СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая нравственность. Искусство общения учителя.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об искусстве общения учителя с детьми и их родителями. Педагогический такт и выдержка.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая нравственность. Искусство общения учителя.»

УДК 37.064.2

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ. ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

Бочарова Ольга Игоревна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 Г.БЕЛГОРОДА

[email protected]

Аннотация: В статье представлена информация о наиболее актуальных проблемах нашего времени - роль педагогической нравственности, духовно – нравственной культуры, важность соответствия учителя всем требованиям эстетики и этики. Какое место занимает культура и искусство общения в деятельности учителя со своими воспитанниками, их родителями? Профессиональная и разговорная речь педагога как основное средство воздействия на личность учащихся, передача им своих знаний, а также жизненного опыта. Правила речевого этикета. Педагогическая мораль. От чего зависит успех воспитания учащихся? Роль семьи в формировании нравственных качеств личности ребенка.

Ключевые слова: педагог, дети, общение, нравственность, педагогическая мораль, этика, такт, поведение, личность, речь

Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родителями, с коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях быстро меняющейся действительности.

Сфера деятельности педагога - это зона доверия между людьми, поэтому педагог должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким уровнем профессионально-этической культуры. Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью.

Соответственно проблема этичного поведения учителя, в наше время особенно актуальна. На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная культура и этика. Именно поэтому мы и говорим о личности учителя, так как понимаем, что он учит не только математике или истории, но и представляет  обучающимся  образцы того или иного поведения. 

Педагогическая нравственность является особой частью психологического определения слова нравственность, представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях, так как педагогу отводится важная роль в жизни общества. От нынешних педагогов зависит моральное воспитание нового поколения. Я считаю, что учитель должен осознавать, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Культура общения включает как вербальные, так и невербальные средства взаимодействия, поэтому большая роль отводится манерам. Культура общения педагога строится на речевом этикете. Речевой этикет является необходимым условием делового и личностного общения педагога. В.А. Сухомлинский считал, что искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к сердцу человека. Он говорил, что ученики очень тонко чувствуют лицемерное неправдивое слово.

Соблюдение речевого этикета для педагога - важнейшее профессиональное требование. 

Известный педагог А.С. Макаренко писал: «Большинство организаторских ошибок в работе с детьми происходит из-за грубостей в общении. С ними нужно разговаривать так, чтобы из общения с вами они почувствовали вашу культуру, ваше терпение, вашу личность. Мы должны именно так научиться разговаривать с ними». То есть в процессе обучения и воспитания необходимо особое внимание уделять средствам общения, прежде всего – речи. Культуре речи детей нужно учить с младенчества, развивая ее в дальнейшем. Педагог же должен в совершенстве владеть культурой речи, чтобы в процессе своей деятельности быть образцом для детей, поскольку именно посредством речи осуществляется общение с ними.

В отличие от представителей других профессий, педагог должен владеть речью как основным средством воздействия на личность учащихся, передачи им своих знаний, а также жизненного опыта. Профессиональная речь должна быть правильной, литературной, лишенной сленговых слов и выражений. Речевой этикет включает в себя правила ведения беседы, дискуссии, критики, овладение некоторыми тайнами ораторского искусства, соблюдение правил этикета при приветствиях, знакомствах, обращениях.

Основными требованиями к разговорной речи являются: чистота произношения, правильная грамматика, понятность, уверенность, честность, искренность и присутствие чувства юмора (ирония, насмешка, снисходительный тон недопустимы). В речи учителя обязательно должны присутствовать пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Речь должна помогать педагогу в проблемных ситуациях, активизировать учащихся, а не подавлять их. В разговорной речи желательно опускать слова, вызывающие реакцию протеста: вместо слов - я хочу, ты должна, лучше сказать - не мог бы ты, мне бы хотелось. Сослагательное наклонение смягчает остроту требования. Эффективность общения учителя с учениками определяется во многом соблюдением педагогического такта. «Такт педагогический — это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к ученику». Успехи в осуществлении педагогического общения напрямую связаны с внешним коммуникативным видом педагога (опрятность, подтянутость, собранность, активность и т.д.), с природным (и приобретенным в процессе работы над собой) обаянием, лаской, заботой, общительностью по отношению к учащимся. Я уверена в том, что именно спокойный, приветливый, уверенный учитель - наиболее выразителен как человек, именно такой наиболее сильный как педагог. Гнев, ярость, недовольство, несдержанность, ненависть, если они полностью овладевают сознанием педагога, отравляют ум ученика, вызывают психозы, неврозы и другие сопутствующие им состояния и болезни. Будущему педагогу необходимо научиться сдерживать свои отрицательные эмоции, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражиться в самых критических ситуациях. Но при этом педагог не перестает нетерпимо относиться к нарушению норм общественной морали. О сдерживании эмоций в человеческом общении писали многие выдающиеся люди. Так, Л. Фейхтвангер писал: «Когда вы гневаетесь на кого, не избегайте его близости. Подойдите к нему и поклонитесь ему, и выскажите спокойно, без шипов злоречья все-все, что причиняет вам досаду... И лучшим из вас будет тот, кто первым придет с поклоном». В.Г. Короленко заметил остроумно: «За собой следи, чтобы не раздражаться: и людьми, и лошадьми надо управлять, владея прежде всего собой».

Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения учителя к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Выделяя в системе нравственных отношений подсистему «учитель — родители ученика», нужно исходить из того, что семья — важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок. Как показывают многие исследования, семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток на формирование нравственных качеств личности. Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали.

Педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к личности учителя, которые являются педагогически целесообразными и необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся. Среди них выделяются:

- Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания.

- Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества.

- Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей.

- Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей.

- Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей.

Педагогическая мораль требует от учителя доброжелательного отношения к замечаниям родителей в его адрес. Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности.

Литература.

1. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. - 5-е. изд. - М., 1983.

2. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Уч-к

для вузов / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА, 1997. - 272 с. .

3. Психология и этика делового общения: Уч-к для вузов / В. Ю. Доро-

шенко, Л. И. Зотова и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е. изд. - М.:

ЮНИТИ, 1997. - 279 с.

4. Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврен-

тьева, А.В. Нечаева. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.

5.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - С. 83.

6.Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993.

7.Ананьев Б.Г под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф.Ломова. - М.:Психология,1980




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!