СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический контроль при занятиях физическими упражнениями

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы занятия физическими упражнениями приносили максималь­ную пользу, необходимо систематически контролировать состояние здо­ровья и уровень физической подготовленности учащихся, т.е. осуществ­лять педагогический контроль.

 

Просмотр содержимого документа
«Педагогический контроль при занятиях физическими упражнениями»







Чтобы занятия физическими упражнениями приносили максималь­ную пользу, необходимо систематически контролировать состояние здо­ровья и уровень физической подготовленности учащихся, т.е. осуществ­лять педагогический контроль.


Педагогический контроль, наряду с врачебным, является необходи­мым компонентом системы физического воспитания школьников. Педагогический контроль преследует цель оптимизации содержательного и процессуального обеспечения физического воспитания, которая реа­лизуется через следующие задачи:

1.Контроль за реализацией таких методических принципов физи­ческого воспитания, как доступность, индивидуализация, систе­матичность, прогрессивность нагрузки.

2.Контроль за системой грамотного соотношения планируемого и реализуемого содержания занятий, форм организации, использу­емых методов, результатов обучения, воспитания, развития, реа­билитации.

3.Контроль за формированием мотивации занимающихся по отно­шению к физкультуре и здоровому образу жизнедеятельности.

В процессе занятий физическими упражнениями применяются раз­личные методы контроля за состоянием организма занимающегося.

Педагогическое наблюдение. Учитель отмечает, каковы реакции зани­мающегося на физическую нагрузку (изменение частоты дыхания, ко­ординации движений, цвета и выражения лица; повышение потливости и проч.).

Определить соответствие физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности детей школьного возраста можно по внеш­ним признакам утомления.

Стадии развития утомления

Внешние признаки

Стадии утомления



Начальная

Средняя

Недопустимая

Состояние кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Бледность, резкое покраснение или синюшность

Потливость

Незначительная

Сильная

Чрезмерная, всего тела

Выражение лица

Спокойное

Напряженное

Страдальческое

Характер дыхания

Учащенное, ровное

Учащенное, иногда чередующееся с фиксированным глубоким выдохом

Резко учащенное, поверхностное и аритмичное, одышка

Осанка, походка, характер движения

Осанка не изменена, походка бодрая

Осанка неуверенная, мышцы расслаблены, походка неуверенная

Осанка плохая, плечи опущены, походка некоординированная

Координация движений

Четкое выполнение команд

Неуверенные движения, нечеткое выполнение команд

Дрожание конечностей, отставание в ходьбе от группы

Внимание

Устойчивый интерес к занятиям

Внимание снижено

Рассеянное отсутствие интереса к занятиям

Жалобы

Нет

Усталость, боль в мышцах, сердцебиение

Головокружение, головная боль, шум в ушах, тошнота, слабость

Опрос. Дает возможность получить информацию от самих занимаю­щихся — до, во время и после занятий физическими упражнениями: о самочувствии (боли в мышцах, в области сердца, в правом подреберье, особенно при беге; головные боли, головокружение и проч.), о настрое­нии (желание или нежелание заниматься физическими упражнениями).

Педагогический контроль осуществляется систематически на протя­жении всего цикла занятий. При использовании методов врачебного контроля для решения педагогических задач требуется врачебно-педагогический контроль, примером которого является анализ динамики пульса на занятии.

Измерение частоты, сердечных сокращений (ЧСС). Это важный объек­тивный показатель влияния физических упражнений на сердечно-сосу­дистую систему.

Средняя частота пульса в покое (уд/мин)

Возраст (лет)

Мальчики, юноши

Девочки, девушки

7

86

87

8

83

85

9

80

83

10

76

79

11

75

79

12

73

76

13

73

76

14

73

74

15

72

75

16

70

75

17

68

73

18

62

70


Изменения пульса под воздействием регулярных занятий физичес­кими упражнениями происходит медленно, и их можно обнаружить толь­ко при длительном наблюдении.

Однако отрицательные сдвиги, вызванные перегрузкой, переутомле­нием, проявляются довольно скоро. Такие отрицательные сдвиги обна­руживаются по изменению ЧСС и дыхания с применением разных функ­циональных проб.

Измерение ЧСС проводится во время и после занятия. Это позволяет оценить реакцию организма на выполняемые физические упражнения. При легкой физической нагрузке пульс у занимающихся достигает 100 — 120 уд/мин, при средней нагрузке — от 130 до 150 уд/мин, при большой нагрузке — свыше 150 уд/мин.

О приспособлении организма к нагрузкам (ходьба, бег, прыжки и др.) судят по восстановлению пульса.

Оценка ЧСС при выполнении упражнений различного характера (уд/мин)

Вид упражнений

Оценка реакции

Слабая

Средняя

Большая

На скорость

100-130

140-170

Свыше 180

На силу

80-90

100-120

Свыше 130

На выносливость

130-140

150-170

Свыше 180

О приспособлении организма к нагрузкам судят по восстановлению пульса. Коэффициет восстановления пульса (КВП), % определяется по следующей формуле:


КВП = 100 х ЯСС через 3 мин после нагрузки.


КВП менее 30% показывает хорошую реакцию восстановления орга­низма после нагрузки и хорошее приспособление к ней.

Тестирование физической подготовленности. Позволяет с помощью контрольных упражнений (тестов) — стандартизированных по содержа­нию, форме и условиям выполнения двигательных действий — опреде­лить уровень развития отдельных физических качеств, т. е. уровень фи­зической подготовленности занимающихся.

Наиболее часто используют следующие контрольные упражнения (тесты):

  • прыжок в длину с места с двух ног;

  • прыжки через скакалку за 1 мин;

  • метание набивного мяча (1-3 кг) на дальность;

  • подтягивание из виса на перекладине;

  • сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

  • наклоны вперед из положения сидя на полу;

  • 6-минутный бег;

  • бег на 30 и 60 м, челночный бег 3x10 м, 4х10м;

  • бег на 2 и 3 км;

  • преодоление полосы препятствий и др.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!