ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
Технология здоровьесбережения на уроках в начальных классах
Выполнила
Учитель английского языка и
физической культуры Бабий Ю.С.
п. Вычегодский,2016
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
В Примерной образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Эта деятельность должна:
1) сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
2) сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
3) научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
4) сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
5) сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
6) обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
7) сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
8) научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
9) сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Образование - процесс гармоничный. Здоровье, в широком смысле этого слова, выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения «высокой гармонии», и, к тому же, как индикатор правильности выбора пути.
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия «человек», «жизнь», «здоровье» взаимосвязаны. «Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа». А ведь хорошее самочувствие ребенка – важное условие успешного усвоения им школьной программы. Бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Вот почему свою задачу я вижу в том, чтобы ученики сами включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также приобщились к ценностям здорового образа жизни, так как учёными давно доказано, что состояние здоровья на 50 % зависит от образа жизни, лишь на 7 % от здравоохранения, на 20 % от наследственности, на 20 % от экологии.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, включая элементы личностно-ориентированного обучения:
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.
Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно – на этапе начальной школы является быстрая утомляемость обучающихся. Для снятия утомляемости стараюсь на уроках менять виды деятельности учащихся, поэтому, начиная с 1 класса, провожу на занятиях физминутки для глаз, С этой целью использую цветовые мультимедийные тренажёры для глаз с обыгрыванием действий в рифмованной форме.
На учебных занятиях использую пальчиковую гимнастику, упражнения для развития речевого аппарата, оздоровительную гимнастику, которые различаются по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме проведения, что позволяет детям передохнуть, расслабиться, прислушаться к себе и приносить своему организму пользу.
Физкультурная минутка – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Физкультминутки подразделяются на: традиционные, оздоровительные (гимнастика для глаз, самомассаж), расслабляющие (релаксация), развлекательные. Хорошо себя зарекомендовала и дыхательная гимнастика. При выполнении дыхательных упражнений на каждый поворот или покачивание нужно делать энергичный и порывистый вдох, а затем последующий выдох. Каждое упражнение выполнятся по 10 секунд.
Немаловажное значение для координации зрения и ориентирования в пространстве имеет значение расположения парт в классных комнатах. Учитывая это, в классе, в течение четверти несколько раз происходит смена посадочного места, а так же меняется угол расположения парт в занимаемом пространстве.
Огромное значение для сохранения здоровья играет и культура питания. Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. На период от 7 до 18 лет, который ребенок проводит в школе, приходится наиболее интенсивный соматический рост организма наряду, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками. Недостаточное или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, которое, по мнению специалистов, практически невозможно скорректировать в дальнейшем
По мере взросления детьми приобретается навык самостоятельности и в 3- 4 классах ребята сами включаются в работу по оздоровлению. Это и проведение музыкальных физпауз, дежурство, уборка классной комнаты, проветривание, работа в малых группах по самоуправлению. Санитары следят за чистотой рук, наличием носового платка, цветоводы своевременно убирают пыль с растений, журналисты готовят сведения о вредных и полезных привычках. В классе оформляются информационные стенды сменного содержания по профилактике здорового образа жизни. Ребята с удовольствием посещают уроки физической культуры, спортивные кружки во время внеучебной деятельности. Команды занимают призовые места в школьных спортивных соревнованиях.
Ежегодно в школе проводятся Дни Здоровья, подводятся итоги по физической подготовке участников, намечаются новые задачи на будущее. Подводя итог выше сказанному очевидно:
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья. Так, работая в системе, школа и семья может совместными усилиями помочь подрастающему поколению сохранить и преумножить своё здоровье.
В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, постараемся сохранить и преумножить его здоровье».