Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25»
Педагогический час
«Как помочь ребенку утвердить свое «Я»»
Составил:
Педагог-психолог Рубцова Т.Г.
Братск, 2017
Самоутверждение – это утверждение ценности и значимости собственной личности, своего значения, права быть собой (слайд 1).
Компоненты самоутверждения (слайд 2):
а) происходит самореализация, затрагивающая интересы, эмоции взгляды, ценности других людей;
б) потребности и мотивы в достижении жизненно значимых целей (признания, власти, самоосуществления, успеха);
в) наличие тесной связи с самооценкой.
В двух-трехлетнем возрасте ребенок начинает тяготиться зависимостью от других. «Я сам» — всё чаще слышим мы от двухлетних малышей. Причем дети не только стремятся к самостоятельности, но и любят демонстрировать её. Порой специально проделывают заведомо запрещенные вещи: тянутся к горячему чайнику, открывают ящик с маминой косметикой.
Однако, отстаивая свое право на самостоятельность ребенок в то же время хочет заслужить одобрение, похвалу взрослых и детей. Так под влиянием оценки окружающих и на ее основе у малыша формируется самооценка, то есть устойчивое представление о себе, особенностях своей индивидуальности. Часто бывает так, что реальные достижения малыша не соответствуют его желаниям, притязаниям.
Важно заметить потребность самоутверждения возникает у всех детей, однако проявляется у всех по-разному. Один дети стремятся получить ведущие роли в играх, заслужить похвалу взрослого. Им не нравится, когда хвалят других детей. Неудачу нередко переживают со слезами на глазах. Другие дети рады, когда их назначают на «престижные» роли или выбирают ведущими в играх, но сами не добиваются этого. Позицию таких ребят можно охарактеризовать как стремление быть как все, не лучше и не хуже.
Существуют множество средств воспитания потребности в самоутверждении (слайд 3):
Поговорим теперь о том, как с помощью обучающих игр помочь ребёнку привлечь к себе внимание со стороны сверстников, найти новые пути реализации своего стремления к самоутверждению. Начнем с детей, у которых потребность в самоутверждении носит пассивный характер (слайд 4). Причин такой пассивности может быть много: здесь и робость, застенчивость и неверие в собственные силы. Постоянное назначение такого ребенка не роль ведущего в игра поможет ему накопить опыт исполнения такой роли, придаст уверенность в себе.
Как же поступать если, дети отличаются активным стремлением к самоутверждению (слайд 4)? Если ребенок строго соблюдает правила, честен в игре, вежливо, спокойно относится ко всем играющим, то нет ничего предосудительного в том, что ребенок будет постоянным ведущим в домашних играх. Но лучше, если ребенок привыкнет к таким способам выбора ведущего, как считалки, стрелки. Ведь в группе сверстников ведущий каждый раз меняется.
Если вы не раз замечаете, что ребенок играет нечестно, потихоньку переставляет свою фишку на несколько ходов вперед, объясните ему, что огорчены его поведением. Прочтите малышу книгу или расскажите сказку, быль о честности, справедливости.
В конце игры обязательно оценивайте не только результат, но и процесс его достижения: строгое соблюдение правил. Помните, что на основе вашей оценки деятельности ребенка складывается самооценка, которую изменить потом бывает очень сложно.
Ребенок стремится выразить свою энергию в форме самоутверждения, последнее проявляется в определенных нарушениях поведения, свойственные детям, чье развитие проходит в рамках нормы. Так, самоутверждение порой проявляется через агрессию (слайд 6). Одна из причин агрессивности является установление личных границ. Ребенок рождается зависимым от своих родителей, и его основная задача на протяжении всей жизни – это обретение независимости (в первую очередь, от родителей) и самостоятельности.
Очень часто этот процесс происходит очень болезненно для обеих сторон и может иметь печальные последствия. Родителям важно понимать, что их дети – это не их частная собственность, и они им не принадлежат. Ребенок призван стать равноправным и равноценным человеческим существом. Есть наиболее важные периоды, когда ребенок решает эту задачу: это 3 года, начало школьной жизни и подростковый период. В эти периоды дети особенно остро реагируют на внедрение в их жизнь, что находит свое выражение в протестных реакциях.
Проявления агрессивности у детей дошкольного возраста, связанны с желанием делать все самостоятельно: ходить, одеваться, кушать, выбирать одежду и блюда по своему вкусу, – распространенное и совершенно нормальное явление.
Еще один вариант проявления самоутверждения – это демонстративность (слайд 6). Демонстративным в психологии обычно называют индивида (взрослого или ребенка), чье поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих.
Демонстративные дети уделяют повышенное внимание своей одежде, любят различные украшения (девочки – бантики, ленточки, мальчики – ремни, пряжки и т.д.). Чаще, чем другие, они смотрятся в зеркало, меряют одежду взрослых. Такие дети не терпят, чтобы в их присутствии уделяли столько же (или больше) внимания другому ребенку. В детском саду они могут быть лидерами или активными озорниками, но всегда на виду. За всеми этими поведенческими проявлениями стоит чрезвычайно высокая потребность во внимании. Для демонстративного ребенка лучше, чтобы его отругали или даже наказали, чем не заметили.
Первое, что должны помнить взрослые, общаясь с таким ребенком: не надо стремиться уничтожить демонстративность. Необходимо найти такую деятельность, которая способна насытить высокую потребность демонстративною ребенка во внимании. Это могут быть занятия театром, музыкой, изобразительной деятельностью и др.
Самоутверждение у детей проявляется также в инициативности и самостоятельности.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
Главными факторами развитие самостоятельности у детей является (слайд 7):
бытовой труд,
конструктивно-игровая деятельность,
художественная деятельность,
игра.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.
Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:
– стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей
– умение ставить цель деятельности
– осуществление элементарного планирования деятельности
– реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.
Главной же особенностью самостоятельности старших дошкольников является организованность.
Инициативность является важной характеристикой воли.
Инициатива – (от латинского initium – начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях (слайд 8).
Инициативность показывает развитие деятельности и личности. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько этапов (слайд 9):
– отсутствие какого-либо планирования (3 года);
– ступенчатое планирование (4-5 лет);
– целостное планирование (6-7 лет).
Итак, для инициативной личности характерно:
– произвольность поведения;
– самостоятельность;
– развитая эмоционально волевая сфера;
– инициатива в различных видах деятельности;
– стремление к самореализации;
– общительность;
– творческий подход к деятельности;
– высокий уровень умственных способностей;
– познавательная активность.
Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его.
Конфликт между инициативностью и чувством вины приходится на третью стадию развития ребенка, на возраст от четырех до пяти лет, и соответствует дошкольному детству. Здесь происходит самоутверждение ребенка. Он проявляет любознательность и активность в изучении окружающего мира, подражает взрослым, включается в полоролевое поведение, постоянно строит планы и пытается их осуществить. Все это способствует развитию чувства инициативы.
К концу старшего дошкольного возраста инициатива и самостоятельность проявляются значительно дифференцированнее и разнообразнее
Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что инициатива и самостоятельность у детей являются важными чертами личности, которые способствуют более гармоничному самоутверждению личности ребенка в дошкольном возрасте.
Приложение 1
Рекомендации педагогам по развитию детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада
1. создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
2. создание условий для принятия детьми решений, выражения своих
чувств и мыслей;
3. не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Методы и приемы для пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности:
1) Дидактическая игра.
Позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
2) Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные
качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается
быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств
художественной выразительности.
3) Самоорганизованная деятельность.
Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности.
Важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (предметно-развивающая среда в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его
интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
4) Трудовая деятельность.
Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто
проявляют скромность при оценке своей работы.
Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.
5) Метод «проектов».
Способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).
При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления.
6) Развитие коммуникативных качеств.
Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырѐх блоков:
1 развиваем умение сотрудничать;
2 развиваем умение активно слушать;
3 развиваем умение самостоятельно высказываться;
4 развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать
информацию.
7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.
В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребенка, уверенность в собственных силах, учить ребенка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.
Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности:
1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не
споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.
Приложение 2
Игры на развитие инициативы и самостоятельности
Дидактические игры |
«Запоминалка» Цель - визуальное развитие. Ход. Поставьте небольшое количество разных предметов перед ребенком, пусть ребёнок сразу закроет глаза или отвернётся, и один предмет уберите, а дошкольник в свою очередь должен этот предмет назвать, в дальнейшем постепенно усложняйте эту игру, убирая два предмета и больше. | «Придумай свой вопрос» Цель - Освоение умения формулировать вопросы в различной форме и адресовывать его. Ход. Дети садятся в круг, одному дается в руки любой предмет (мяч, игрушка, карандаш) который определяет ведущего задающего вопрос. Ответивший на вопрос ребенок принимает роль ведущего и адресует свой вопрос следующим детям. |
«Найди предмет» Цель - научить детей ориентироваться в пространстве группы, внимательно слушать задания. Ход. Детям предлагается найти, предметы по форме, цвету или признаку предмета в пространстве группы (например найти что-нибудь квадратное). После того, как все дети нашли, они приносят или говорят то, что нашли, желательно не повторятся. |
Подвижные игры |
«Рыбак» Цель – закреплять умения действовать по сигналу, делать самостоятельный выбор. Ход. Выбирается рыбак, остальные дети придумывают какой рыбой они будут, «подплывают» к рыбаку со словами : - «Рыбак, рыбак что плетешь?», - «Невод»! - «А зачем?», - «Рыбу ловить.», - «А какую?». Рыбак называет, какую и эта рыба убегает, он должен ее догнать. Пойманная рыба становится рыбаком. | «Зеркала» Цель - закрепить способы ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и придумывание новых движений. Ход. Дети становятся в круг они «зеркала», выбирается ведущий «отражение» он выполняет различные движения, кто по его мнению более точно «отражает» движения тот и становится ведущим. |
«Передай мяч» Цель - снятие излишней двигательной активности. Ход. В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать мяч товарищу, предварительно назвать имя, и не уронить его. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами. |
Сюжетно-ролевые игры |
«Семья» Цель - научить самостоятельно выстраивать взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им. Ход. Воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут в устройстве праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. | «Космическое приключение» Цель - научить активизировать самостоятельность, способность продумывать свои дальнейшие действия, стремиться договариваться с товарищами. Ход. Ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Кто решил отправиться в космос, должен подойти к станции с необходимыми для полета вещами. Дети выбирают, на какую планету они отправятся. Туристы делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю. |