Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа VI вида № 101.
ПРОЕКТ
«Педагогическая система коррекционных занятий по лечебной физкультуре и плаванию как фактор здоровьесбережения и реабилитации детей с ДЦП»
ИЖЕВСК
2009 г.
Название проекта
|
Педагогическая система коррекционных занятий по лечебной физкультуре и плаванию как фактор здоровьесбережения и реабилитации детей с ДЦП
|
ФИО руководителя
|
Сазонова Наталья Викторовна
|
Телефон руководителя
|
36-42-81
|
Адрес организации
|
Город Ижевск, ул. Союзная, 69
|
Состав специалистов, задействованных в реализации проекта
|
Инструктор ЛФК, педагогические и медицинские работники школы.
|
ПРОЕКТ
Муниципального специального коррекционного образовательного учреждения школы VI вида № 101.
«Педагогическая система коррекционных занятий по лечебной физкультуре и плаванию как фактор здоровьесбережения и реабилитации детей с ДЦП»
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Улучшение качества физической реабилитации детей с двигательными нарушениями, введение современных приемов и методов работы, а также активного подхода к реабилитации детей с ДЦП и НОДА.
ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА:
- Содействие функциональному двигательному развитию ребенка.
- Улучшение двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств.
- Воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
I. КРАТКАЯ АНОТАЦИЯ:
Основная проблема на которую направлен проект - это недостаток современных подходов к физической реабилитации, применяемых в образовательных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для специализированных школ существует единственная программа по физическому воспитанию и только для 1-4 классов (1986 г.) Н.Н. Ефименко.
Основной целью проекта является не исправление двигательных нарушений ребенка, а предотвращение появления у ребенка ограничений активности в повседневной жизни и устранение социальной дезаптации. Нарушения функции мышц состоят из нарушений основных свойств мышц: силы, тонуса, сократимости, возбудимости. При этом формируются патологические синергии, порочные установки и контрактуры.
При ДЦП происходит мышечный дисбаланс – одни мышцы (тонические) чрезмерно напрягаются, а другие (фазические) наоборот, чрезмерно расслабляются. При этом нарушается физиологическое взаимодействие, мышцы включаются в работу асинхронно, вразнобой, неритмично, в следствии чего движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему.
Для всех форм ДЦП характерно также нарушение проприоцептивной регуляции, что затрудняет выработку условно-рефлекторных связей. У детей с церебральным параличом нарушено чувство позы, искажено восприятие направления движений. Движения однообразны, стереотипны, задерживается формирование тонко координированных движений.
Для большинства детей характерна повышенная утомляемость. Они с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными, у некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, жестикулировать, гримасничать, появляется слюнотечение.
Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с опорно-двигательными нарушениями. Развитие движений представляет большие сложности у детей, особенно в раннем и дошкольном возрасте.
Ведущую роль в развитии движений ребенка с ДЦП играет лечебная гимнастика. Под влиянием гимнастики в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга.
Только под влияние упражнений в мышцах ребенка с церебральным параличом возникают адекватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ребенок ощущает только свои неправильные позы и движения, а это тормозит развитие двигательных зон головного мозга.
В процессе гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются насильственные движения.
Среди нетрадиционных форм занятий физической культурой можно выделить фитбол и гидрореабилитацию. Лечебное плавание и фитбол для детей с ДЦП в комплексе с другими средствами реабилитации оказывает прекрасный оздоровительный эффект, значительно улучшая функционирование опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечнососудистой и центральной нервной систем, развивая психоэммоциональную сферу ребенка.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
Физическое воспитание детей с церебральным параличом можно разделить на два периода:
1. Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет
2. Школьный возраст – старше 7 лет.
Каждый период имеет свои задачи:
I период
|
II период
|
развитие игровой деятельности и психических процессов
|
развитие двигательных навыков
|
расширение знаний об окружающей среде
|
развитие психических процессов и речи
|
развитие сенсорных функций
|
развитие познавательной деятельности
|
развитие ручной умелости и двигательных навыков
|
профессиональная ориентация
|
Если не проводить физических тренировок, то потенциальные двигательные возможности детей больных ДЦП останутся нереализованными. Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений.
Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений. Важны также порядок и степень трудности упражнений.
1. ЛФК – как часть физической реабилитации в специальной школе.
ЛФК является ведущим звеном в коррекционно-восстановительной работе и органически вплетается в двигательный режим школы, сочетаясь с медикаментозным лечением и физкультурно-массовыми мероприятиями.
Цель занятий лечебной физкультурой это стремление к нормализации двигательной деятельности, способствуя таким образом, ускорению социальной реабилитации детей. Основным средством лечебной физической культуры являются различные движения в виде дозированных физических упражнений, проводимых под руководством и с помощью педагога ЛФК.
Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:
1. Регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики;
2. Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;
3. Постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.
Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими
церебральным параличом:
1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.
2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.
3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.
4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.
5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.
6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.
7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).
8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.
9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.
10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.
Виды физических упражнений:
Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений.
Спортивно-прикладные упражнения, представляющие собой естественные двигательные действия или их элементы – спортивные, трудовые действия, способствуют развитию сложных двигательных навыков, самообслуживанию.
Игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием. Применяются как малоподвижные игры (для тренировки внимания, координации), так и подвижные с элементами ползания, ходьбы, бега, метания, с преодолением различных препятствий.
Лечение положением осуществляется путем придания конечности либо туловищу специальных корригирующих положений при помощи различных приспособлений. Лечение положением направлено на предупреждение или устранение контрактур в суставах либо патологических синкинезий.
Для выполнения в начальных классах школы предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары ногой, прием мяча и др.
В средних классах школы в программу занятий по физической культуре входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу.
В старших классах предусматривается овладение техникой разных видов спорта, эффективно поддерживающих достаточный уровень развития силы.
Схема занятий ЛФК:
Часть занятия
|
Цель
|
1 часть - вводная
|
Организация группы для занятий, включение всех систем организма ребенка в активную работу
|
2 часть – основная
|
В этой части решаются основные задачи, поставленные перед занятием
|
3 часть – заключительная
|
Постепенное снижение физической и эмоциональной нагрузки.
|
На занятиях ЛФК используются следующие средства:
- гимнастические упражнения без предметов и с различными предметами, упражнения с сопротивлением, упражнения на мячах и с мячами различного диаметра, упражнения на гимнастическом оборудовании и мягких модулях.
- элементы легкой атлетики – бег, прыжки, метание.
- подвижные игры.
- спортивные игры, по упрощенным правилам – волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис.
- различные эстафеты и полосы препятствий.
- элементы ритмопластики и хореографии.
Очень важен для успешного решения поставленных задач эмоциональный фон урока. С этой целью используется музыкальное сопровождение. Музыка способствует успокоению и расслаблению, освоению ритмичных и плавных движений.
Подвижные и спортивные игры, соответствующие двигательным возможностям детей, проходящие на фоне положительного эмоционального состояния, с наличием в них соревновательного момента, позволяют детям с тяжелыми двигательными нарушениями, выполнять движения, которые в обычных условиях им недоступны. Учебный материал составлен с учетом уровня физического развития, моторики, соматического состояния учащихся.
Все упражнения разделены на общеразвивающие и корригирующие, а также прикладные упражнения и подвижные игры.
Общеукрепляющие и корригирующие упражнения составлены таким образом, чтобы была возможность избирательного воздействия на ослабленные и спастические группы мышц с целью коррекции нарушенных двигательных функций. В самостоятельный подраздел вынесены дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода стоп., а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.
Прикладные упражнения направлены на развитие физических качеств и на формирование возрасных локомоторно-статистических функций, необходимых в быту, учебном процессе, в трудовой деятельности. В нем выделены подразделы: построение, ритмические и танцевальные упражнения. Упражнения с предметами – палками, малыми мячами, обручами.
Из подвижных игр в программу включены наиболее распрастраненные игры, которые можно проводить по упрощенным правилам.
2. Нетрадиционные формы занятий физической культурой при ДЦП.
2.1. Фитбол-гимнастика.
Фитбол-гимнастика – это гимнастика на больших упругих мячах.
Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х годов 20 столетия швейцарским врачом-физиотерапевтом Сюзан Кляйн-Фогельбах в Базеле для больных ДЦП.
Фитболы могут быть разного размера в зависимости от возраста и роста занимающихся:
Для детей 3-5 лет диаметр мяча равен 45 см
От 6 до 10 лет – 55 см
Для детей имеющих рост 150 - 165 см – 65 см
Для детей имеющих рост 170 - 190 см - 75 см
Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90º. Острый угол в коленных суставах опасен, так как создает дополнительную нагрузку на связки при выполнении упражнений.
Фитболы обладают комплексом полезных воздействий на организм человека. Вибрация на мяче активизирует регенеративные процессы, способствует лучшему кровообращению и лимфооттоку, увеличивает сократительную способность мышц. При этом улучшается функция сердечно-сосудистой системы, внешнего дыхания, повышается обмен веществ, интенсивность процессов пищеварения, повышаются защитные силы и сопротивляемость организма.
Вибрация, сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой), о положительном воздействии которой на здоровье писал Гиппократ.
Использование фитбол-гимнастики в профилактике, лечении и коррекции позволяет разнообразить занятия, вносить эмоциональный разряд, способствует активному вовлечению занимающегося в лечебно-педагогический процесс, что значительно повышает эффективность реабилитационных мероприятий.
При ДЦП на фитболах можно заниматься в различных исходных положениях в зависимости от поставленных задач.
1. Упражнения лежа на животе и лежа на спине с вращением мяча в различных плоскостях, уменьшают силу земного притяжения, обладая антигравитационным эффектом, который позволяет ребенку поднять поднять от опоры голову и плечи. Покачивание и вибрация на фитболе снижают патологический мышечный тонус и уменьшают гиперкинезы. Упражнения в исходном положении лежа на животе на фитболе с паравертебральной стимуляцией разгибателей спины и большой ягодичной мышцы способствуют разгибанию в грудном отделе позвоночника и подниманию нижних конечностей.
2. Упражнения в исходном положении лежа на спине на фитболе способствуют растягиванию спастической большой грудной мышцы и укреплению прямой и косых мышц живота.
3. Упражнения стоя на четвереньках с фитболом под грудью вырабатывают опороспособность на верхние и нижние конечности, тренируют равновесие и координацию движений, укрепляют мышцы спины, брюшного пресс, плечевого пояса.
4. Упражнения сидя на фитболе способствуют выработке навыка правильной осанке, формируют оптимальное взаиморасположение головки бедренной кости и ветлужной впадины, уменьшает спастичность приводящих мышц бедер.
Фитбол-гимнастика дает положительные результаты.
Рекомендации для проведения занятий:
-Правильная посадка на фитболе предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела. Посадка на мяче считается правильной, если угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой равен 90градусов, голова приподнята, спина выпрямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу. Такое положение на мяче способствует устойчивости и симметричности – главным условиям сохранения правильной осанки.
-Необходимо правильно и своевременно использовать страховку, самосттраховку и помощь для профилактики травматизма. Важно также безопасное размещение на мяче. Кроме того, на полу и одежде занимающихся не должно быть никаких острых предметов, чтобы не повредить мяч.
-Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений; постепенно переходя к более сложным.
-Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
-Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси повреждают межпозвоночные диски, увеличивают нестабильность позвоночно-двигательных сегментов, нарушают вертебробазилярное кровообращение.
-При выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхания, особенно это касается исходного положения лежа на животе на мяче – так как длительное сдавливание диафрагмы затрудняет дыхание.
-При выполнении упражнений лежа на спине на мяче и лежа на груди на мяче, голову не запркидывать, затылок и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
-При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
-При выполнении упражнений лежа на животе на мяче с упором руками на полу – ладони должны быть параллельны друг другу и располагаться на уровне плечевых суставов.
-Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и расслабление.
-Занятия на фитболе могут проводится через день. Продолжительность занятий для детей до 5 лет – 15-20 мин., для детей 6-7 лет -25-30 мин., в старшем возрасте – до 40 мин.
-Каждое упражнение повторять, начиная с 3-4 раз, постепенно увеличивая до 6-8 повторений.
-В конце занятия использовать упражнения для восстановления дыхания и в расслаблении.