Педагогическая диагностика успешности обучения в 1 классе
УМК «Начальная школа 21 века»
Приоритетная цель современного начального образования – развитие школьника, формирование у него учебной деятельности – не может быть достигнута, если учитель не имеет регулярной информации о результатах обучения. С помощью разнообразных проверочных и контрольных работ мы с вами имеем информацию об усвоении (или неусвоении) знаний, требуемых программой. Но ни контрольная работа, ни диктант не раскрывают причину неусвоения этих знаний.
Учителю очень важно знать, не только что именно не усвоил ученик, но и почему он это не усвоил, какие трудности имеются у него в овладении теми или иными учебными умениями.
Для ответа на эти вопросы авторы комплекта «Начальная школа 21 века» разработали специальную педагогическую диагностику, построенную на содержании учебных предметов и выявляющую не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития.
Педагогическая диагностика позволяет выявить качество усвоения учащимися учебного материала, и, прежде всего, умение детей применять свои знания в новой ситуации, сопоставлять текст задания с возможными вариантами его решения, выбирать правильный ответ, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Педагогическая диагностика проводится ежегодно в начале, середине и конце учебного года.
Первое диагностическое обследование в первом классе проводится в сентябре – это диагностика готовности ребенка к обучению, которая определяет сформированность у ребенка предпосылок к овладению грамотой и математикой.
Детям предлагается 7 заданий на диагностических бланках. К каждому заданию дается инструкция учителя.
Например, задание 1.
Цель: выявить умение передать форму фигуры, соблюдая пропорции между элементами фигуры. Инструкция: посмотрите сюда. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру, рассмотрите ее внимательно, нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке и т. д.
Эти семь заданий позволяют определить уровень общего развития – з.5, степень развития ряда функций, лежащих в основе овладения математическими и лингвистическими понятиями – з.1,2, наличие интуитивных дочисловых представлений – з.3,4, уровень развития речи – з.6,7.




Данные, собранные в процессе ее проведения позволяют выявить различные уровни готовности учеников до начала систематического обучения. Это позволит выбрать стратегию и тактику обучения для каждого ребенка, проведение в случае необходимости коррекционно-развивающей работы. Ведь очень важно не упустить ничего с первых школьных дней.
Следующая диагностика проводится в середине учебного года. Позволяет увидеть продвижение детей за прошедшие полгода и наметить, что нужно изменить в обучении каждого ученика в последующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов.



З
десь мы видим 6 заданий по русскому языку, 6 заданий по математике. На выполнение этих заданий отводится 1 урок.



Диагностика, проводимая в конце года, дает возможность подвести итог работы, увидеть, каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений. 8 заданий по русскому языку, 10 заданий по математике. Задания усложняются. Поэтому и на математику и на русский язык нужно потратить по одному уроку.
Русский язык. 1,2 – проверяет состояние фонематического слуха, восприятия; 3,4 – выявляет степень овладения звуко- буквенным анализом и умением правильно воспринимать учебную задачу; 5 – выявляет умение найти пару согласного звука по звонкости-глухости; 6 – выявляет знание написания сочетаний жи-ши; 7 – выявляет умение составлять предложение из слов и правильно его записывать.

Математика. 1 – выявляет умение анализировать условие предложенной задачи, умение найти способы решения; 2 – умение находить заданную фигуру в фигурах сложной конфигурации и т.д. Очень подробно каждое задание с инструкцией дано в «Беседах учителя».
Задания, предлагаемые в начале, середине, в конце года, связаны между собой и усложняются от одного диагностического обследования к другому.
Если мы проверяем, например, умение передавать форму фигуры, то в начале года дети должны это сделать на нелинованном листе бумаги (з.1), в середине года все части фигуры уже должны быть просчитаны по клеточкам и точно скопированы (з.1). В конце года, кроме того, необходимо изменить и пространственное расположение фигуры (з.7).
Посмотрим, как меняется задание на проверку фонематического восприятия. Взгляните на первое задание. В начале года – зачеркнуть кружок под картинкой, если в названии есть звук [с]; в середине года – нужно отметить слова, в которых есть звук [а]; в конце года дети должны ориентироваться на звуки, хотя слова они видят написанными и отметить те слова, в которых все согласные звуки – мягкие.
Каждое задание оценивается по четырехбалльной системе:
0 баллов – задание не выполнено.
1 балл – наличие 2 ошибок.
2 балла – наличие 1 ошибки.
3 балла – правильное выполнение.
Результаты заносятся в таблицу, где в верхней части записаны номера заданий, слева – фамилии учащихся, а на пересечении этих столбцов – оценка за выполнение заданий (баллы). В результате можно выявить группу детей с высоким уровнем развития – 3,2 б; средний уровень – 2,1 б; низкий уровень – 1,0 б. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому в процессе дальнейшего обучения.
Мне было интересно составить на каждого ребенка индивидуальную карту-гистограмму по результатам диагностики в середине и в конце года по каждому предмету. На ней мы видим, где достигнуты хорошие результаты и над чем работать дальше.
Результаты педагогической диагностики
успешности обучения учащихся 1 класса
Русский язык
Состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове (гласные; твердые и мягкие согласные)
Умение находить в слове заданный звук.
Умение сопоставить слова по звуковому составу.
Умение соотнести слово с его слогоударной схемой.
Знание позиционного принципа русского письма – умение поставить гласную букву после твердого или мягкого согласного.
0 баллов – задание не выполнено.
1 балл – допущено более 1 ошибки.
2 балла – наличие 1 ошибки.
3 балла – правильное выполнение задания.
Результаты педагогической диагностики
успешности обучения учащихся 1 класса
Математика
Пространственные представления учащихся
Умение находить заданную фигуру в более сложной конфигурации
Умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания в соответствии с пониманием текста задачи
Умение проводить классификацию множества предметов и выделять признак, по которому произведена классификация
Умение сравнивать множества по числу элементов
Умение анализировать условие задачи, кроме того, умение ориентироваться на заданной плоскости
0 баллов – задание не выполнено.
1 балл – допущено более 1 ошибки.
2 балла – наличие 1 ошибки.
3 балла – правильное выполнение задания.
Андрианова Юля  | Антонов Алеша  |
Педагогическая диагностика продолжается во 2-4 классах.
Детям этот вид работы очень нравится: нет отметок, задания интересные и разнообразные, предоставляется полная самостоятельность при выполнении.
Для учителя диагностика дает возможность оказать необходимую помощь каждому ученику. Дает богатый материал для размышлений о собственной работе.
Таким образом, педагогическая диагностика – важнейшее средство повышения эффективности обучения младших школьников. Она может оказать такую помощь, которую трудно переоценить.