СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технологическая карта урока по музыке
Тема, класс, четверть | Тема «Певцы русской старины». 3 класс |
Педагогические цели: деятельностная содержательная | Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная: Раскрыть сущность выражения «певцы русской старины» на примерах произведений русского композитора (Н.Римского-Корсакова). |
Тип занятия | ОНЗ |
Проблема занятия | Как называют гусляров (Певцы русской старины) |
Задачи: |
|
Предметные |
|
Личностные |
|
Метапредметные: Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
Основное содержание темы, понятия и термины | Певцы русской старины, Музыкальные инструменты, Баян, гусли |
Музыкальный материал | Н.А.Римский-Корсаков «Садко»; В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский «Песня о Родине» |
Сценарий урока
Этапы |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||||||||||||
Организационный этап с мотивацией |
Ну, теперь проверь, дружок, Все ли готовы начать наш урок? Молодцы, ребята! |
| Развивать интерес к искусству (л.)
| ||||||||||||
Этап актуализации |
|
| Строить речевые высказывания (п.) Уметь вступать в диалог в процессе размышления о музыке (к.)
| ||||||||||||
Этап выявления места и причины затруднения |
|
| Размышлять о содержании музыкального произведения (пр.) Различать музыкальные инструменты по тембру (пр.) Уметь вступать в диалог в процессе размышления о музыке (к.)
| ||||||||||||
Этап построения нового знания | Аеще их называют «Певцы русской старины». - Итак, сегодня нас в гости приглашают Певцы русской старины. Давайте подумаем, почему их так называют? - А как играют на гуслях? ( видео) - Гусляр кладет инструмент на колени и перебирает струны пальцами. А сам же рассказывает былины и аккомпанирует себе игрой на гуслях, проводя по всем струнам сразу медиатором. Медиатор – это специальная маленькая пластиночка, в форме березового листочка, для игры на струнных инструментах. Пальцами другой руки музыкант приглушает отдельные струны, чтобы получить красивое звучание.
Слава о новгородском певце и гусляре Садко рекой лилась по Великому Новгороду. Как заиграет он да заведет напев - все слушают гусляра, не наслушаются. Были рады ему и на городских площадях, зазывали его и в боярские терема златоверхие, и в купеческие хоромы белокаменные. Но перестали приглашать Садко на праздники веселые. Невеселый стал музыкант. Однажды на берегу Ильмень-озера услышала грустную песнь Садко Волхова, дочь Морского царя. Приглянулся ей музыкант. Пообещала Волхова гусляру, что попадутся ему в сети три золотые рыбки, которые принесут ему счастье и богатство. Все так и случилось. Разбогател Садко, стал купцом. Снарядил он однажды свои корабли в плавание. Прошло 12 лет. Однажды остановился корабль Садко среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом – всё стоит корабль с поникшими парусами. Тогда жребий пал на Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на неё, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся в дали, а гусляр опустился в пучине моря. Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царём Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню. Ударил музыкант по струнам, на море от этого поднялась страшная буря. Потонуло и разбилось множество кораблей, залило берега и села. Но появился Старчище могуч-богатырь и гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Садко с Волховой устремились на волю, к Новгороду. На зелёном берегу Ильмень-озера Садко уснул, убаюканный пением Волховы. И лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зелёному лугу. Все стали дивиться нежданному возвращению Садко, а больше всего – широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря.
- Как вы думаете, какой инструмент симфонического оркестра подражает звучанию гуслей?
|
| Различать музыкальные инструменты по тембру (пр.) Понимать музыкальный язык, музыкальные термины (пр.) Учить определять жанр былины (пр.) | ||||||||||||
Физминутка | наши глазки отдохнут, по 8 пробегут…а потом, а потом, по овальчику кругом. |
|
| ||||||||||||
|
|
| Понимать музыкальный язык, музыкальные термины (пр.) Строят речевые высказывания (п.) Вступают в диалог в процессе размышления о музыке (к.) | ||||||||||||
Этап первичного закрепления знаний | Послушайте песню «Ой, ты темная дубравушка»(слушание). Видеоролик. Какого характера песня? Почему Садко поет грустную песню, о чем мечтает Садко?
|
| Понимать музыкальный язык, музыкальные термины (пр.) Строят речевые высказывания (п.) Вступают в диалог в процессе размышления о музыке (к.) | ||||||||||||
Этап включения в систему знаний и повторения |
Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек! Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек.
От Москвы до самых до окраин, С южных гор до северных морей Человек проходит, как хозяин Необъятной Родины своей.
Всюду жизнь и вольно и широко, Точно Волга полная, течёт. Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почёт.
Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек! Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек.
| О гуслях Баян и Садко. с историками, потому что они сохраняют историю нашей родины они любят свою Родину, помнят победы своих героев, они благодарны своим героям
| Воспитывать музыкальную культуру учащихся (л.) Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку(л.) Строят речевые высказывания (п.) Вступают в диалог в процессе размышления о музыке (к.)
| ||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог) |
|
| Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками (р.) Слушают своих товарищей и умеют делать вывод (к.) |
2
© 2022, Карманова Людмила Сергеевна 1216 13