Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Смоленский областной институт развития образования»
(ГАУ ДПОС «СОИРО»)
Кафедра воспитания и социализации детей и молодёжи
Педагогическая коррекция проявлений агрессивности у подростков с интеллектуальным недоразвитием
Квалификационная выпускная работа по дефектологии слушателя курсов профессиональной переподготовки
Матвеенковой Марины Петровны
Актуальность исследования
Распрастраненность агрессивного поведения
Рост числа детей и подростков с агрессивным поведением
неблагоприятные факторы
Дистабилизирующее влияние
Проблемы воспитания и культуры
ухудшением социальных условий жизни, кризисом семейного воспитания, невниманием школы к нервно- психическому состоянию детей
Агрессивность имеет биологическое происхождение
Агрессивность формируется в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и этот возраст благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы работы.
Подрастковый возраст и педагогическая запущенность
Важное место в данной проблеме занимает тема агрессивного поведения подростков с нарушениями интеллектуального развития.
- Подросток с умственной отсталостью – это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.
- В основу исследования положена проблема, состоящая из наиболее эффективных путей педагогической коррекции подростков с интеллектуальным недоразвитием.
Объект исследования
коррекционно-развивающая работа с подростками с интеллектуальным недоразвитием.
Предмет исследования
педагогическая коррекция проявлений агрессивности у подростков с интеллектуальным недоразвитием.
Цель исследования
раскрыть теоретические и практические подходы педагогической коррекции проявления агрессивности у подростков.
База исследования
СОГБОУ «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VII-VIII видов»
Анализ состояния вопроса в теории и практике позволил сформулировать следующую гипотезу исследования:
- педагогическая коррекция проявлений агрессивности у подростков с интеллектуальным недоразвитием будет эффективна, если:
- в результате диагностики выявляются общие и индивидуальные причины проявления агрессии;
- педагогическая коррекция проявлений агрессивности у подростков с интеллектуальным недоразвитием подкреплена программно-методическим обеспечением;
- организуется индивидуальная работа с подростками, направленная на усвоение иных форм поведения, когда подросток постепенно осознает свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично ее контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
- 1. Рассмотреть проблему агрессивности и её представление в психолого-педагогических исследованиях, виды агрессивности в детском возрасте.
- 2. Изучить проявление агрессивности в личностных характеристиках и поведении подростков, представить типологию агрессивного поведения современных подростков.
- 3. Раскрыть особенности проявлений агрессивности у подростков с интеллектуальным недоразвитием.
- 4. В ходе эксперимента выявить и изучить формы агрессивного поведения подростков с интеллектуальным недоразвитием.
- 5. Рассмотреть методы коррекции агрессивного поведения подростков с интеллектуальным недоразвитием, разработать комплекс занятий по коррекции агрессивного поведения подростков с интеллектуальным недоразвитием.
- 6. Рассмотреть организацию индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения. Привести рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребёнком.
Методы научно-педагогического исследования:
- теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление);
- эмпирические (наблюдение, изучение продуктов деятельности детей, метод изучения документации, метод эксперимента);
- математические (методы математической статистики).
Значимость работы:
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в обосновании и доказательстве идей влияния педагогической коррекции на уровень снижения проявлений агрессивности у подростков с интеллектуальным недоразвитием.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, реализации, применении программы коррекции проявлений агрессивности у подростков с интеллектуальным недоразвитием с целью достижения положительной диагностики.
В первой главе представлены:
- Проблема агрессивности и её представления в психолого-педагогических исследованиях. Виды агрессивности в детском возрасте
Агрессивность рассматривается как предрасположенность к реализации агрессивной модели поведения, обеспечивающей адаптацию человека и являющейся одним из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (стресс, депривация, фрустрация).
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого человека с целью подчеркнуть своё превосходство.
Формы проявления агрессии:
- недеструктивная агрессивность
- враждебная деструктивность
- Социализированная
- Несоциализированная
- физическая агрессия
- косвенная агрессия
- вербальная агрессия
- негативизм
Проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста
- характерологическими особенностями агрессивных детей являются:
- воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним;
- сверхчувствительны к негативному отношению к себе;
- заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих;
- не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение;
- всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении;
Особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
- Формы проявления агрессивности у подростков с интеллектуальной недостаточностью, как правило, бывают следующие:
- 1. Компенсаторно-защитная реакция и реакция протеста на трудности, связанные с учебной деятельностью.
- 2.Различные извращения влечения (сексуального, инстинкта самосохранения и др.).
- 3.Несдержанность и чрезмерная активность при психомоторном и аффективном возбуждении.
- 4.Реакция протеста на трудности во взаимоотношениях.
- 5.Поведение и реакция подражательного характера, становящиеся стереотипом поведения.
- 6.Проявление групповой солидарности.
- 7.Становление самоутверждения.
Во второй главе мы выявили и изучили формы агрессивного поведения детей подросткового возраста с интеллектуальным недоразвитием
- Экспериментальная база: СОГБОУ "Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII-VIII видов",д. Прудки, Починковскиого района, Смоленской области.
- В эксперименте участвовало 11 человек (4 девочки и 7 мальчиков) в возрасте от 12-14 лет.
- Цель эксперимента: подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.
- Эксперимент состоял из 3 этапов:
- констатирующий этап - посвящен выяснению уровня агрессивности у подростков с нарушением интеллекта.
- формирующий этап - показывает роль целенаправленной работы и системы занятий по педагогической коррекции агрессивного поведения у подростков с нарушением интеллекта.
- контрольный этап - контрольная диагностика, целью которой является выявление результативности работы по снижению уровня агрессивности у подростков с нарушением интеллекта.
Констатирующий этап В ходе констатирующего этапа нами был изучен уровень развития агрессивности испытуемых. С целью определения были использованы следующие методики:
- Анкета критериев агрессивности, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. 1992 год.
- Опросник Басса-Дарки.
- В ходе анкетирования было выявлено, что из 11 подростков высокий уровень агрессии у 1 подростка, 7 человек со средним уровнем агрессивности и 1 подросток с низким уровнем агрессивности
Результаты анкетирования подростков на констатирующем этапе эксперимента
Опросник Басса-Дарки раскрыл картину показателей враждебности и агрессивности каждого подростка. Враждебность выше нормы превысила у 6 подростков, ниже нормы у одного ребёнка и норму показали 4 подростка. Агрессивность выше нормы обнаружена у 4 подростков, ниже нормы у 5 подростков и норму показал только один ребёнок
- Показатели индекса агрессивности у подростков на констатирующем этапе по опроснику Басса-Дарки
- Показатели индекса враждебности у подростков на констатирующем этапе по опроснику Басса-Дарки.
Таким образом, проанализировав результаты диагностики агрессивного поведения подростков на констатирующем этапе, пришли к выводу о необходимости проведения коррекционно-педагогической работы с агрессивными подростками в условиях школы- интерната .
- формирующий этап
- Мы разработали программу для снижения уровня агрессивности у подростков с интеллектуальным недоразвитием, которые использовались в процессе внеклассной работы с подростками в количестве четырнадцати занятий. Каждое занятие имело своё название, цель, конечный результат. Большинство учащихся активно влились в работу группы, проявляли интерес, внимание. Научились анализировать свои чувства, эмоции, говорить о своих проблемах поведения и сообща решать их. Игры и упражнения носили игровой, соревновательный характер, поэтому воспринимались положительно.
Контрольный этап После проведения коррекционной работы со всеми подростками, нами была проведена вторичная диагностика.
- Результаты анкетирования показали, что уровень агрессивности снизился. Высокий уровень не показал ни один подросток, средний уровень агрессивности отмечен у 5 подростков, хотя в первичной диагностике он присутствовал у 9 подростков. Низкий уровень агрессивности отмечен у 6 человек. В первичной диагностике он был обнаружен только у одного подростка
- Опросник Басса - Дарки представил возможность раскрыть показатели агрессивности у подростков. У большинства испытуемых на контрольном этапе обнаружена норма агрессивности - это 8 человек и у 3 человек присутствовал показатель агрессивности ниже нормы
Результаты анкетирования подростков на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
- Имя испытуемого Констатирующий этап Контрольный этап
- Эдик Д 11 баллов - средний /ур. 2 балла - низкий /ур
- Толик Т. 8 баллов - средний /ур. 9 баллов -средний /ур
- Андрей М. 10 баллов - средний /ур 8 баллов - средний /ур
- Даня Н. 10 баллов - средний /ур 1 балл - низкий /ур
- Оксана С. 5 баллов - низкий /ур 1 балл- низкий /ур
- Алина С. 7 баллов - средний /ур 1 балл - низкий /ур
- Таня М. 8 баллов - средний /ур 2 балла - низкий /ур
- Вова К. 17 баллов - высокий /ур 5 баллов - низкий /ур
- Степан Т. 10 баллов- средний /ур 8 баллов- средний /ур
- Диана Е. 8 баллов - средний /ур 9 баллов - средний /ур
- Игорь П. 14 баллов - средний /ур 11 баллов - средний /ур
- Итог: Выс/ур - 1 чел. Средний/ур - 9 чел. Низкий /ур -1 чел. Выс /ур -нет Средний /ур - 5 чел Низкий /ур - 6 чел.
Вывод
- Благодаря проведенной коррекционной работе, направленной на снижение агрессивности подростков с интеллектуальной недостаточностью, уровень агрессивности у подростков значительно снизился, что подтверждают данные диагностического исследования на этапе контрольного эксперимента.
- Таким образом, гипотеза нашей работы была экспериментально доказана.
Благодарю за внимание!