СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта работы учителя изобразительного искусства "Развитие позновательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства". Я учитель изобразительного искусства. Твёрдо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогощения детей....

Просмотр содержимого документа
««Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Буйнакска»








ОБОБЩЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

АБДУСАЛАМОВЙ САИДЫ АБДУЛБАСИРОВНЫ.



«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»





«Самое трудное в учении – научиться чтить учителя.

Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду.

И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки.

Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю

учитель не совершает ему поклона - так высоко

древние чтили учителя...»


(Конфуций)



















Буйнакск – 2019.

Информационный отдел обобщения опыта.

Я, учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, столкновение времени и вечности, доброго и злого, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

За время работы в школе – я постоянно в поиске, творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным. Главным направлением моей работы было и остается развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

Цель и задачи моей работы:

 Способствовать развитию ассоциативно-образного мышления, творческой и познавательной активности.

Развивать художественно – образное мышление на основе наблюдательности и

фантазии, собственной творческой деятельности;

развивать познавательный интерес к предмету;

мотивировать учащихся к чтению художественной литературы;

расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся;

формирование умений учиться в процессе активной познавательной деятельности и учебной самостоятельности.

  1. Актуальность проблемы.

Данное направление актуально, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.

  1. Длительность работы над опытом.

Свой опыт работы я делю на этапы:

подготовительный

- изучение работ педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей;

- накопление материала с целью выявления предпосылок формирования художественных интересов у детей в процессе работы.

формирующий

- апробирование инновационных техник в ходе работы с детьми, систематизация художественных материалов по их применению. 

заключительный

- опрос учащихся показал, что интерес учащихся к предмету не уменьшился и предмет изобразительное искусство был назван в ряду любимых и интересных предметов.

4. Технология опыта.

Цель: Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

Задачи, способствующие достижению цели:

  1. развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;

  2. формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

  3. стимулирование интереса к изобразительной деятельности;

  4. воспитание нравственных качеств личности учащихся.

Для решения поставленных задач мной применялись методы художественно - эстетического воспитания:

  • метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);

  • метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

  • метод сравнений (для активизации мышления);

  • метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);

  • метод привлечения жизненного опыта детей;

  • визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

  • словесный метод;

  • наглядный метод.

Формы работы:

  • коллективно - творческая деятельность;

  • индивидуально практическая деятельность;

  • игровые формы работы.

5. Организация учебно-воспитательного процесса.

Для успешного решения задач в развитии познавательного интереса и творческих способностей я придерживаюсь стратегии развития творчества:

  • Максимально использовать заинтересованность учащихся в творчестве.

  • Предоставлять право выбора ученикам. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство)

  • Для достижения успеха важна мотивация

  • Стараться творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

  • изображение на плоскости (с натуры, по памяти, по представлению);

  • декоративная и конструктивная работа;

  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

  • изучение художественного наследия;

  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

  • прослеживаются связи с литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, выполнение иллюстраций), историей (изучение эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (роспись посуды) и др.

На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

На уроках я использую следующие художественные техники:

  1. рисование акварелью (в различных видах и жанрах)

  2. рисование гуашью

  3. монотипия

  4. рисование воском

  5. рисование пятном

  6. рисование пальчиками и ладошкой, пальцеграфия

  7. оттиск поролоном

  8. рисование природным материалом

  9. фактура металла

  10. рисование нитками

  11. аппликация, мозаика

  12. коллаж

  13. граттаж

  14. гравюра

  15. графика

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Кроме индивидуальной работы в своей работе использую метод коллективной и групповой работы, метод проектов.

На уроках применяю метод ИКТ, готовые мультимедийные презентации, и используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают мне разнообразить уроки.

Использую компьютер на уроке ИЗО и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор «Paint»

Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую необходимо создавать на уроках.

Каждый ребёнок интересен на уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость.



6. Результативность опыта.

Для выявления доли учащихся, испытывающих интерес к изучению изобразительного искусства, мной был проведен опрос со с 5 по 9 классы.

В 5х классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет почти каждый ученик, тогда как в 8-9 классах процент снижается. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.

Б) Обученность (успеваемость) учащихся по изобразительному искусству.

Одним из важнейших показателей учебного процесса является уровень обученности учащихся. Анализ результатов педагогической деятельности показал, что уровень обученности (успеваемости) учащихся по предмету «изобразительное искусство» стабильно составляет 100% в течение всей педагогической деятельности.

В) Успешность реализации творческих способностей учащихся.

Работая в школе, я стараюсь принимать активное участие во всех мероприятиях по повышению уровня педагогического мастерства на разных уровнях: посещаю уроки коллег, районные семинары, заседания методического объединения учителей города и района, научно-практические конференции, занимаюсь самообразованием, изучаю передовой опыт учителей России, прохожу курсы повышения квалификации.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!