СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт по развитию речи с использованием кинетического песка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказала о новом приеме работы по речевому развитию с использованием кинетического песка .

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт по развитию речи с использованием кинетического песка»


«Часто руки знают, как распутать то,

что не может понять разум»

Карл Густав Юнг






Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен усвоить и с пользой для себя применить. В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач – модернизация дошкольного образования, которое является первым уровнем российской образовательной системы. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное, всестороннее развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

В наш технологический век, когда телевизор, компьютер, всевозможные гаджеты присутствуют в каждом доме, дети уже в младшем возрасте предпочитают общению со сверстниками, прогулкам и спорту часами просиживать за компьютерными играми. Родители в большинстве случаев совершенно не задумываются о последствиях данной деятельности своих детей.

Такое времяпрепровождение дает необратимые последствия: замедляется развитие речи, впоследствии появляются проблемы в общении со сверстниками, ухудшается здоровье, растет агрессивность.

Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их комфортное пребывание в условиях ДОУ.

В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой, что большое количество детей испытывают определенные трудности в развитии речи. Педагоги находятся в постоянном поиске эффективных приемов и средств педагогического воздействия.

Цель моей работы:

создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности.

Задачи:

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Я глубоко убеждена, что одним из непременных условий успешности ребенка в школе является развитие речи, коммуникативных навыков.

Задача современного педагога состоит в том, чтобы выполнить одно из главных требований речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. А для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

Это привело меня к использованию в своей педагогической деятельности такого приема, как игра с кинетическим песком, благодаря которому можно создать условия, необходимые для речевого развития с помощью простых приемов и обычных материалов .

Изучение литературы выдающихся зарубежных ученых в области дошкольной педагогики (Фридрих Фребель, Мария Монтессори,), а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Д.Б. Эльконин , О.С. Ушакова, А.М. Бородич, Л. А. Венгер, О.И. Соловьева) которые считали, что речевое развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания, послужило основой моего педагогического опыта. Познакомившись с книгой Т.А. Андреенко «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками», я пришла к идее внедрения песочной терапии в нашем детском саду. Методические пособия Грабенко Т.М. , Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» и Н.В. Зеленцовой – Пешковой «Элементы песочной терапии», раскрыли для меня многогранные возможности игр с песком - это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать у ребенка проблемы развития.

Ведь игра с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые затрудняются выразить свои переживания при помощи слов.

Я определила ключевое направление своей педагогической деятельности, которое заключалось в систематической последовательной работе и творческом подходе.

В своей деятельности стала использовать новый прием – это речевое развитие через игру с кинетическим песком. Сегодня кинетический песок приобретает всё большую популярность в работе с детьми.

Меня познакомил с кинетическим песком мой воспитанник. Однажды Ваня принес в группу ведерко с какой-то массой и сказал, что это «живой песок». Выложили его на стол и начался эксперимент: мы лепили из него пирожки, разрезали их стекой на кусочки, рисовали на песке, строили различные постройки и сооружения. Вечером я поинтересовалась у родителей о стоимости «живого песка». Оказалось, что это весьма «дорогое удовольствие». А мне он так понравился, что я стала думать о его применении в непосредственно образовательной деятельности. В интернете нашла изготовление аналога в домашних условиях. Он оказался весьма прост: речной песок, крахмал и вода.

Я понимала, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. Для родителей были проведены консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, беседы.

На родительском собрании рассказала родителям о кинетическом песке, провела мастер-класс, на котором мы приготовили песок, поиграли. Так в жизни нашей группы появился кинетический песок.

Совместно с родителями оборудовали уголок «песочная терапия», собрали тематический материал, маленькие игрушки и оборудование для работы с песком.

Сначала я его использовала в конструировании, лепке, т.к. он хорошо держит форму. Детям очень понравился кинетический песок и они стали использовать его в самостоятельной деятельности: сначала делали постройки, потом стали обыгрывать их с различными маленькими игрушками, придумывать сюжеты.

Для возникновения интереса у детей организовывала игры, стремилась к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Работа с детьми велась на протяжении всего дня, включалась в разные виды детской деятельности, а также в режимные моменты:

-рисование на песке разными предметами (игровое упражнение «Узоры на песке»);

-работа с помощью рук (игры «Отпечатки», «Необыкновенные следы»);

-поиск предметов, спрятанных в песке ( игра «Прятки»);

-создание на песке композиций (игры «Дом», «Морской мир», «Волшебники», «Строим вместе»);

-придумывание историй , сказок ( игра «Настроение», «Новая сказка»)

Кинетический песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо сломать или испортить.

В этот момент мне на помощь приходит театрализованная деятельность, которая сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка.

Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в речевом развитии с использованием кинетического песка объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

По окончании года результаты сравнительного анализа начальной и итоговой диагностики состояния речевого развития показали улучшение у значительной части детей.

У родителей вырос уровень знаний по речевому развитию с использованием кинетического песка. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их, много семей сами сделали кинетический песок и говорят о его благоприятном влиянии. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей, выполняя рекомендации и советы. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на просьбы.

Я пришла к выводу, что кинетический песок подходит для обучения, игры и незаменим при стрессе у детей. По своей структуре он напоминает обычный песок, но кроме того, что из него можно лепить, строить, на нём можно рисовать и его можно резать, выдавливать специальным шприцом строгие формы.

Такой мега- тренажёр положительно влияет на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирует развитие мышления, воображения, речи. С его помощью гораздо легче происходит развитие мелкой моторики, формируется представление о сенсорных эталонах. К тому же кинетический песок применяю в работе с гиперактивными детьми, как средство релаксации.

Таким образом, взаимодействие с кинетическим песком приводит к тому, что процесс познания и игры становится приятным, радостным.

Внедрение нового приема работы, игра с кинетическим песком, дал большой воспитательный и образовательный эффект:

Во - первых, существенно усилилось желание ребёнка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».

В третьих, в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память , мышление), а так же речь и моторика.

В - четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В пятых , песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.

Поделилась своим педагогическим опытом с коллегами на обучающем семинаре по применению кинетического песка, показала комплексы упражнений и игр с кинетическим песком в разные режимные моменты и в образовательной деятельности.

В заключении хотелось бы отметить, что буду продолжать

работу по использованию кинетического песка в речевом развитии дошкольников, так как ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям.

В перспективе планирую использовать кинетический песок при проведении непосредственно образовательной деятельности:

на математике рисовать цифры, геометрические фигуры, детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно исправить, если допустили ошибку;

в речевом развитии буду использовать режиссерскую игру, где "артистами" являются игрушки, сюжет придумывают воспитанники, сами обыгрывают его.

Планирую разработать проект «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием кинетического песка через театрализованную деятельность».






































Педагоги и родители отметили, буквально через несколько занятий с использованием кинетического песка появились значительные улучшения в речи детей, обогатился их словарь, улучшилась память, .

По окончании года результаты сравнительного анализа начальной и итоговой диагностики состояния речевого развития показали улучшение у значительной части детей.

Мой положительный опыт был обобщен на методическом объединении воспитателей детского сада, на котором принято решение использовать метод «песочная терапия» в образовательной организации. Для воспитателей был проведен обучающий семинар по применению элементов «песочной терапии», предложены комплексы упражнений для проведения в разные режимные моменты в образовательной деятельности. На занятиях дети знакомятся с дидактическими играми, затем в группе в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми закрепляют и отрабатывают полученные навыки.

Педагоги используют кинетический песок:

-при проведении непосредственно образовательной деятельности:

на математике предлагается детям нарисовать цифры, геометрические фигуры; Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно исправить, если допустили ошибку;

для речевого развития можно предложить детям сюжетные игры или сочинить сказку.

Также педагоги используют песок в экспериментальной деятельности.

Сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована. Это дает возможность нам внести свой неповторимый вклад в распространение и осмысление этого чудесного метода. Рекомендую вам использовать песочную терапию в своей педагогической практике, так как она дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.


В заключении еще раз предлагаю вам окунуться в приятные воспоминания о лете, море, песке. Теперь вы знаете, что песок - это не только приятные ощущения, но и средство педагогического воздействия.






Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во - первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «Тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»

В третьих, в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память , мышление), а так же речь и моторика.

В - четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В пятых , песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

В нашем саду, как вы знаете, также есть очень интересное направление песочной терапии – использование и применение кинетического песка, ведётся для малышей кружок «Волшебный песок». Много игр и заданий я взяла из книг Грабенко Т.М. , Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, и развивающие и адаптирующие игры», и Н.В. Зеленцовой – Пешковой «Элементы песочной терапии».

Поэтому целью моей деятельности послужило создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности.

Таким образом выполняются следующие образовательные задачи речевого развития:

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.


Полезные свойства использования кинетического песка для развития речи:

Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения;

Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами.

Игра с кинетическим песком очень полезна и увлекательна, в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения;

Способствует коррекции асоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе.



Преимущества кинетического песка:

нетоксичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей с раннего возраста;

просыпанный на пол песок не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;

в случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) через определенное время выходят из организма естественным путем, не вызывая дискомфорт; им практически невозможно засорить глаза;

он рыхлый, но растягивается, из него можно строить разнообразные фигуры, можно лепить, он пластичен, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и одежде, не требуется специальной песочницы, условий хранения.

Сначала я его использовала в конструировании, лепке, т.к. он хорошо держит форму. Детям очень понравился этот песок и они стали использовать его в самостоятельной деятельности : сначала делали различные постройки, потом стали обыгрывать их с различными маленькими игрушками, придумывать сюжеты.

Вот тут-то мне и пришла идея использовать кинетический песок на занятиях по развитию речи.

В интернете я нашла рецепт приготовления песка в домашних условиях. Он оказался весьма прост.

Впервые принцип "песочная терапия" был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом. По его мнению, этот текучий материал символизирует жизнь во вселенной, а отдельные песчинки - это люди и другие живые существа.

Кинетический песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо сломать или испортить.

Основополагающая идея песочной терапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.

По моему мнению самой главной проблемой в использовании кинетического песка является его притягательность, погрузив в него руки так и хочется создавать «архитектурные шедевры», а развитие речи уходит на второй план. Для меня как воспитателя в этот момент главной задачей является создание мотивации, которая увлечет детей в нужном направлении, чтобы поставленные мной образовательные задачи были выполнены.

В этот момент мне на помощь приходит театрализованная деятельность, которая сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка.

Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

В режиссерской игре "артистами" являются игрушки, с их помощью задаю сюжет, обыгрываю проблемную ситуацию, которую воспитанники решают, прошу их о помощи в решении созданного конфликта или проблемы, они придумывают свои пути решения. Так рождается наше совместное творчество, рождается новая сказка.

Сказку придумывают дети, я беру на себя роль помощника, этакой сказочной феи, которая готова прийти на помощь в трудную минуту.

Таким образом выполняются следующие образовательные задачи речевого развития:

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.


Полезные свойства использования кинетического песка для развития речи:
Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения;
Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами.
Игра с кинетическим песком очень полезна и увлекательна, в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения;
Способствует коррекции асоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. 



Планирую разработать проект «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием кинетического песка через театрализованную деятельность». Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, создать методический материал по данной проблеме, продолжать поиск новых, эффективных форм и методов работы по речевому развитию.


Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач – модернизация системы дошкольного образования, которое является первой ступенью российской образовательной системы. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное, всестороннее развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.


Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Фридрих Фребель, Мария Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Д.Б. Эльконин, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, О.С. Ушакова, А.М. Бородич, Л. А. Венгер, О.И. Соловьева и др.) справедливо считали, что речевое развитие, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.



Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Насколько хорошо будет развит ребенок в дошкольном детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.


Новизна: Последнее время всё большую популярность в работе с детьми приобретает кинетический песок.


Этот магнит притягивает к себе детские ручки и позволяет возводить невероятные сооружения, воплощая в постройках свои мечты и фантазии. Этот песок подойдёт для обучения, игры и незаменим при стрессе у детей. По своей структуре он напоминает обычный песок, но кроме того, что из него можно лепить, строить, на нём можно рисовать и его можно…резать, выдавливать специальным шприцом строгие формы. Такой мега- тренажёр положительно влияет на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирует развитие у малыша мышления, воображения, речи. С его помощью гораздо легче будет происходить развитие мелкой моторики, формироваться представления о сенсорных эталонах. К тому же кинетический песок, всё чаще применяется в работе с гиперактивными детьми, как средство релаксации. Поэтому всё чаще этот «чудо-материал» используется в работе с младшими дошкольниками, именно в силу всех вышеперечисленных достоинств.

Во 1-, ребёнок начинает интересоваться чем-то новым, растёт его желание познавать мир самостоятельно, экспериментируя.

Во 2, более интенсивно развиваются внимание, память, мышление

В 3, в играх с песком развиваются тактильные ощущения, и как следствие, мелкая моторика и сенсорные ощущения

В 4, активизируется словарь детей, расширяется кругозор

В 5, таким деткам просто очень нравится играть с песком, как с простым, и с кинетическим.

Таким образом, использование в работе с малышами песка, в игровой или учебной деятельности, приводит к тому, что процесс познания и игры становится приятным, радостным.

Цель опыта работы: создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о сенсорных эталонах, через дидактическую игру с использованием кинетического песка.

2. Развивать чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности, режимных моментов.

3. Воспитание положительных эмоций, связанных в восприятии явлений окружающего мира.


Для реализации поставленных целей и задач нами был разработан план работы, который включал следующие этапы:

1 этап Подготовительный (сентябрь – октябрь)

1. Изучение литературы по сенсорики и изучение свойств песка

2. Составление перспективного плана работы

3. Создание условий для эффективного использования игр;

4. Подбор дидактического материала и игр;

5. Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии.

6. Диагностика детей

2 этап Практический (ноябрь – апрель)

1. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

2. Проведение дидактических игр и игр-занятий.

3. Проведение консультации для родителей «Сенсорное воспитание ребенка», «Чудо-песок»;

4. Беседа «Чем занять ребенка трех – четырех лет дома»;

3 этап Заключительный (май)

1. Итоговая диагностика детей;

2. Проведение родительского собрания «Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»;

3. Открытое занятие для педагогов ДОУ в младшей группе «Страна игрушек»;

4. Выступление с презентацией опыта работы на педсовете по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»

5. Создание картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

6. Публикация материалов из опыта работы в педагогическом интернет – сообществе.

На первом этапе работы была изучена методическая литература по теме и свойства кинетического песка, был разработан перспективный план работы с детьми и их родителями, подготовлена предметная развивающая среда. Для этого в группе закуплен кинетический песок и создан сенсорный центр для развития всех видов восприятия, для реализации сенсорноперцептивных особенностей речевого развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними, предусмотрен специальный дидактический стол для сенсорного развития и совершенствования мелкой моторики пальцев рук, а также приобретён стол для игр с песком и водой. Был подобран необходимый дидактический материал и игры. Так как материальные возможности детского сада весьма ограничены, и необходимые пособия мы с родителями изготавливали самостоятельно, используя любые подручные материалы и собственную фантазию.


На данном этапе была проведена диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (автор Т. В. Николаева, которая предполагала выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета. Итоги диагностики были представлены следующими результатами:


(октябрь 2014)

Высокий уровень -10%


Средний -50%

Низкий -40%


Второй этап предполагал непосредственную плодотворную работу с детьми. Для возникновения интереса у детей сами специально организовывали игру. Стремились к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Работа с детьми велась на протяжении всего дня, включалась в разные виды детской деятельности, а также в режимные моменты: во время кормления («Какого цвета суп», «Чем пахнет сок», «Какой формы печенье»); умывания («Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло и чем оно пахнет», «Намыль белые перчатки»); при одевания («Найди пару к носочку», «Какого цвета одежда», «Чей шарфик длиннее»); во время прогулки («Приятный аромат цветов», «Шуршание листьев», «С какого дерева листочек», «Сделай отпечаток на снегу и песке»); в развлечениях («Праздник мыльных пузырей», «Разноцветные шарики», «В гостях у Петушка», «Веселые матрешки») в экспериментальной деятельности (игры с водой, игры с песком, игры со снегом, листьями); в игровой деятельности («Строители», «Накормим куклу», «Погладь разноцветные полотенца», «Разложи посуду по полочкам», «Найди тарелочку для чашечки», «Собери картинку», «Собери пазлы»). Следует отметить, что работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте. Но, несмотря на уровень развития со всеми детьми в работе использовался кинетический песок (отыщи приз, вставь ёжику одну иголку другому много и т.д.).


Одним из направлений нашей системы сенсорного воспитания была работа с родителями. При включении данного направления мы исходили из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. Для родителей были организованны консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, беседы. Были показаны игры, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов.


После реализации деятельности, направленной на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста была проведена контрольная диагностика по определению эффективности проделанной нами работы. Цель: Выявить уровень развития младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины, участвующих в эксперименте, сравнить результаты. При проведении тестовых испытаний были использованы те же методики, что и на начальном этапе, т. к. для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику сенсорного развития дошкольников в группе.

(Май 2015)

Высокий уровень -55%

Средний -40%

Низкий – 5%


Сравнительный анализ итоговой диагностики позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с использованием кинетического песка значительно влияет на сенсорное развитие детей, его эмоциональную сферу и на развитие личности дошкольника в целом. Это выразилось в количественных и качественных показателях. Дети лучше стали лучше различать цвета, выделять предметы по форме и величине. У 55% детей достаточно высокий уровень сенсорного развития; у 40% - средний уровень, у 5 %детей низкий уровень сенсорного развития.


В ходе бесед с детьми, мы заметили, что у детей появился интерес к окружающему миру, они стали обращать внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим.

Дети научились играть в дидактические игры, различают предметы по признакам: цвет, форма, запах.

У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их, много семей приобрели кинетический песок и говорят о его благоприятном влиянии. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей. Это проявляется в выполнении наших рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на просьбы.

В заключении хотелось бы отметить, что мы планируем не останавливаться на достигнутых результатах. Мы и дальше будем продолжать вести плодотворную работу по использованию кинетического песка в сенсорном развитии дошкольников, так как ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и всестороннего воспитания дошкольника.


Перспективы работы:

•Пополнение сенсорного пространства в группе.

•Разработка игр, в процессе которых развиваются психические функции: анализ, синтез, классификация, умозаключения, умственные действия.

•Создание методической копилки: «Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов».


Мы полагаем, что данный опыт может представлять интерес для воспитателей детских дошкольных учреждений независимо от реализуемой программ.