СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Педагогический анализ, как эффективный инструмент педагогической деятельности»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Еще В. А Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд...» .Педагогический анализ это источник самосовершенствования педагога. В его рамках проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. Умение анализировать  педагогическую деятельность, позволяет вовремя обнаружить и исправить ошибки.  Педагог обязан владеть всеми формами педагогического анализа.

Просмотр содержимого документа
««Педагогический анализ, как эффективный инструмент педагогической деятельности»»

Давзит А.П.

«Педагогический анализ, как эффективный инструмент педагогической деятельности»



Еще В. А Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд...» .Педагогический анализ это источник самосовершенствования педагога. В его рамках проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. Умение анализировать педагогическую деятельность, позволяет вовремя обнаружить и исправить ошибки. Педагог обязан владеть всеми формами педагогического анализа.

Педагогический анализ - это функция управления, направленная на изучение состояния, тенденций развития, объективную оценку образовательного процесса, его результатов и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее в более высокое качественное состояние.

Педагогический анализ - это системное изучение деятельности субъектов педагогического процесса в специально организованной среде во взаимодействии с социальным окружением

Проблема педагогического анализа всегда вызывала большой интерес, как ученых, так и практических работников. Начиная с 20-х годов и до наших дней большое количество работ было посвящено анализу урока, инспекторскому анализу учебно-воспитательного процесса, особенно пристальное внимание уделялось анализу итогов учебного года. Достаточно сказать, что с 1946 по 1980 годы только на страницах журнала «Народное образование», появилось свыше 30 статей, посвященных этой проблеме.

Выделяют следующие виды педагогического анализа:

Мониторинг дидактический – слежение за различными сторонами учебного процесса;

Мониторинг воспитательный – слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса

Мониторинг социально-психологический – слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива, групп

Мониторинг управленческий - слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах: руководитель - педагогический коллектив; руководитель - ученический коллектив; руководитель - коллектив родителей; руководитель - внешняя среда ОУ; учитель - учитель; учитель - учащийся; учитель – семья.

Основными объектами педагогического анализа, концентрирующими в себе все многообразие целей, задач, содержания, форм и методов обучения и воспитания детей, являются организованные формы обучения, и прежде всего урок, внеклассные мероприятия и итоги работы школы за учебный год. Общей, объединяющей педагогический анализ указанных объектов, является методология системного подхода. Методология и логика системного подхода к педагогическому анализу как функции управления школой определяются последовательностью следующих действий:

  • рассмотрения урока, воспитательного мероприятия или учебного года как части более общей системы, т.е. определение их роли в системе уроков, воспитательных мероприятий и места в данном учебном году в сравнении с предшествующими и последующими;

  • выявления совокупности факторов, определяющих эффективность данного (или данных) урока, мероприятия, учебного года (педагогический коллектив, уровень его педагогической культуры, учебные возможности детей, уровень их воспитанности, учебно-материальное обеспечение педагогического процесса, состояние морально-психологического климата в школе и др.);

  • определения целесообразности и обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий и реализации основных направлений плана работы в учебном году;

  • анализа результатов проведения уроков, воспитательных мероприятий, работы в течение учебного года;

  • установления основных причин недостатков, положительных сторон в их организации и проведении;

  • формулирования замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию урока, воспитательного мероприятия, комплексной работы в течение нового учебного года.



Анализ урока, если он дается на конференции или семинаре, начинается с самоанализа педагогического работника. Потом урок оценивают посещавшие его. Должностные лица (методисты, завуч) имеют право рекомендовать, все остальные только советуют — или по своему усмотрению, или по просьбе педагогического работника. После этого педагог может высказать свое согласие или несогласие с критикой и замечаниями. Неукоснительно соблюдается и такое правило анализа: позитивные оценки — вначале, а критика — потом. Негативную информацию о своем уроке педагогический работник имеет право получать в частной беседе. Замалчивание недостатков наносит существенный урон учебно-воспитательному процессу.

Оценку деятельности учителя, классного руководителя, уровня его педагогического мастерства: компетентности и профессионализма воспитателя в управлении воспитательным процессом, авторитетности, педагогического такта, форм сотрудничества; недостатки в проведении воспитательного дела, их причины; рекомендации, советы классному руководителю, учителю, воспитателю по совершенствованию воспитательного процесса. Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют ведущие направления:

• качество преподавания — соответствие профессиональной подготовки учителей требованиям развивающейся школы;

• выполнение образовательных программ и государственных стандартов;

• использование активных форм и методов обучения;

• реализация воспитательного потенциала урока;

• развитие индивидуальных задатков и способностей личности;

• соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся;

• качество знаний, умений, навыков учащихся — объем, глубина, системность, прочность, осознанность;

• качество знаний учащихся на разных ступенях общего образования (начального, основного, полного среднего);

• типичные пробелы в знаниях учащихся и их причины;

• компьютерная грамотность учащихся, степень развития познавательных интересов и др.;

• уровень воспитанности школьников;

• состояние и качество методической работы в школе;

• эффективность работы с родителями и общественностью;

• состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура;

• результативность деятельности совета школы, педагогического совета;

• работа школы за прошедший десятилетний цикл обучения и воспитания;

• отчетный общешкольный доклад.