СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Певцы русской старины

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Певцы русской старины»

Технологическая карта урока по музыке

Тема, класс, четверть

Тема «Певцы русской старины».

3 класс

Педагогические цели: деятельностная

содержательная

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Раскрыть сущность выражения «певцы русской старины» на примерах произведений   русского композитора (Н.Римского-Корсакова).

Тип занятия

ОНЗ

Проблема занятия

Как называют гусляров (Певцы русской старины)

Задачи:


Предметные

  • учить размышлять о содержании музыкального произведения;

  • учить различать музыкальные инструменты по тембру;

  • учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины;

  • знакомить с музыкой композиторов: Н.А. Римского-Корсакова.

Личностные

  • развивать духовно-эстетические потребности ребенка;

  • обогащать эмоционально-волевую сферу ребенка;

  •  развивать интерес к искусству;

  • воспитывать музыкальную культуру учащихся.

Метапредметные:

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные:

  • Уметь ставить цель в постановке решения учебных задач при восприятии музыки;

  • Учить планировать собственные действия в процессе восприятия и исполнения музыки.

Познавательные:

  • Учить строить речевые высказывания

Коммуникативные:

  • Уметь вступать в диалог в процессе размышления о музыке.

  • Проявлять интерес к применению творческих подходов к выполнению заданий предложенных учителем.

Основное содержание темы, понятия и термины

Певцы русской старины, Музыкальные инструменты, Баян, гусли

Музыкальный материал

Н.А.Римский-Корсаков «Садко»; В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский «Песня о Родине»

Сценарий урока


Этапы


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые действия

формируемые умения

Организационный этап с мотивацией

  • Здравствуйте, ребята. Меня зовут Людмила Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.

  • А начать наш урок я хочу с одного стихотворения. А вы внимательно его послушайте.

Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?

Все ли готовы начать наш урок?

Молодцы, ребята!

  • Приветствуют учителя.

  • Слушают внимательно и походу проверяют, все ли на месте.

Развивать интерес к искусству (л.)


Этап актуализации

  • Какая тема была прошлого урока? С каким музыкальным инструментом познакомились на прошлом уроке?

  • Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие. А укажет нам путь музыкальное произведение, которое мы сейчас услышим

  • Ребята, вы внимательно слушали. Скажите, какая это музыка: современная или старинная?

  • Какой инструмент помог нам перенестись в прошлое?

  • Как вы думаете, давно ли появился этот инструмент? Сколько лет, на ваш взгляд, ему может быть?

  • Гусли – очень древний музыкальный инструмент. По некоторым данным им около 2 тысяч лет. К сожалению, история человечества скрыла от нас и возраст, и место их рождения.

  • Ребята, а как называют музыкантов, играющих на гуслях?


  • С гуслями.

  • Слушаем наигрыш


  • гусли







  • гусляры

Строить речевые высказывания (п.)

Уметь вступать в диалог в процессе размышления о музыке (к.)


Этап выявления места и причины затруднения

  • А еще их называют ?



  • А хотели бы узнать, как же называют еще гусляров?

  • Значит, какая тема сегодняшнего нашего урока?

  • Какая тема будет нашего занятия?



  • Какая цель будет нашего урока?

  • Предлагают варианты.






  • Ставят цель и тему урока

Размышлять о содержании музыкального произведения (пр.)

Различать музыкальные инструменты по тембру (пр.)

Уметь вступать в диалог в процессе размышления о музыке (к.)


Этап построения нового знания

 Аеще их называют «Певцы русской старины».

- Итак, сегодня нас в гости приглашают Певцы русской старины. Давайте подумаем, почему их так называют?





- А как играют на гуслях?

видео)

- Гусляр кладет инструмент на колени и перебирает струны пальцами. А сам же рассказывает былины и аккомпанирует себе игрой на гуслях, проводя по всем струнам сразу медиатором. Медиатор – это специальная маленькая пластиночка, в форме березового листочка, для игры на струнных инструментах. Пальцами другой руки музыкант приглушает отдельные струны, чтобы получить красивое звучание.

  • А сейчас давайте мы с вами тоже станем музыкантами-гуслярами. Приготовим наш инструмент. Положите гусли на колени. Можно играть, перебирая, струны пальцами, а можно использовать медиатор.

  • Давайте вспомним, какой музыкальный инструмент перенес нас в прошлое? Как он выглядит? Как играют на гуслях?

  • - Вспомните, приходилось ли вам слышать имена музыкантов, игравших на гуслях?

  • - Одним из таких музыкантов был Садко.

Слава о новгородском певце и гусляре Садко рекой лилась по Великому Новгороду. Как заиграет он да заведет напев - все слушают гусляра, не наслушаются. Были рады ему и на городских площадях, зазывали его и в боярские терема златоверхие, и в купеческие хоромы белокаменные. Но перестали приглашать Садко на праздники веселые. Невеселый стал музыкант.

Однажды на берегу Ильмень-озера услышала грустную песнь Садко Волхова, дочь Морского царя. Приглянулся ей музыкант. Пообещала Волхова гусляру, что попадутся ему в сети три золотые рыбки, которые принесут ему счастье и богатство. Все так и случилось. Разбогател Садко, стал купцом. Снарядил он однажды свои корабли в плавание.

Прошло 12 лет. Однажды остановился корабль Садко среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом – всё стоит корабль с поникшими парусами. Тогда жребий пал на Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на неё, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся в дали, а гусляр опустился в пучине моря.

Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царём Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню. Ударил музыкант по струнам, на море от этого поднялась страшная буря. Потонуло и разбилось множество кораблей, залило берега и села. Но появился Старчище могуч-богатырь и гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Садко с Волховой устремились на волю, к Новгороду.

На зелёном берегу Ильмень-озера Садко уснул, убаюканный пением Волховы. И лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зелёному лугу. Все стали дивиться нежданному возвращению Садко, а больше всего – широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря.

  • Народные сказители Печор, что на севере России, сложили былину о Садко и Морском царе. А русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Садко».

  • Давайте послушаем фрагмент оперы. Какое настроение передает музыка?

  • мы послушали Песню Садко «Ой, ты, темная дубравушка». В какой момент в опере звучит эта песня?

  • - Какое настроение Садко в этот момент?

  • С какой народной песней созвучна музыка: лирической, плясовой, хороводной?

- Как вы думаете, какой инструмент симфонического оркестра подражает звучанию гуслей?

  • Итак, о каком «Певце русской старины» мы узнали? Какой русский композитор написал о нем оперу?



  • Они не просто играли на инструменте, а исполняли былины, старинные легенды












  • «Наигрыш». Игра на воображаемом инструменте


















  • эта музыка неторопливая, напевная, повествовательная, похожая на сказку.



































  • слушают фрагмент оперы



  • грустное, печальное

  • он хочет излить всю печаль, боль, которая у него накопилась

Различать музыкальные инструменты по тембру (пр.)

Понимать музыкальный язык, музыкальные термины (пр.)

Учить определять жанр былины (пр.)

Физминутка

наши глазки отдохнут, по 8 пробегут…а потом, а потом, по овальчику кругом.

  • Выполняют



  • «Певцы русской старины». А есть ли они сейчас, в наше время? О чем могут рассказать нам современные музыканты гусляры?

  • -А вы хотели бы послушать их?

  • Любовь Басурманова)

  • - Что вы чувствовали, когда звучала эта музыка?

  • - Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?

  • - Песня, которая прозвучала, современная или старинная?

  • - Эту песню написал современный композитор Игорь Матвиенко. Какое новое звучание придал аккомпанемент гуслей?

  • - Музыка современная, исполнитель – современный. А тема урока звучит: «Певцы русской старины». Уместна ли песня на нашем уроке? Почему?


Понимать музыкальный язык, музыкальные термины (пр.)

Строят речевые высказывания (п.)

Вступают в диалог в процессе размышления о музыке (к.)

Этап первичного закрепления знаний

Послушайте песню «Ой, ты темная дубравушка»(слушание). Видеоролик.

Какого характера песня? Почему Садко поет грустную песню, о чем мечтает Садко?  

Автор произведения

М.И.Глинка,

Н.А.Римский-Корсков

Настроение и чувства

радость, печаль, тоска, нежность

Мелодия

плавная, протяжная, певучая

Темп (скорость исполнения)

медленно, неторопливо, быстро.

Кто исполнял

хор, солист, ансамбль

Музыкальный жанр

песня, танец, марш

  • Переживает Садко, что перестали приглашать его на пиры новгородские купцы, не интересует их истории о прошлом своего народа, нужны им лишь богатство.

  • На рошлом уроке мы говорили О Баяне? Кто такой Баян?

  • Итак, почему же Баяна и Садко назвали певцами русской старины?

  • Вывод: «Певцы русской старины». Так называли гусляров — сказителей былин, именно они сохраняли историю былых времен.









  • Выполняют задания.

Понимать музыкальный язык, музыкальные термины (пр.)

Строят речевые высказывания (п.)

Вступают в диалог в процессе размышления о музыке (к.)

Этап включения в систему знаний и повторения

  • Организует  беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

  • Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.

  • О каком музыкальном древнем русском народном  инструменте  сегодня говорили?

  • С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроках?

  • С кем бы вы сравнили баянов и гусляров в нашей современной жизни? 

  • Как вы думаете, как относятся певцы былин к своей родине? 

  • Ребята, а вы любите свою родину?



  • Я вам предлагаю свою любовь к родине выразить в песне.

  • «О Родине»

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.


От Москвы до самых до окраин,

С южных гор до северных морей

Человек проходит,

как хозяин Необъятной Родины своей.


Всюду жизнь и вольно и широко,

Точно Волга полная, течёт.

Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почёт.


Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

  • Сейчас вы прослушаете эту песню еще раз. Пронаблюдайте, сколько в песне куплетов, сколько раз повторяется припев?

  • Сейчас мы с вами разучим 1 куплет и припев этой песни. А разучивать будем так, я буду петь вам фразу громко, а вы, как это, будете за мной повторять тихо.

  • Исполнение учащимися 1 куплета и припева без аккомпанемента, после с аккомпанементов и вступлением.

  • Итак, ребята, как называется песня, которую мы разучили?

  • Кто запомнил, как зовут авторов этой песни?






О гуслях


Баян и Садко. 

с историками, потому что они сохраняют историю нашей родины


они любят свою Родину, помнят победы своих героев, они благодарны своим героям















Воспитывать музыкальную культуру учащихся (л.)

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку(л.)

Строят речевые высказывания (п.)

Вступают в диалог в процессе размышления о музыке (к.)


Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог)

  • Итак, сегодня на уроке мы перенеслись в прошлое. Какой инструмент нам помог это сделать?

  • - Как называют музыкантов, играющих на гуслях?

  • - Назовите композитора, который посвятил свое произведение былинному герою и музыканту-гусляру? Как называется это произведение?

  • - Живет ли в наше время творчество музыкантов-гусляров

  • Спасибо за урок! До свидание!

  • Отвечают на вопросы. Делают вывод по уроку.

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками (р.)

Слушают своих товарищей и умеют делать вывод (к.)



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс