СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Певец родных просторов: о поэтическом наследии Х.Б.Сян-Белгина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хасыр Бикинович Сян-Белгина жил в другой системе ценностей, и свыше ему была дарована связь миров и звеньев вечно бегущего времени.

Просмотр содержимого документа
«"Певец родных просторов: о поэтическом наследии Х.Б.Сян-Белгина"»


«Певец родных просторов»


Введение

« Я – песня, в которой дано мне беречь,

Певучую степь, как певучую речь!»

Эти полные душевной щедрости и поэтически нежные слова принадлежат народному поэту Калмыкии, нашему земляку Хасыру Бикиновичу Сян-Белгину. Ярким примером национальной культуры является творчество Сян-Белгина Хасыра Бикиновича. Он был поэтом, настоящим, от Бога. Он не писал – он пел, и его песня была сладка и неповторима. Нам, современникам творчества Х.Б. Сян – Белгина выпала благородная миссия донести до потомков его мысли, чувства, образ жизни и мироощущения.

Целью моей работы – на примере творчества Х.Б.Сян-Белгина показать духовное наследие старшего поколения калмыцкого народа. Предметом исследования стали жизнь и творчество нашего поэта –земляка Х.Б.Сян-Белгинга. Материалом исследования стало организация и деятельность литературного школьного музея имени народного поэта Калмыкии Хасыра Сян-Белгина. Х.Сян-Белгина отличила высокая требовательность к себе и своему творчеству. Истоки его поэзии – в народном слове. Но вот главное – он значительно расширил звуковой рисунок калмыцкого стиха. Х.Сян-Белгина трудно переводить, потому что его стихи изящные, образные, построены на аллитерационном созвучии, тончайших ассоциациях. У него самобытное поэтическое мышление и мастерство. Им владела и вела по жизни одна страсть – любовь к степи.

«Степь широкая – вот мой дом!

Буйный ветер – песня моя!

Спросят: «Где родные края?»

- Там, в степи, - скажу, - за хребтом.

Мне в степи, - и любить, и петь,

И родиться и умереть.»

И в жизни, и в поэзии все было именно так. И имя его будет жить долго, ибо любовь и степь – категории вечные.

«Жизнь и творчество народного поэта Калмыкии Х.Б.Сян- Белгина»

Сян-Белгин Х.Б. родился в 1909 году 25 сентября в урочище «Булмукта» Баруновского сельсовета Юстинского района. Отец – Сян-Белгин Бикин Бембеевич был пастухом у русских кулаков- скотоводов Нечаевых из села Никольское Астраханской области. С семи лет стал подпаском у отца, он был близоруким и его называли – слепым Бикином. После смерти отца, осенью в 1920 –м году поступил в Цаган-Аманский детский дом, который был переведен впоследствии в поселок Енотаевск Астраханской области, где находилась ставка Юстинского района КАССР. Находясь в детдоме, учась в Енотаевской семилетней школе в 1925 году был избран членом бюро райкома комсомола, работал председателем бюро Юстинского района. В 1927 год участвовал в отряде « ЧОН» под командованием военкома Шаваева Э.Ш. по борьбе с бандитизмом, за что был не забыт советской властью и награжден орденом «Знак Почета» в юбилейный год 50-летию Октября. В этот же 1927 году был направлен райкомом партии на учебу в четырехгодичную Калмсовпартшколу, которую окончил за два года в 1929 году. С июля 1929 году работал райорганизатором культпохода и председателем особой комиссии по ликбезу. В декабре 1929 году был избран секретарем Юстинского района комсомола. В 1930 году был избран председателем потребобщества « Смычка» Барунского сельсовета Юстинского района. В 1930-1931 учебном году был назначен директором Ики-Маланской начальной школы Сарпинского района. С июля 1931 года был назначен ответственным секретарем журнала «Мана-келн» сотрудником газеты КАССР «Хальмг Унн». В 1935 году решением Обкома партии был назначен редактором художественной детской литературы, вновь созданном КалмГосиздательстве. В 1929 году в журнале «Мана келн» впервые были опубликованы произведения молодого поэта: стихотворение «Волна» и сатирическая пьеса «Выход из темноты». Уже первые поэтические произведения выражали отношение Хасыра Бикиновича к жизни, прославляли человека труда, ощутившего радость свободной жизни. Успех окрылил его. Он много работает и в 1933 году издает свою первую книгу рассказов «Шулмусы», а в 1934 году книгу стихов «Дорога» и очерк «Пастушок» - все на калмыцком языке. Событиям гражданской войны посвящен рассказ – быль «Красный хотон». Создан он на основе действующих событий, во многом автобиографичен. В мальчике Санджи – многое от самого автора, в числе действующих лиц красный военком Отхонов Ходжа реальное историческое лицо, герой гражданской войны в Калмыкии. И вся остальная проза Хасыра Бикиновича правдива и жизненна. В 1935 году женился на Марии Алексеевне Рубцовой. В 1936 году родился сын – Арсентий. В 1937 году родилась дочь Мигмир Хасыровна. В 1937 году , в годы репрессии, был арестован по обвинению в организации буржуазно-контрреволюционного блока, по делу вместе с ним проходили С. Каляев, М Каруев, Г.Даваев. Арестованы они были после А.Пюрбеева I секретаря Обкома партии. Хасыру Бикиновичу предъявлялось обвинение в том, что он в своих произведениях, в частности в пьесе «Ончн бок», прославляет буржуазный строй, вспомнили и родственников по отцу, которые во время гражданской войны служили у белогвардейцев. В 1937 году Хасыр Сян-Белгин написал письмо И.В.Сталину – письмо писалось частями на папирусной бумаге, тайно передавалось на волю, и было отправлено частным лицом в Волгоград, а оттуда через почту в Москву. Судьба письма, как и всех таких писем того времени, осталось неизвестной. В результате – приговор «тройки» ст.58 – 8 лет ссылки без права переписки. В 1945 году было отправлено второе письмо «ничего не ведающему вождю». Ответ на него – продление ссылки еще на 10 лет. И все эти годы – 16 лет ни одной весточки от семьи. С января 1945 года работал шурфовщиком на приисках по добыче золота, с января 1949 года работал в отделе капстроительства землекопом, кладовщиком, чернорабочим, взрывником по февраль 1952 г. В 1953 году после смерти Сталина был отпущен, он смог воссоединиться с семьей – семья распалась на три части: одна – жена и дочь Мигмир в Калмыкии в совхозе « Степной», другая – мама поэта Олзят и сын Арсентий в Красноярском крае, куда были высланы в 1943 году и третья – он, на золотых приисках на Колыме. Больной, разбитый, он вернулся в родную семью и еще долгих 4 года до возвращения в родную степь занимался тяжелым физическим трудом. Только весной 1953 г соединилась семья Сян-Белгиных. В 1964 г. Х.Сян-Белгин написал рассказ « Хлеб и жизнь» о своем пребывании на Колыме. «.. Я много лет провел на Крайнем Севере, - вспоминал герой рассказа.- Колыма – это не сказка. Я тогда находился так далеко от степи, от своих близких, что думать не думал о том, что когда-нибудь вернусь в родные края. ..»

Из воспоминаний жительницы г.Элисты Людмилы Сердюк «Помнят сопки, Колыма и Магадан.» 26 сентября 2009 г № 87. Людмила Сердюк прислала письмо в «Правительственную газету», в котором рассказала о своей «встрече» с Хасыром Сян-Белгиным в Магаданском областном краеведческом музее. Она, в частности , сообщила, что среди музейных экспозиций, посвященных уникальным природным богатствам, благодаря которым Колыма снискала славу «валютного цеха» страны, специальный раздел отведен тем, кто в годы репрессий отбывал ссылку в этом суровом крае.«Зал очень мрачен, «вышки» - настоящие, перенесенные из лагерей, колючая проволока. Здесь хранится множество писем, рисунков, фотографий «врагов народа», к которым были причислены Сергей Королев, Георгий Жженов, Борис Слуцкий и десятки, сотни тысяч других. Хасыру Сян-Белгину посвящен отдельный стенд. Под стеклом – книга, письмо, телеграмма и , конечно, знакомый портрет поэта», - делится Людмила Сердюк. Старший научный сотрудник музея Сергей Ефимов рассказал ей о страшных лишениях, выпавших на долю нашего земляка. По его словам, признанного безнадежно больным поэта спасли врачи тюремной больницы Макс Львович и Соломон Львович Пинхасик. Позднее Сян-Белгин писал: «Я помню и никогда в жизни не забуду их слова: « Какие у него умные глаза!». В 1967 году он выразил искреннюю благодарность братьям. Вернувшись из Магадана, Людмила, которая в 70-х годах прошлого века работала в детской библиотеке и встречалась с Хасыром Бикиновичем во время проведения «Книжкиной недели», побывала у его внучки. Марина поделилась своими воспоминаниями о том, как у них дома собирался весь цвет калмыцкой литературы и велись бесконечные споры о родном языке, его богатстве, красоте, меткости выражений..« Мое поколение знает о сталинском режиме из рассказов родителей, книг, кинофильмов. И мы не имеем право предать забвению память о тех, кто пережил депортацию, проложил Колымскую трассу, чьи кости обнажаются на разбитой машинами и размытой весенней распутицей дороге, - дороге, которую строил и наш поэт Хасыр Сян-Белгин. В память о жертвах сталинских репрессий на самой высокой сопке в Магадане установлен монумент. Его автором является Эрнст Неизвестный»,- пишет Людмила Сердюк.

С нами поделилась воспоминаниями внучка поэта Марина Сян-Белгина:

«…Прежде всего, я запомнила Хасыра Бикиновича как своего дедушку. Мне было шестнадцать, когда его не стало, и в те годы я просто не воспринимала деда как знаменитость.В молодости Хасыр Бикинович много ездил по районам – собирал сказки, предания. Очень любил общаться с теми, кого называют простыми людьми. И сам был простым. Доверчивым. Наверное, оттого, что всегда стремился видеть в людях хорошее. Даже репрессии не сломили его. Он подорвал там здоровье, но сохранил свое жизнелюбие. Самое тяжелое было после лагеря – как раз таки сохранить любовь к жизни. Ходить по улицам, когда с тобой не здороваются и при встрече отводят взгляды; верить людям, когда даже родственники поменяли фамилию, дабы избежать гонений.. Статья 58. Враг народа….Нужно было иметь силу духа, чтобы не ожесточиться – сохранить себя. Деду, как и многим политзаключенным, скорее всего, помогла искренняя вера в идеи коммунизма. Уж он точно верил. И революцию принял всем своим сердцем. Одно время Хасыра Бикиновича настоятельно просили написать заявление – просьбу восстановить в партии. Дед отказался: « Я партбилет на стол не бросал – вы меня сами исключили, поэтому ничего я писать не буду». После очередных уговоров его вызвали «на ковер» в обком, где он заявил: « Вступать в партию не могу – я верующий». Конечно, в этом заявлении есть доля дедушкиного упрямства, но думаю, он сказал тогда правду»- делится внучка Марина Хасыровна.

Андрей Джимбеев вспоминает о Х.Б.Сян-Белгине: « Хасыр Бикинович был человеком очень открытым. Всегда говорил, что думает. Даже после того, как поплатился за свое свободомыслие. В Магадан он оказался в 1937 году из-за своей басни, где рассказывалось о начальнике – верблюде и секретаре- козе. Конечно в этом увидели политическую подоплеку и отправили его в лагерь… Такие вот истории доводилось слышать. Хотя, конечно, о многом нам не рассказывали. На их долю выпало много испытаний. «В подстрочниках его стихов, как россыпи алмазов, густо сверкали самобытные образы, от них веяло запахом степных трав и детской изумрудной сказкой. Он умел находить слова, которые навсегда врезались в память. Редкий дар даже для поэта. Он жил в стране, которая называется «поэзия» и данность этого мира была для него иллюзией и тщетой. До самой смерти он сохранил детскую непосредственность восприятия мира, не утратил небесного дара удивляться. И когда он шел по улицам Элисты, казалось, ангелы что-то нашептывают ему на ухо, а небо распахнуло дверь в немыслимые высоты, и Бог склонил свое лицо над Хасыром. Он жил в другой системе ценностей , и свыше ему была дарована связь миров и звеньев вечно бегущего времени. Он видел то, что не может уловить человеческий глаз, ощущал изменения мира, происходящие в немыслимо короткие мгновения. Все стихи он наговаривал на улице, пробуя на вкус каждое слово. А вернее – вслушивался в неясный шепот неба, отслаивая для себя, от потока информации эпитеты и сравнения, мысли и темы. Не каждому поэту дан такой дар. Хасыру – было дано. Только тело его жило в этом материальном мире, душа и сердце – в поднебесье. 25 января 1980 году перестало биться сердце поэта. В день похорон Хасыра Сян-Белгина неожиданно вцепился в степь мороз, земля смерзлась и копать могилу было тяжело. Природа словно противилась его смерти, нне давала опустить его тело в могилу. Природа не верила, что он умер. Не верим и мы. Смертно только тело, душа – вечна. Она там, высоко-высоко над нами. И смотрит на нас, и связывает оборванные звенья фраз, и создает сказочные образы и приходят в наши сны…» - писал Олег Манджиев. Своим творчеством родине, народу и стране Хасыр Бикинович Сян-Белгин верно служил до последнего дыхания.

«С любовью о Поэте»

О Хасыре Сян-Белгине, народном поэте Калмыкии написано немало статей, стихов, воспоминаний. Есть и книга филолога Г.Глинина «Поэта настоящего прозренье», посвященная его самобытному творчеству. Мы собрали высказывания литераторов и писателей о Поэте.

«Многие пытались примерить на себя рубашку Хасыра Сян-Белгина, но не всем она пришлась по плечу…»- так писал профессор КГУ Анатолий Шалхакович Кичиков. Хасыр Сян-Белгин – блестящий знаток устного творчества. Многие его стихи и поэмы овеяны фольклорной мудростью, воплощает не меркнувшие сказовые традиции. О наследии Сян-Белгина профессор КГУ А.Ш.Кичиков говорил: «Творчество Х.Б.Сян-Белгина надо воспринимать как фольклорно-этнографическую память народа. В нем дух сказочного, героического эпоса. У Сян-Белгина есть удивительная поэма-сказка «Мазан» - легендарно-эпическая биография выдающегося полководца Мазана. Посмертно память героя обросла сказками, легендарными деталями. Х.Б. Сян-Белгин бережно сохранил легенду и представил нам и в поэтической обработке. Кстати, он переводил сказки Пушкина на калмыцкий язык. В нескольких словах определить своеобразие этих переводов невозможно, ведь на фольклорную поэтику Пушкина он смотрит глазами калмыка. Пушкинские сказки в его переводе надо читать не только для того, чтобы знать Пушкина, сколько для того, чтобы знать калмыцкий язык. Трудно переоценить значение его творчества – он находил исторические прототипы, работал с летописным материалом, дополняя создавал полные образы, то есть извлекал их из небытия. Сегодня Х.Б.Сян-Белгин еще не прочтен.» В Синьцзяне проживает много родственников Мазан-баатра, героя не столько калмыцкого народа, но и башкирского. Там, в провинции Китая, имя Мазан-баатра свято. Считаю необходимым перевод произведений Х.Б.Сян-Белгина на «Тодо бичиг» с тем, чтобы китайские калмыки познакомились с его наследием и оценили поэта по достоинству».

«Могучий талант Хасыра Сян-Белгина еще не оценен, каждая его строка – золотое наследие»- писал народный писатель Калмыкии А.Г.Балакаев .

«Хасыр Бикинович дал мне путевку в литературную жизнь. Я написал басню на родном языке, дал ему почитать. Он одобрил мой первый поэтический опыт. Басня вышла на страницах газеты «Хальмг унн».Кстати, первая басня в калмыцкой литературе. Хасыр Бикинович радовался этому, наверное больше, чем я» (Т.Бембеев, народный писатель Калмыкии)

«Мальчишкой он был таким же, как и другие мальчишки степного края: любил приволье, верховую езду, покорных и дружелюбных к детям верблюжат. Рос, как все. Только любопытство и наблюдательности было у него побольше, воображения и фантазии побольше. И еще чего-то трудно выразимого. Потому-то песня жаворонка и народная сказка глубоко западали ему в душу, степная травинка была неизъяснимо дорога, а дела рук человеческих, творящих представили перед ним как чудо» (К.Ерымовский , писатель)

«Образ прогуливающихся по улицам писателя отпечатался в памяти многих элистинцев, но для каждого из них существует свой СЯн-Белгин. Для кого-то это заботливый наставник, давший дорогу ныне известным писателям. Кто-то благодарен ему за театральный репертуар, положивший начало развитию сценического искусства в нашей республике. Кто-то восхищается его прямотой и открытостью…» (Б.Бюрчиев, журналист).

« Его жизнь и поэзия словно перекликаются с судьбой героя, о котором он писал в поэме «Борец-сирота». Хасыр Бикинович, сколько помнят его

современники, оставался бунтарем, борцом. Даже сталинские репрессии, которые прошлись по его судьбе в 1930 – е годы не смогли повлиять на основы его жизненных устремлений. Экспрессивное, пронизанное национальным колоритом, творчество Х.Сян-Белгина связано с исконными народными эстетическими представлениями, философией жизни» ( Н.Манджиев , филолог)

«Признание и любовь своего народа Хасыр Бикинович засмлужил потому, что всю свою жизнь жил его заботами и стремлениями» (Н.Санджиев, поэт)

«Стихи Ваши жить на земле помогают,

Удачу, надежду и сил придают.

Я творчество Ваше примером считаю,

Слагая начальную песню свою» (С.Бадмаев, поэт, посвящение Х.Сян-Белгину)

«Хасыр Бикинович с нежностью и заботой относился к детям, часто записывал детские мысли, обращая и наше внимание на интересные слова, сказанные нашей дочуркой, настаивал на том, чтобы мы записывали их. «Запиши и сохрани, а когда вырастет, дашь ей почитать». В детских разговорах он видел одновременно и непосредственность и мудрость» (М.Яковенко-Прокофьева, , друг семьи Сян-Белгиных)

Народный писатель Калмыкии Алексей Балакаев говорил на одной из встречи с учениками и учителями Барунской средней школы: «Хасыр Сян-Белгин – ваша гордость, учите его стихи, учитесь мудрости, заложенной в них. Ваш земляк, наш учитель, любил степь, знал ее легенды, историю своего народа. Все это нашло отражение в его самобытных стихах»

С момента создания музея педагоги школы, односельчане давно вынашивали мысль о присвоении образовательному учреждению имени земляка-поэта, наконец-то эта идея воплотится в жизнь.

2014 год запомнится тем, что Постановлением Главы АЮРМО РК №164 от 14 мая 2014 г «О присвоении МКОУ «Барунская СОШ» имени народного поэта Калмыкии Сян-Белгина Х.Б.», по ходатайству местного исполнительного комитета КРО ВПП «Единая Россия» одной из старейших школ республики –Барунской СШ , отметивший свой 95-летний юбилей, присвоено имя народного поэта Калмыкии Хасыра Бикиновича Сян-Белгина. Самобытное творчество этого Мастера Слова еще ждет своих исследователей, среди которых, возможно, будут и «барунцы».



Заключение

Мы живем в третьем тысячелетии и стремимся сохранить свою этническую самобытность, языковое богатство, словом, свое этнокультурное "лицо". Этого мы можем достигнуть, только воспитывая подрастающее поколение в любви и уважении к родному языку, в духе народных традиций и обычаев. Мы изучаем его самобытное творчество, ведь наш земляк ввел новое в технику калмыцкого стихосложения. Он рифмовал калмыцкий стих не только традиционно - в начале строк, но и в конце и даже внутри строк стихотворения, завораживая читателя пленительной образностью и неподражаемой простотой.

Учащихся нашей школы активно привлекают к работе в музее, в школе подобралась специальная группа - актив музея, занимающихся непосредственно музейной работой. Дети пишут творческие работы, выступают с ними на конкурсах. Также учащиеся школы, совет музея занимаются сбором материала о Багацохуровском улусе, истории родного края.

Совершая экскурсии, заочные путешествия, наши школьники приобщаются к родному языку, истории и культуре родного края. Музей является достопримечательностью села – предметом особой гордости односельчан. Музей органично вписался в программу этнокультурного воспитания школьников, над реализацией которой в рамках всероссийского и регионального нацпроекта «Образование» и «Культура» успешно работает педагогический коллектив школы.. Этнокультурная педагогика призвана воспитывать детей в духе национальных традиций, национального самосознания, ответственности за сохранение и развитие языка, культуры, обычаев. Мечтают также барунцы построить во дворе школы памятник своему именитому земляку. И эта мечта селян, несомненно, со временем станет реальностью. Помогут им в этом все те, кому близка и дорога национальная культура. В делах, поступках наши ученики стараются быть похожими на тех, кто жил на земле героев. Так, устроена человеческая память - духовный мост, через годы который помогает идущим обрести силу и красоту.


Список использованной литературы:


  1. Г. Глинин «Поэта настоящего прозренье» г.Элиста, 1972 г.

  2. «Дайте вспыхнуть поэзией мне!» Т.Бембеев статья из газеты «Советская

Калмыкия» 21.09.1977 г.

  1. «Хальмг улсин кеерул» Балакаев А.Г. статья из газеты «Хальмг унн»,

19.09.1994 г.

  1. «Я и мое» стихи Х.Б.Сян-Белгина

  2. «Говори, память!» статья Б.Бюрчиева «Известия Калмыкии» 2004 г

  3. «В музее великого земляка» Г.Хуншаева статья из газеты «Авангард»,

28.07.2009 г.

  1. « Заоблачный житель» Олег Манджиев «Из дневника писателя», статья из

газеты «Хальмг унн»

  1. «Ветер – песня моя…» Церенов Василий.

  2. «Млечный путь Хасыра» Г.Кукарека «Хальмг унн» от 06.09.2011 г

  3. «Хасыр Сян-Белгин» биобиблиографический указатель, г.Элиста, 2009















Приложение.Исходя из выписки из трудовой книжки Х. Сян-Белгина, можно узнать все перипетии его судьбы:

1945.Х.8. Принят шурфовщиком прииска им. Водопьянова.

1947.IX.6. Сторож магазина. (Переведен приказом).

1948.I.14. Уволен с прииска им. Водопьянова с направлением в прииск «Джелгала».

1948.I.20. Зачислен землекопом.

1948.II.30. Переведен на должность кладовщика.

1948.V.26. Освобожден от работы и направлен в распоряжение Утанской монтажной конторы.

1948.V.28. Зачислен рабочим.

1948.IX.21. Направлен в Утанский золото-рудный комбинат.

1948.X.13. Сторож магазина.

1948.XI.22. Переведен рабочим ЖКХ.

1949. IV.10. Уволен с откомандированием на прииск «Ветвистый».

1949.IV.11. Зачислен забойщиком участка №2 прииска «Ветвистый».

1949.VIII.9. Откомандирован на прииск «Горный».

1949.VIII.13. Забойщик.

1949.IX.23. Перемещен старшим промывщиком.

1951.I.2. Перемещен шурфовщиком.

1952.III.8. Перемещен на должность взрывника.

1952.VI.16. Назначен дежурным у щита электростанции.

1952.VIII.3. Перемещен рабочим участка.

1952.IX.1. Шурфовщик приисковой разведки.

1952.X.21. Назначен взрывником.

1953.II.12. Уволен с прииска «Горный» по ст.47 п. «а» КЗОТ РСФСР.

1953.IV.4. Первомайский свиносовхоз. Принят рабочим стройцеха.

С января 1949 года работал в отделе капстроительства землекопом, кладовщиком, чернорабочим, взрывником по февраль 1957 г.



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!