Формы работы с педагогами С(К)ДОУ
Тема: «Интеграция инвалидов в общество»
Цель – привлечь внимание педагогов к современным проблемам системы специального образования.
Задачи:
Дать представления о людях – инвалидах в современном мире и их роль в жизни общества
Показать значение интеграции инвалидов в общество.
Обсудить роль инвалидов в жизни, нормально развивающих людей.
Обозначить основные пути решения этой проблемы на этапе развития системы специального дошкольного образования.
Предварительная работа: раздача педагогом детского сада буклетов с известными инвалидами Пермского края.
Материал и оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийные центр, фильм «Клеймо»
Участники: воспитатели групп детского сада, дефектологи, психолог методист, заведующая, студенты (организаторы собрания)
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые педагоги, наше собрание мы бы хотели начать с вопроса Вам «Кто такой дефектолог?»
В современном мире очень часто задают вопрос «Кто такой дефектолог?», и если не давать правильного ответа на вопросы ответы людей разнообразные, одни говорят производственная сфера, другие строительство железных дорог и лишь немногие кто сравнивает с логопедом. С чем это связано? Ведь профессия дефектолога на современном этапе является наиболее актуальной и востребованной. Ответ на этот вопрос дать очень сложно. Может, это связано с тем, что очень маленький процент инвалидов взаимодействуют с нормально развивающимися людьми, одним словом «изолированы от общества»? В связи с этой проблемой мы и называем тему нашего собрания «Интеграция инвалидов в общество».
Необходимость особого отношения к «особым» людям, к «больным», к «слабым» членам общества – проблема не новая. Разные сообщества в разные века решали ее по‑разному. Почему появляются такие люди? Как к ним относиться? Можно ли им помочь и следует ли им помогать? Возможно ли сделать так, чтобы этого больше не случалось? За сменой времен и декораций можно наблюдать один и тот же очень небольшой набор подходов: либо мы признаем «особого» человека равным себе, на каком‑то уровне столь же совершенным, либо мы не готовы принять его как равное себе существо. Обзор исторических примеров показывает, что те цивилизации, общества, режимы, которые целенаправленно избавлялись от «особых» и «слабых» членов сообщества, довольно быстро (конечно, в масштабах исторического процесса в целом) прекратили существование.
Позиция, которая в данном обществе оказывается сильнее, определяет государственную политику. В зависимости от господствующего подхода складывается вся жизнь «особого» человека и его близких с самого рождения (проявления или появления аномалии). Так надо ли изолировать инвалида? Это не вопрос для семьи, которая уже оставила ребенка‑инвалида у себя и воспитывает его дома. Остальным обычно не приходит в голову думать об этом раньше времени. До тех пор, пока они сами или их близкие не окажутся у края пропасти и вынуждены будут с учетом этого строить свою жизнь.
Однако отметим, что шаг навстречу тому, кто в беде, кто очень зависим от окружающих, потому что ему не выжить без них,– это и есть суть интеграции. Интеграция – это не перемешивание и не вживление кого‑то «ненормального» во что‑то «нормальное». Это шаг навстречу друг другу всех разделенных. Интеграция – это не рай для людей с ограниченными возможностями. Ни ад, ни рай не годятся для развития и решения жизненных задач. Когда слишком хорошо или слишком плохо, это не развивает. Интеграция детей-инвалидов в общество – это путь в реальную жизнь. Это обычная жизнь в нормально организованной среде.
При этом интеграцию неправильно понимать просто как включение ребенка с нарушениями развития в произвольное сообщество, в среду, которая ни материально, ни духовно не готова его принять. Такая интеграция детей-инвалидов в общество может быть губительна для обеих сторон. Мы понимаем интеграцию как сложный процесс, как тщательное построение последовательной цепочки адекватных коммуникативно‑познавательных сред, каждая из которых содействовала бы расширению возможностей ребенка и готовила бы его к переходу на следующий уровень интеграции. Интегративность непосредственно связана с набором путей, с набором возможностей.
(просмотр фильма «Клеймо»)
Ну, а сейчас мы вам предлагаем вопросы для обсуждения (дискуссия по вопросам):
Нужна ли интеграция детей - инвалидов в общество?
Кто для Вас ребенок – инвалид?
Что мы выбираем инвалида или человека с алкогольной зависимостью?
Можем ли мы интегрировать ребенка - инвалида к нормально развивающимся сверстникам?
Как бы вы оценили работу с детьми-инвалидами?
Я считаю, что у нас получилась очень хорошая, интересная дискуссия, вы высказали свое мнение, спорили, приходили к ответам, мы не можем сказать, на сколько, наши ответы правильные или не правильные, но, тем не менее, ответ на поставленную проблему один: Интеграция инвалидов в общество – НУЖНА! Прежде всего, это влияет на его всестороннее развитие. Общение с окружающими позволяет ему выражать свои положительные ил отрицательные эмоции, общение с «широкой» природой позволяет узнать что - то новое интересное, сорвать цветочек на полянке для него уже достижение, увидеть, как капает дождь это новое открытие, услышать, как маленькие дети поют и танцуют для кого радость удивление, для кого то просто развлечение.
Инвалиды, они такие же, как мы, только мир перед их глазами предстает не в тех красках, что видим мы. Они слышать шум: кто-то пугается, а кто-то наслаждается, видят бабочку, думают и удивляются. Все это непосредственным образом влияет на всестороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Автор составитель: учитель-дефектолог Нефедьева Валерия Андреевна.