ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
АМОНАШВИЛИ Ш . А .
АМОНАШВИЛИ ШАЛВА АЛЕКСАНДРОВИЧ
РАЗРАБОТАЛ: ХАТУНЦЕВА Л.И., к.т.н., доцент
АМОНАШВИЛИ ШАЛВА АЛЕКСАНДРОВИЧ - психолог, действительный член АПН СССР (1989-1991), действительный член Российской академии образования, иностранный член Академии педагогических наук Украины (с 2006 г), доктор психологических наук (1973), профессор (1980).
Родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия). Окончил Тбилисский университет. После окончания которого работал директором в НИИ педагогики Министерства просвещения Грузинской ССР. затем Генеральным директором
экспериментального научно-педагогического объединения Министерства науки и образования Грузии.
В 60-70-х годах возглавлял массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».
Руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики (с 2001г).
В настоящее время ведет широкую деятельность по утверждению идей гуманной педагогики - проводит семинары с учителями России и стран СНГ, готовит студентов, аспирантов.
Его система «Школы Жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике.
- Руководитель лаборатории гуманной педагогики при Московском Городском Педагогическом Университете,
- Глава Издательского Дома Шалвы Амонашвили Научный руководитель экспериментальных школ
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Ш.А.АМОНАШВИЛИ
Это – «педагогика целостной жизни детей и взрослых» - строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Ш.А.АМОНАШВИЛИ
Задача школы – опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления.
Ш.А.Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребенка на продуктивные занятия.
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Ш.А.АМОНАШВИЛИ
Задача школы – опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления.
Ш.А.Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребенка на продуктивные занятия.
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Ш.А.АМОНАШВИЛИ
Нравственная основа детской учебной кооперации в системе Ш.А.Амонашвили – способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь.
Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом.
Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях.
Ученики соучаствуют в
построении урока,
в составлении заданий,
собственного учебника,
в планировании ответов и т.п.
"Учитель! Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди!
Будь надеждой для школьника!
Дари себя детям! Знай, к чему стремишься!
Постоянно ищи в ребенке богатство его души!
Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!"
“ Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя ” .
“ Воспитание ребенка в действительности означает воспитание жизни в ребенке. Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке ” .
“ Ребенок живет
по своим законам, нельзя ему иначе жить ” .
“ Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя ” .
Духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства.
Действительное детство детей – это процесс взросления, действительное счастье ребенка – это ощущение того, что он взрослеет, он уже большой.
Я - добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность за сохранение и процветание жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребенка, о судьбах детей , клянусь:
Клянусь:
- не вредить детям,
- не вредить Ребенку.
- любить детей, любить каждого ребенка от всего сердца,
- быть им верным и преданным,
- следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребенке личности,
- быть оптимистом в отношении любого ребенка в любых случаях.
КЛЯТВА УЧИТЕЛЯ
ОБЯЗУЮСЬ ПОСТОЯННО И УСЕРДНО ЗАБОТИТЬСЯ:
- о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности
- о развитии и воспитании в них доброты заботы о людях, о Природе, о выживании человечества
- об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого ребенка
- об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребенком.
“ Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм”.
“ Только духовная общность – и ничего, что может расколоть эту общность;
только взаимность сотворчества, сотрудничества – и ничего, что может посеять в ней недоверие;
только любовь, проявленная в тончайших формах педагогического мастерства, – и ничего, что может отравить ее;
только уважение и утверждение личностного достоинства – и ничего, что может ущемить радость взросления в ребенке;
только оптимизм и глубокое понимание ребенка – вот чем облагораживается наше воспитательное поле, на котором выращиваем мы будущее человечества, куем судьбы и счастье людей”.