Чтобы занятия физическими упражнениями приносили максимальную пользу, необходимо систематически контролировать состояние здоровья и уровень физической подготовленности учащихся, т.е. осуществлять педагогический контроль.
Педагогический контроль, наряду с врачебным, является необходимым компонентом системы физического воспитания школьников. Педагогический контроль преследует цель оптимизации содержательного и процессуального обеспечения физического воспитания, которая реализуется через следующие задачи:
1.Контроль за реализацией таких методических принципов физического воспитания, как доступность, индивидуализация, систематичность, прогрессивность нагрузки.
2.Контроль за системой грамотного соотношения планируемого и реализуемого содержания занятий, форм организации, используемых методов, результатов обучения, воспитания, развития, реабилитации.
3.Контроль за формированием мотивации занимающихся по отношению к физкультуре и здоровому образу жизнедеятельности.
В процессе занятий физическими упражнениями применяются различные методы контроля за состоянием организма занимающегося.
Педагогическое наблюдение. Учитель отмечает, каковы реакции занимающегося на физическую нагрузку (изменение частоты дыхания, координации движений, цвета и выражения лица; повышение потливости и проч.).
Определить соответствие физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности детей школьного возраста можно по внешним признакам утомления.
Стадии развития утомления
Внешние признаки | Стадии утомления |
| Начальная | Средняя | Недопустимая |
Состояние кожи | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Бледность, резкое покраснение или синюшность |
Потливость | Незначительная | Сильная | Чрезмерная, всего тела |
Выражение лица | Спокойное | Напряженное | Страдальческое |
Характер дыхания | Учащенное, ровное | Учащенное, иногда чередующееся с фиксированным глубоким выдохом | Резко учащенное, поверхностное и аритмичное, одышка |
Осанка, походка, характер движения | Осанка не изменена, походка бодрая | Осанка неуверенная, мышцы расслаблены, походка неуверенная | Осанка плохая, плечи опущены, походка некоординированная |
Координация движений | Четкое выполнение команд | Неуверенные движения, нечеткое выполнение команд | Дрожание конечностей, отставание в ходьбе от группы |
Внимание | Устойчивый интерес к занятиям | Внимание снижено | Рассеянное отсутствие интереса к занятиям |
Жалобы | Нет | Усталость, боль в мышцах, сердцебиение | Головокружение, головная боль, шум в ушах, тошнота, слабость |
Опрос. Дает возможность получить информацию от самих занимающихся — до, во время и после занятий физическими упражнениями: о самочувствии (боли в мышцах, в области сердца, в правом подреберье, особенно при беге; головные боли, головокружение и проч.), о настроении (желание или нежелание заниматься физическими упражнениями).
Педагогический контроль осуществляется систематически на протяжении всего цикла занятий. При использовании методов врачебного контроля для решения педагогических задач требуется врачебно-педагогический контроль, примером которого является анализ динамики пульса на занятии.
Измерение частоты, сердечных сокращений (ЧСС). Это важный объективный показатель влияния физических упражнений на сердечно-сосудистую систему.
Средняя частота пульса в покое (уд/мин)
Возраст (лет) | Мальчики, юноши | Девочки, девушки |
7 | 86 | 87 |
8 | 83 | 85 |
9 | 80 | 83 |
10 | 76 | 79 |
11 | 75 | 79 |
12 | 73 | 76 |
13 | 73 | 76 |
14 | 73 | 74 |
15 | 72 | 75 |
16 | 70 | 75 |
17 | 68 | 73 |
18 | 62 | 70 |
Изменения пульса под воздействием регулярных занятий физическими упражнениями происходит медленно, и их можно обнаружить только при длительном наблюдении.
Однако отрицательные сдвиги, вызванные перегрузкой, переутомлением, проявляются довольно скоро. Такие отрицательные сдвиги обнаруживаются по изменению ЧСС и дыхания с применением разных функциональных проб.
Измерение ЧСС проводится во время и после занятия. Это позволяет оценить реакцию организма на выполняемые физические упражнения. При легкой физической нагрузке пульс у занимающихся достигает 100 — 120 уд/мин, при средней нагрузке — от 130 до 150 уд/мин, при большой нагрузке — свыше 150 уд/мин.
О приспособлении организма к нагрузкам (ходьба, бег, прыжки и др.) судят по восстановлению пульса.
Оценка ЧСС при выполнении упражнений различного характера (уд/мин)
Вид упражнений | Оценка реакции |
Слабая | Средняя | Большая |
На скорость | 100-130 | 140-170 | Свыше 180 |
На силу | 80-90 | 100-120 | Свыше 130 |
На выносливость | 130-140 | 150-170 | Свыше 180 |
О приспособлении организма к нагрузкам судят по восстановлению пульса. Коэффициет восстановления пульса (КВП), % определяется по следующей формуле:
КВП = 100 х ЯСС через 3 мин после нагрузки.
КВП менее 30% показывает хорошую реакцию восстановления организма после нагрузки и хорошее приспособление к ней.
Тестирование физической подготовленности. Позволяет с помощью контрольных упражнений (тестов) — стандартизированных по содержанию, форме и условиям выполнения двигательных действий — определить уровень развития отдельных физических качеств, т. е. уровень физической подготовленности занимающихся.
Наиболее часто используют следующие контрольные упражнения (тесты):
прыжок в длину с места с двух ног;
прыжки через скакалку за 1 мин;
метание набивного мяча (1-3 кг) на дальность;
подтягивание из виса на перекладине;
сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
наклоны вперед из положения сидя на полу;
6-минутный бег;
бег на 30 и 60 м, челночный бег 3x10 м, 4х10м;
бег на 2 и 3 км;
преодоление полосы препятствий и др.