Педагогическая мастерская ценностных ориентаций.
Таланты. Серафим Чичагов.
Самое важное –
Не то, большое,
до чего додумались другие,
но, то, маленькое,
к чему ты пришел сам…
Харуки Мураками.
Цель: В коммуникации и деятельности актуализировать переживание личностного бытия человека, как переживания вечной жизни, развернутого в масштабе от деталей и подробностей быта до совершения деяний, меняющих ход истории через знакомство с житием, чудесами и духовным подвигом священномученика Серафима Чичагова.
Задачи:
Задачи для учителя:
Создать условия для последовательной актуализации личностного опыта в процессе знакомства с материалами жития свмуч. Серафима Чичагова; Организовать межличностную коммуникацию учащихся, в процессе которой они смогут осуществлять учебную деятельность в зоне ближайшего развития;
Организовать рефлексию учащихся, предметом которой станет осознание духовного труда и нравственных категорий, проявленных в истории личностного бытия свмуч. Серафима Чичагова.
Возможности для учащихся:
Познакомиться с фактами из жития свмуч. Серафима Чичагова в объеме, актуальном для каждого индивидуально;
Получить опыт развития навыков учебно-познавательной деятельности с материалами различного типа (тексты, поэзия, схемы)
Создать и выразить в творческом продукте актуальный для собственного личностного становления образ свмуч. Серафима Чичагова;
Осмыслить понятия «ум», «способности», «талант», «знания» как ключевые категории развития личности
Оборудование: таблички «ум», «способности», «талант», «знания»; понятийный материал из различных словарей; карандаши, клей, ножницы, листы бумаги для работы; планшет с эпиграфом мастерской; Планшет со словом «клад»; тексты притчи «О талантах»;
Возрастная группа: 10 – 18 лет
Ход мастерской:
Индуктор: На доске размещены таблички со словами «ум», «способности», «талант», «знания» (Приложение 1)
Задание: индивидуально. Размыслите над понятиями, размещенными на доске. Какое из этих качеств, на ваш взгляд, дается человеку, как Дар Божий?
Поделитесь своими мыслями. Есть ли у кого-нибудь отличное мнение? Все ли мнения мы учли?
Задание: В каждую группу дается одно качество из четырех. Подумайте, посоветуйтесь, дайте объяснение этого понятия для маленьких детей.
Афиширование: Поделитесь наработками вашей группы.
Задание: Работа с дополнительным материалом. В группу выдается формулировки понятия из разных словарей (Приложение 2).
Ознакомьтесь с формулировками из разных словарей. Предположите, от чего зависит формирование и развитие качества, с которым работает ваша группа. Составьте схему развития.
Афиширование: Выберите того, кто будет представлять мнение вашей группы.
Задание: Работа с текстом. В группу выдаются тексты стихотворений о качествах, с которыми работают группы (Приложение 3).
Прочитайте стихи. Карандашом подчеркните, вытащите из текста слова, которыми автор описывает качества, данные человеку.
Афиширование: Расскажите о качествах, с которыми работала ваша группа…
Задание: На доске размещается планшет с эпиграфом мастерской, афоризмом Харуки Мураками «Самое важное – не то, большое, до чего додумались другие, но, то, маленькое, к чему ты пришел сам…»(Приложение 4)
Попытайтесь выявить скрытый смысл этого афоризма и, записать его простым предложением из пяти – семи слов.
Афиширование: Представьте ваши наработки.
Задание: на доску вывешивается планшет со словом «клад».(Приложение 5)
Подберите слова ассоциации, однокоренные, подходящие по смыслу, к слову «клад»
Ведущий: Вклад, оклад, уклад. заклад, т.е залог, который мы должны отдать. А также кладовая, клад может превратиться и в кладовку, и, наконец, в склад. Получается клад, но без дела. И даже кладбище. Т.е «клад» может превратиться и в «кладбище» (краткий этимологический словарь русского языка под ред. Н.М. Шанского). Вот, во что вы можете превратить ваш талант.
Подберите слово или словосочетание, которое может объединить все эти слова. Талант, дар или искра Божия. (Приложение 6)
Задание: Работа с текстом: в группы выдается текст притчи о талантах. (Приложение 7). Прочитайте текст притчи. Прокомментируйте, как вы поняли, во что мы превращаем свой талант.
Задание: Ведущий предлагает участникам мастерской информацию: «Он родился в Санкт-Петербурге, в семье аристократа, генерал-майора. По причине того, что его отец проходил военную службу в Учебной артиллерийской бригаде, младенец принял Таинство Святого Крещения в храме св. Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище. Отец мальчика умер, когда ему исполнилось 10 лет». Предположите, кем стал этот человек?
Афиширование: Расскажите, как, по вашему мнению, сложилась его жизнь?
Магистраль: Серафим (Чичагов) (1856 – 1937), митрополит Ленинградский и Гдовский, священномученик. Память 11 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе Санкт-Петербургских святых.
В миру Чичагов Леонид Михайлович, родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье генерал-майора Михаила Никифоровича Чичагова.
Талантливый военный, он был удостоен более 16 российских и иностранных орденов. Энциклопедически образованный богослов, писатель (автор обстоятельнейшей книги с изложением оригинальной системы лечения болезней человека «Медицинские беседы», житие Серафима Саровского», летопись Серафимо - Дивеевского монастыря) художник (икона Спаситель в белом хитоне и др.), поэт и композитор (автор романсов и духовной музыки).
Рефлексия: Напишите сочинение миниатюру на одну из тем: «Мои открытия сегодня», «Мое открытие сегодня».
Молитва о талантах
Господи, благослови способностью безошибочно распознать в себе те возможности и таланты, которыми Ты наделил меня.
Даруй мне способность стать компетентным работникам, проявлять пытливость и усердие, данные благословением свыше. Дай смотреть на себя как на того, которому Ты даровал много талантов. Дух Святой, помоги мне понять и развить свои способности, я без стеснения прошу Тебя о содействии во всяком добром деле.
Господи, даруй увидеть дары Святого Духа раскрывшимися в моей жизни, чтобы иметь духовный плод для помощи другим людям. Аминь.
Дидактические материалы к мастерской:
Приложение 1:
«ум», «способности», «талант», «знания»
Приложение 2:
Ум — Способность человека логически мыслить, понимать, познавать что либо.
Мыслительная способность, лежащая в основе сознательной, разумной деятельности.
Способность мыслить, направленная на реальное, универсальное или смешное.
Основа сознательной, разумной жизни. Общее названье познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить; это одна половина духа его, а другая нрав, нравственность, хотенье, любовь, страсти;
Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они часто не определены и ни на что не направлены. Они обнаруживаются в скорости, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними возможностями их приобретения.
Талант - (от греч. Talanton — первоначально вес, мера, потом в переносном значении —уровень способностей) — высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях (см.Креативность, Одаренность общая, Одаренные дети), важных в контексте развития культуры, прежде всего — способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека, направляясь выраженной потребностью в творчестве, всегда отражает определенные общественные запросы.
Талант — понятие не столько научное, сколько житейское, поскольку не существует ни теории, ни методов его диагностики. Об уровне таланта обычно судят по продуктам деятельности человека. Однако оценка новизны, совершенства и значимости продукта с течением времени меняются. Соответственно меняется и социальная характеристика личности
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
Формирование и развитие таланта зависит от собственной активности и условий жизни человека. Проявлению таланта способствуют: демократический стиль отношений в семье, отсутствие жесткой регламентации поведения, наличие творческого образца для подражания. (В. Н. Дружинин.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.2003.
Знания – проверенный общественной исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Элементарные знания обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием их жизнедеятельности. 3нания являются органическим единством чувственного и рационального. На основе знаний вырабатываются умения и навыки.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.
Приложение 3:
Константин Бальмонт
Похвала уму
Безумие и разум равноценны,
Как равноценны в мире свет и тьма.
В них — два пути, пока мы в мире пленны,
Пока замкнуты наши терема.
И потому мне кажется желанной
Различность и причудливость умов.
Ум английский — и светлый и туманный,
Как море вкруг несчетных островов.
Бесстыдный ум француза, ум немецкий —
Строительный, тяжелый и тупой,
Ум русский — исступленно-молодецкий,
Ум скандинавский — вещий и слепой.
Испанский ум, как будто весь багряный,
Горячий, как роскошный цвет гвоздик,
Ум итальянский — сладкий, как обманы,
Утонченный, как у мадонны лик.
Как меч, как властный голос — ум латинский,
Ум эллинский — язык полубогов,
Индийский ум, кошмарно-исполинский,—
Свод радуги, богатство всех тонов.
Я вижу: волны мира многопенны,
Я здесь стою на звонком берегу,
И кто б ты ни был, Дух, пред кем мы пленны,
Привет мой всем — и брату, и врагу.
ПРО УМ
Капов Стас
Ум пребывает посреди сомнений
но выбирает псевдоминимальное
обычный ум без собственного мнения
ни грамма не оригинальный
ум скован как включить его неведомо
рецепторы торчат да только бестолку
а вывалено столько всякого окрест
что временем умышленно потеряно
площадка велика но не хватает места
и вроде бы светло но темень
рассадник всевозможных сожалений
одна надежда крест нетленный
Русский ум
Вячеслав Иванов
Своеначальный, жадный ум,-
Как пламень, русский ум опасен
Так он неудержим, так ясен,
Так весел он - и так угрюм.
Подобный стрелке неуклонной,
Он видит полюс в зыбь и муть,
Он в жизнь от грезы отвлеченной
Пугливой воле кажет путь.
Как чрез туманы взор орлиный
Обслеживает прах долины,
Он здраво мыслит о земле,
В мистической купаясь мгле.
1890
О способностях
Владислав Белявский
Способности порой, бывают разные,
Порой рабочие, ну а порой и праздные.
Трудолюбивые или ленивые,
Глубокомысленно сердитые, игривые.
Бывают всем вокруг себя дарящие,
Я думаю, что эти настоящие.
Ну а бывают жадные и скрытные,
Способности скаредностью убитые.
Способности порой, бывают разные,
Но с детства мы должны их развивать.
И что бы не остались только праздные,
Не бойтесь Вы их людям раздавать
Способность любить
Автор: Неизвестен
Бескрайние звёздные дали,
Огней неуёмная прыть.
Безмерно Тебе благодарен,
Господь, за способность любить!
Любить яркозвёздную полночь,
Любить и без звёзд небосвод...
Пусть каждому Бог будет в помощь,
Кто помощи ждёт и не ждёт.
А девушке той, что не рядом,
Пошли самый ласковый сон!
Мне ласковых снов и не надо,
Я лаской души пробуждён.
Способность любить, есть сверхблаго,
Способность любить - благо благ.
Пред ней смерть задышит на ладан,
И сгинет в погибельный мрак!
Суди меня, Господи, строже!
Греховности не утаить!
Сполна накажи Волей Божьей,
Оставь лишь способность любить...
Но девушке той, что не рядом,
Прошу, милосердная высь,
Дай счастья простого в награду
На долгую-долгую жизнь.
В знании - сила.
В знании сила, писатель сказал,
Должны мы с ним согласиться,
Ведь, если не знаешь чего-то,
Тогда не нужно этим хвалиться.
Английский учу я, чтоб книжки читать,
Шекспира в оригинале,
Чтоб Льюиса Кэрролла расшифровать,
Чтоб песни АВВА понятными стали.
Знание – столь драгоценная вещь –
Всю жизнь собирай по крупицам,
И, если стремление к знанию есть,
Мы можем этим гордиться.
Ведь только знание делает нас
Свободными и сильными,
Нельзя жажду к знаниям нам терять,
Незнание – есть бессилие!
Весь смысл нашей жизни-
В усилии больше познать,
И покорить неизвестность!
Как долго должны мы предмет
изучать, чтоб стать эрудитами?
Вечность!
Николай Заболоцкий
Во многом знании — немалая печаль,
Так говорил творец Экклезиаста.
Я вовсе не мудрец, но почему так часто
Мне жаль весь мир и человека жаль?
Природа хочет жить, и потому она
Миллионы зерен скармливает птицам,
Но из миллиона птиц к светилам и зарницам
Едва ли вырывается одна.
Вселенная шумит и просит красоты,
Кричат моря, обрызганные пеной,
Но на холмах земли, на кладбищах вселенной
Лишь избранные светятся цветы.
Я разве только я? Я — только краткий миг
Чужих существований. Боже правый,
Зачем ты создал мир, и милый и кровавый,
И дал мне ум, чтоб я его постиг!
Талант гоним, — таков закон Природы.
С талантом жить — недолго горевать:
Стремится всяк, кто сам лишён породы,
Таланту нить земную оборвать…
Умрёшь и ты в скитаньях, за порогом,
Уйдёшь из жизни, надорвав семь жил,
Ведь до конца, отпущенного Богом,
Ещё никто с талантом не дожил.
Бальмонту
Игорь Северянин
Мы обокрадены своей эпохой,
Искусство променявшей на фокстрот.
Но как бы ни было нам плохо,
В нас то, чего другим не достаёт.
Талантов наших время не украло.
Не смело. Не сумело. Не смогло.
Мы - голоса надземного хорала.
Нам радостно. Нам гордо. Нам светло.
С презреньем благодушным на двуногих
Взираем, справедливо свысока,
Довольствуясь сочувствием немногих,
Кто золото отсеял от песка.
Поэт и брат! Мы двое многих стоим
И вправе каждому сказать в лицо:
Во всей стране нас только двое-трое,
Последних Божьей милостью певцов!
"Бог создал мир из ничего..."
Константин Бальмонт
Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него, -
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.
Талант и бездарь
Эдуард Асадов
Талант - как птица с робкими крылами.
Но поддержи, подкинь его слегка –
И вот он, взмыв, уже кружит над нами,
А вслед за тем орлиными кругами
Уходит в синеву за облака.
А вот бездарность, как с ней ни возись
И сколько ни вздымай её повыше,
Она вороной кувыркнётся вниз
И не взлетит ни разу выше крыши.
Однако так напористо орёт,
Что все таланты за пояс заткнёт.
О российских талантах
Всегда Россия славилась талантами,
Культурой и душевной красотой.
Страна художников, поэтов, музыкантов.
Здесь жили Пушкин, Лермонтов, Толстой.
Здесь Левитан писал свои берёзки,
Здесь Ломоносов постигал науки,
Здесь Мусоргский, Рахманинов, Чайковский
Дарили нам чарующие звуки.
Всегда России было кем гордится
Не перечесть имён Великих всех
Талантам здесь неведомы границы
Талантливых повсюду ждёт успех.
Любовь и грусть, Величие и скромность
Присущи ей загадочно-простой.
Святая Русь, где высшая духовность
Веками уживалась с нищетой.
И пусть порой не всё в России ладно,
Она хранит достоинство и честь,
Но главное - Великие таланты
Всегда в России были, будут, есть!
Талант многогранен.
Талант многогранен. Гуляет по краю,
Топорщится смехом инсайтом играет.
Сквозь ритма прорехи на сито цензуры
Роняет огрехи беспечной натуры.
Шажок за шажочком вслепую, бездумно
Бредет среди прочих живой, неразумный.
Его Символ Веры - желание сбыться.
Таланта премьера сквозь будни искрится.
Вы вслед обернитесь, его вы спросите:
Талант - это чудо, но как же носитель?
Приложение 4:
«Самое важное – не то, большое, до чего додумались другие, но, то, маленькое, к чему ты пришел сам…» Харуки Мураками
Приложение 5:
«Клад»
Приложение 6:
Дар Божий. Даръ Божій (иносказательное) — искра Божья, талант Словарь русских синонимов. Дар Божий сущ., синонимы: искра Божья, талант. Божий дар это:
То, что даёт человеку природа, кто-либо, самый дорогой, любимый, что-либо самое ценное, необходимое.
Приложение 7:
Притча о талантах
И еще одну притчу сказал Иисус Христос против лености и небрежности нашей.
- Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.
После долгого времени, возвратился господин рабов тех и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: "господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них".
Господин сказал ему: "хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего".
Подошел также и получивший два таланта, и сказал: "господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них".
Господин сказал ему: "хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего".
Подошел и получивший один талант, и сказал: "господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое".
Господин же сказал ему в ответ: "лукавый и ленивый раб! твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную (внешнюю); там будет плач и скрежет зубов".
Сказав эту притчу, Иисус Христос возгласил: "кто имеет уши слышать, да слышит!"
Эта притча означает: все люди получают от Господа различные дары, как то: жизнь, здоровье, силы, душевные способности, ученье, дары Святого Духа, житейские блага и проч., чтобы этими дарованиями служить Богу и ближним. Все эти дары Божии и разумеются в притче под именем талантов. Бог же знает, сколько нужно дать каждому, по его способностям, поэтому и получают - иной больше, иной меньше. Кто как воспользовался дарами Божиими, в том каждый человек должен будет дать отчет Господу, при втором Его пришествии. Кто употребил их на пользу себе и другим, тот получит похвалу от Господа и вечные небесные радости; а ленивые и небрежные люди будут осуждены Господом на вечные страдания.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 25, 14-30; от Луки, гл. 19, 11-28.
17