба. Однако его не прельщала беспримерная слава. Многие были изумлены решением молодого академика уехать в Феодосию. «Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит», – заявил царь, узнав о его отъезде из столицы. Айвазовский верил в демократические идеалы, его сердце было с Россией, которую для него олицетворяли декабристы, Пушкин, Гоголь, Белинский, Глинка. С некоторыми из них художника связывали дружеские отношения. В родной Феодосии живописец построил на берегу моря дом, где трудился до конца жизни, оставив потомкам около шести тысяч картин. Безусловно, не все из них равноценны. Главное в наследии Айвазовского – марины, где воплощен могучий образ моря. Почти ежегодно художник устраивал выставки произведений в различных городах России, Европы и Америки. Он прославил русскую школу живописи за границей. Был удостоен французского ордена Почетного легиона, других зарубежных наград. Его автопортрет помещен во флорентийской галерее Уффици.

7

Айвазовский прошел академическую школу, оставаясь в душе поэтом. Уже в ранних вещах достиг удивительной жизненности, эмоциональности, не свойственных, пожалуй, никому в такой степени, выработал оригинальную живописную манеру. Палитра художника с годами становилась все более светлой, экономной.

Внимательно вглядываясь в марины художника, можно почувствовать, что, изображая морскую стихию, водное пространство, он, по сути дела, передает жизнь света. Свет для него – созидательная сила, символ жизни. Недаром живописец как-то сказал: «Те картины, в которых главная сила – свет солнца, надо считать лучшими».

В последних полотнах мастера свету придано особенно сильное звучание. Он изливается на природу из невидимого источника, прорезая тьму мощным снопом.
Своеобразно цветовое мышление Айвазовского. На полотне он дает иногда удивительное, поражающее декоративным великолепием сочетание красной, синей, зеленой, желтой красок. Глядя на его марины, зачастую забываешь о сюжете и воспринимаешь их как гимн цвету. В творчестве выдающегося мариниста воплотились такие черты, как жизнелюбие, мечтательность, любовь к колористическому богатству. Кроме красот России, Украины, Кавказа, Айвазовский неоднократно обращался и к природе Армении.


Айвазовский работал не покладая рук. Бывали дни, когда он создавал по нескольку картин. «Иметь, чтобы помогать» – таков девиз художника. Большую часть средств, которые приносили многочисленные полотна, тратил на благотворительные цели. Айвазовский основал в Феодосии картинную галерею, художественное училище, историко-археологический музей, содействовал сооружению железной дороги. Помогал нуждающимся жителям многих городов России, студентам петербургской Академии художеств, Красному Кресту, ветеранам обороны Севастополя и семьям погибших в Крымской войне. Во время военных действий находился в Севастополе, на передовой, воодушевляя русских солдат. Живописец живо интересовался жизнью разбросанных по всему миру соотечественников. С его помощью строились армянские школы и типографии, издавались литературные труды. Он оказывал материальную поддержку людям искусства, обеспечивал кровом соотечественников, чудом спасшихся от гибели и добравшихся до Феодосии


Айвазовский являлся живописцем Главного морского штаба .Он принимает участие в военных операциях.создаёт картины с батальными сценами.

Движения живых стихий, – говорил Айвазовский, – неуловимы для кисти: писать молнию порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их».


Он прожил долгую жизнь и сохранил удивительную работоспособность до конца своих дней. Смерть застигла его в мастерской, за мольбертом. Сгусток гнева и боли являет собой начатое 2 мая 1900 года – в последний день жизни живописца полотно «Взрыв турецкого корабля», которое так и осталось на мольберте неоконченной неоконченным…

Его знал и любил весь город. Никто не уходил от него, не получив помощи и поддержки. Когда он умер в апреле 1900 года, все население провожало его в последний путь.

На памятнике, воздвигнутом на могиле Айвазовского, начертано: «Рожденный смертным оставил по себе бессмертную память».

«Близ могилы твоей с шумом в брызги волна
О холодный песок разбивается.
Брызги - слезы ее, это плачет она,
О тебе, дорогом, сокрушается.
Ты так море любил, ты его прославлял
Своим гением, кистью могучею.
Вечно будет катить море вал свой на брег
Поминать тебя шумною тризною.
Так и ты, дорогой, будешь памятен век
Прославляем твоею Отчизною».

Айвазовский писал свои картины по совершенно исключительной зрительной памяти. Он ничего не выдумывал. Все, что он изображал, он видел в действительности. Чаще всего он рисовал бурное море, ураганы, кораблекрушения, передавая неуловимый ритм морского прибоя.


Черты романтизма в произведениях художника.


- Почему картины художника относятся к направлению романтизма? В чем это проявилось?

Умение видеть в самом прозаическом поэзию, выдавало в нем личность романтическую. Уникальная зрительная память, виртуозное мастерство позволяли ему легко справляться с любой живописной задачей.

Он чувствовал себя перед холстом так же, как стихотворец перед чистым листом бумаги. И, давая свободу воображению, вдохновенно творил поэмы о море.
Стихия Айвазовского-мариниста – буря. Он часто писал кораблекрушения, людей, борющихся с волнами, помогающих друг другу. В широко известных полотнах «Девятый вал», «Радуга», «Буря у мыса Айя» он воспел смелость и волю человека. Исполнял огромные полотна в полнокровной, сочной гамме красок, отличавшихся броской романтической красотой. Критики не раз оценивали ее как надуманную. Но таков творческий метод Айвазовского, обусловленный во многом народно-поэтическим восприятием природы. Вот почему самые драматические изображения «бурь» призваны не поразить, устрашить зрителя, а наполнить его сердце глубокой любовью к жизни, природе.

На «сказочность» его мировосприятия проницательно указывал Ф. М. Достоевский. «В его буре есть упоение, – писал он, – есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой настоящей буре».


Подведение итогов

Айвазовский сохранил искренность и непосредственность душевных порывов и не боялся руководствоваться ими, стоя за мольбертом. Он не смог, да и не пытался, освободиться от некоторых академических доктрин, усвоенных им в годы ученичества, но уже даже в начальный период самостоятельного творчества воспринимал мир удивительно жизненно и эмоционально. Это резко выделяло его из академической среды. Его мировосприятие никогда не менялось, он остался верен своему романтическому характеру или, вернее, живописным урокам моря, с которым подружился еще в детстве.

На «сказочность» его мировосприятия проницательно указывал Ф. М. Достоевский. «В его буре есть упоение, – писал он, – есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой настоящей буре».


Домашнее задание.

Напишите рецензию на картину И.К.Айвазовского «Девятый вал».

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!